Зрение как зеркало: европейские теории визуальности и «аккомодативный» стиль художников-иезуитов в Китае

 
Код статьиS004287440004805-0-1
DOI10.31857/S004287440004805-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы166-172
Аннотация

Статья посвящена этико-философским и эстетическим источникам выработки знаменитой аккомодативной теологической концепции, использовавшейся представителями ордена иезуитов, в частности, при миссионерской работе в Китае. Автор показывает, что итальянский художник Джузеппе Кастильоне и другие художники-иезуиты при дворе маньчжурских императоров в Пекине умело пользовались теоретическими наработками европейских мыслителей для создания в Китае тонкого визуального синтеза европейской и китайской традиций, которого ожидали от них заказчики-императоры.

Ключевые словаэстетика, теология, теория искусства, орден иезуитов, аккомодативные концепции, китайское искусство
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов18105
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 По требованию великого императора маньчжурской династии Цин Канси (оды правления 1661–1722) придворные иезуиты, известные на Западе как «математики короля», выписали из Европы в Пекин «специалиста по перспективе». Им оказался молодой светский брат ордена иезуитов, итальянский барочный мастер Джузеппе Кастильоне (Giuseppe Castiglione, 1688–1766), прибывший на место назначения осенью 1715 г. Кастильоне, принявший в Китае имя Лан Ши-нин (郎世寧), прожил в цинской столице более полувека, до конца своих дней служа в качестве «интеллектуального данника» [Неглинская, 2010] Канси и его преемникам – императорам Юнчжэну (правил в 1722–1735 гг.) и Цяньлуну (правил в 1736–1795 гг.).
2 Интерес венценосных маньчжурских покровителей искусств к научным и художественным достижениям Запада достаточно широко известен. Так, Канси особенно увлекался европейскими точными науками, для чего и потребовал, чтобы придворные иезуиты предоставили ему художника-перспективиста. Заметим, что интерес Канси к перспективе взялся отнюдь не из ничего1. Изобразительная система сяньфа (線法, «линейный [перспективный] метод»), появившаяся в Китае с легкой руки европейских миссионеров еще в эпоху Мин (1368–1644), оказалась частным случаем приспособления техники европейского искусства (к XVIII в. достигшей вершины использования математики и геометрии в монументальной живописи) к китайской живописной традиции, став одной из характерных черт так называемого «цинского» синоевропейского придворного стиля [Неглинская, 2015]. Именно в творчестве Кастильоне цинский стиль, часто характеризуемый как синтетический, «оксиденталистский» и т.д., вылился, в частности, в попытку деликатного сочетания европейских и китайских принципов построения пространства на плоскости [Дубровская 2018а]. 1. Подробнее о пробуждении вкуса к перспективным штудиям во времена императора Канси см.: [Дубровская 2018г, 43–44].
3 Ни одно явление культуры и искусства не может возникнуть без определенных этико-философских предпосылок. Причина интереса заказчиков-императоров к западным новшествам крылась, скорее всего, в характерной для завоевателей-маньчжуров любознательности, не скованной традиционной имперской догмой, заставлявшей их предшественников, ханьцев, ограничиваться китайской пластической парадигмой. Дать же адекватный ответ на амбициозный вызов, брошенный европейцам в Китае, могли лишь представители новой, барочной культуры, взращенные программой Тридентского собора (1545 г.), помимо прочего определившего образы искусства Контрреформации [Mullet 1999, 29–68]. Таковыми стали иезуиты, в равной степени ученые, архитекторы и живописцы, люди, приехавшие в Китай уже после того, как были расписаны плафоны Иль Джезу и других римских барочных церквей, мастера, продемонстрировавшие, что при помощи строгих расчетов, математики и перспективных сокращений можно изобразить на плоском потолке бесконечные небеса. Расчеты теологов-математиков удались именно по причине четкой постановки задачи.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1527

Оценка читателей: голосов 0

1. Beurdeley, Cecile, Beurdeley, Michel (1971). Giuseppe Castiglione. A Jesuit Painter at the Court of the Chinese Emperors, Charles E. Tuttle Company, Tokyo.

2. Clunas, —raig (1997) Art in China. (Oxford History of Art), Oxford University Press, Oxford Ц New York.

3. Corsi, Elisabetta (2004) La Fabrica de las Ilusiones: los jesuitas y la difusion de la perspectiva lineal en China (1698Ц1766), El Colegio de Mexico, Mexico.

4. Dematte, Paola (2016) УA Confucian Education for EuropeansФ, The Art Bulletin, 98:1 (2016).

5. Dimler, Richard (1976) УA Bibliographical Survey of Jesuit Emblem Authors in German-speaking Territoriesї, Archivum Historicum Societatis Iesu, XLV, 89 (1976), pр. 129Ц138.

6. Dubrovskaya, Dinara V (2001) First Jesuit Mission in China. Matteo Ricci et al (1552Ц1775), IV RAN, Kraft+, Moscow (in Russian).

7. Dubrovskaya, Dinara V (2018) УEuropean Linear PerspectiveТs Perception in China and Painting of Giuseppe Castiglione (Lang Shining; 1688Ц1766)Ф, Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN, є 1 (2018), pp. 89Ц101.

8. Dubrovskaya, Dinara V (2018) УJesuits and the Enlightenment: The New Vision of China from Matteo Ricci to Adam SmithФ, Orientalistika, є 2 (2018), pp. 194Ц209 (in Russian).

9. Dubrovskaya, Dinara V (2018c) УOn Giuseppe CastiglioneТs (Lang ShiningТs) portraiture as a contribution to Sino-European style in Chinese artФ, Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN, є 2 (2018), pp. 80Ц90 (in Russian).

10. Dubrovskaya, Dinara V (2018) Lang Shining, or Giuseppe Castiglione at the Court of the Son of Heaven. IV RAN, Moscow (in Russian).

11. Dubrovskaya, Dinara V (2018) УGiuseppe Castiglione's (Lang Shining's) Portraiture between Chinese and European TraditionsФ, Sobranie. Art and Culture, є 6 (2018), pp. 53Ц70 (in Russian).

12. Dubrovskaya, Dinara V (2019) УPeaceful Message of Emperor Qianlong (1711Ц1799)Ф, Vostok / Oriens. Afro-aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost', є 2 (2019), in print (in Russian).

13. Morozov, Alexander A. (1974) Emblematics of Baroque in Literature and Art of the Peter the Great's Epoch, 18th c. Book 9. Problems of Literary Development in Russia of the 18th century, Leningrad, pp. 184Ц226 (in Russian).

14. Mullett, Michael A. (1999) УThe Council of Trent and the Catholic ReformationФ, The Catholic Reformation, Routledge, London, pp. 29-68.

15. Neglinskaya, Marina A. (2010) RuТyi-guan // Spiritual Culture of China: Encyclopaedia. Vol. 6. Art / Eds. Mikhail L. Titarenko et al, Vostochnaya Literatura, Moscow, pp. 584Ц586 (in Russian).

16. Neginskaya, Marina A. (2015) Chinoiserie in China: Qing Style of the Three Emperors (1662Ц1795), IV RAN, Moscow (in Russian).

17. Ning Ding, ten-Doesschate Chu, Petra (Eds.) (2015) Qing Encounters: Artistic Exchanges between China and the West (Issues & Debates), Getty Research Institute, Los Angeles.

18. Praz, Mario (1989) Imagenes del Barroco (estudios de emblematica), Publicado por Ediciones Siruela, Madrid, 1989.

19. Shteiner, Evgeny S. (1987) УLang Shining (1688Ц1766)Ф, One Hundred Memorable Dates, Sovetskii Hudozhnik, Moscow (in Russian).

20. Witek, John (1999) Aleni, Giulio, Biographical Dictionary of Christian Missions, Gerald Anderson (ed.), Eerdmans, Grand Rapids, Michigan, pp. 9Ц10.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх