Шэнэхэнские буряты в эпоху "социалистической модернизации" в Китае

 
Код статьиS086919080029847-8-1
DOI10.31696/S086919080029847-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет»
Адрес: Российская Федерация, Иркутск
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт монголоведения, буддологии и социологии Сибирского отделения Российской академии наук"
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы69-80
Аннотация

   Статья посвящена исследованию перехода группы шэнэхэнских бурят от состояния общинной замкнутости и натурального хозяйства к участию в динамичных модернизационных процессах в Китае. Данная этническая группа представлена как экономически самодостаточная, культурно отъединённая от принимающего общества системой родовых связей, языком, традициями, обычаями, способная поддерживать структуры социальности – от внутренних браков до языка, образования и властных отношений. Авторы поднимают вопросы о том, как влияет переход к рыночным отношениям на характер и образ жизни группы, происходит ли (а если происходит, то как) трансформация от общинной замкнутости к открытости, индивидуализации жизненных стратегий, каковы сдвиги в культуре, социальной структуре, образе жизни, структурах повседневности, каковы перспективы самого существования этой сравнительно малочисленной группы в условиях открытости и рыночной экономики. В статье показано, как постепенно размывается общинность, формируется качественно иной уровень интеграции в китайское общество, а шэнэхэнские буряты вступают в полосу жёсткой конкуренции за образование, рабочие места и ресурсы. Новые технологии власти и контроля наряду с традиционными такжене могут не подрывать прежней общинной замкнутости., что группа, которая выжила и укрепила общинную солидарность в эпоху тяжелейших катаклизмов, имеет перспективу подвергнуться социальной и культурной эрозии в период роста материального благосостояния и появления новых профессиональных, социальных и культурных лифтов. В основу статьи положены материалы полевых исследований одного из авторов во время поездок в АВМ КНР (2006, 2007, 2013, 2017), неформальные интервью с бурятами Шэнэхэна (1997, 1998, 2007, 2008, 2019, 2023), воспоминания представителей общины, опубликованные исследовательские работы, материалы масс-медиа.

 

Ключевые словашэнэхэнские буряты, диаспоральная группа, замкнутость, консолидация, модернизация, рыночная экономика, конкуренция
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI в.)», № 121031000243–5)
Получено19.05.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов27445
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Небольшая общность шэнэхэнских бурят в Китае не обделена вниманием отечественных и зарубежных исследователей. Ей посвящены работы Д.Ц. Бороноевой [Бороноева, 2011, с. 186–190; Бороноева, 2000], З. Шмыта [Шмыт, 2013], М.С. Михалёва [Михалёв, 2017, с. 108–120], ряда других авторов, серия наших статей [Балдано, Дятлов, 2008, с. 164–192; Балдано, 2015, с. 282–304]. Однако появляются все новые проблемы и сюжеты, вводятся в научный оборот новые источники. Интересна сама драматическая история этой небольшой группы бурятских беженцев во Внутреннюю Монголию. В Бурятии осмысление и оценка их судьбы стали важным фактором процесса нациестроительства, о чем свидетельствуют бурные дискуссии вокруг спектакля «Ветер минувших времен» Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева [Дятлов, Балдано, 2017, с. 308–333].
2 Для исследователей – это замечательная площадка для изучения миграционных и диаспоральных проблем. Кроме того, это еще и текущий процесс, многие феномены которого выражены как тенденции с открытыми перспективами. Китай – страна информационно закрытая. Национальные отношения – тема политически острая и закрытая вдвойне. Поэтому не хватает источников. Однако имеются материалы наблюдений многолетних экспедиций, много информации появляется в интернете. Теоретические инструменты для анализа дали работы Р. Брубейкера [Brubaker, 2005; Брубейкер, 2012], Г. Шеффера [Шеффер, 2000; 2003], У. Сафрана [Сафран, 2004], Й. Шайна и А. Барта [Шайн, Барт, 2015], посвященные проблеме диаспор.
3

ИСХОД И САМОИЗОЛЯЦИЯ

4 Бежавшие от потрясений Гражданской войны и социалистических преобразований буряты – выходцы из России – осели в области Барга Внутренней Монголии Китая, в районе реки Шэнэхэн, основав этнокультурную группу шэнэхэнских бурят. Приток мигрантов продолжался до 1933 г. Точных официальных данных о численности группы нет, но все наблюдатели сходятся в том, что она колебалась в пределах шести – девяти тысяч человек.
5 Это было бегство в другую страну, но осуществленное в традиционной форме откочёвки. Удалось сохранить материальную основу экономической жизни и социальной организации – скот. Не была разрушена родовая структура, сохранилась традиционная элита, которая заранее получила согласие китайских властей на переселение. Воспроизводство традиционной социальной структуры, образа жизни и хозяйственного уклада, привычных властных отношений было результатом ухода родовыми группами, со скотом. Стимулом к консолидации и созданию новой этнолокальной группы стал отрыв от основного этнического массива. Характерно, что при этом не произошло маргинализации. Шэнэхэнские буряты формировались как замкнутое изолированное сообщество, ведущее натуральное хозяйство в форме полукочевого скотоводства.
6 Старожильческое население не проявило недоброжелательства или вражды к мигрантам. Возможно, это объяснялось близким родством бурят и баргутов, их давними и тесными историческими связями. При этом не менее родственные племена встретили шэнэхэнских бурят неласково, когда часть их откочевала в 1920–1930-х гг. подальше от советской границы. Для разрешения конфликта из-за пастбищ пришлось прибегнуть к посредничеству буддистского иерарха Панчен-ламы. В Шэнэхэне такого конфликта не возникло, т. к. власти выделили для пастбищ выморочные после эпидемии земли. Необходимость в повседневном общении с соседями, а тем более, продвинутая интеграция не были актуальны при ведении традиционного скотоводства. Смешанных браков, даже с родственными баргутами, почти не было. Численность группы и ее родовое разнообразие позволили выстроить замкнутую систему с достаточным количеством собственных брачных партнеров.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 22

Оценка читателей: голосов 0

1. Абида Ц., Болод З., Димчиг Б., Лхамсурэн С. Современный исторический обзор бурят Шэнэхэна. Локальные особенности бурятской этнической общины Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. С. 23-38.

2. Актамов И.Г., Бадараев Д.Д., Ван И.Д. Система жизнеобеспечения Внутренней Монголии КНР: теоретическая модель и практическая реализация. Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 2. Т. 9. С. 147-162.

3. Бадараев Д.Д. Номадизм в АРВМ КНР в условиях промышленного прессинга пастбищных территорий. Власть. История и археология. 2016. № 5. С. 139–145.

4. Балдано М., Дятлов В. Шэнэхэнские буряты: из диаспоры в диаспору? Диаспоры. 2008. № 1. С. 164–192.

5. Балдано М.Н. Процесс национального строительства в современной Бурятии: трансграничные вызовы – риски и возможности. Трансграничные вызовы национальному государству. СПб.: Интерсоцис, 2015. С. 282–304.

6. Белая книга «Национальная политика Китая и общее процветание и развитие всех национальностей» http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2009- 12/14/content_19062289_6.htm (дата обращения: 15.11.2023)

7. Бороноева Д.Ц. Концепт «Родина» в идеологии и практике бурятских диаспор. Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 186–190.

8. Бороноева Д.Ц. Религиозные традиции в этнической культуре бурят Внутренней Монголии КНР. Очерки истории и культуры бурят Внутренней Монголии КНР. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. С. 91-110.

9. Брубейкер Р. Этничность без групп. Пер. с англ. И. Борисовой; науч. ред. Я. Охонько. М.: Издат. Дом ВШЭ, 2012. 408 c.

10. Брубейкер Р. «Диаспора» диаспоры. Этнические и расовые исследования. 2005. Vol. 28. № 1. С. 1-19 (на англ. яз.)

11. Графов Д. Цифровые технологии властного контроля: система социального доверия в КНР. Технологии, меняющие мир: применение и эффекты в мире и на Востоке. Сост., науч. и лит. ред. С.А. Панарин. СПб.: Нестор-История. 2021. С. 160–190.

12. Дятлов В.И., Балдано М.Н. «Ветер минувших времен»: шэнэхэнские буряты в общественно-политических дискуссиях современной Бурятии. Миграции и диаспоры в монгольском мире: стратегии и практики транскультурного взаимодействия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017. С. 308–333.

13. Китайцы организованно напали на бурятские пастбища в Шэнэхэне. ARD. http://asiarussia.ru/news/17215/ (дата обращения: 13.11.2023)

14. Мажинский C.B. Особенности проведения аграрных преобразований Коммунистической партией Китая во Внутренней Монголии в период с 1947 по 1949 гг. Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6 (26). С. 100-102.

15. Михалёв М.С. Искусство быть неассимилированным. Стратегии шэнэхэнских бурят в контексте российско-китайской границы. Известия лаборатории древних технологий. 2017. Т. 13. № 4. С. 108–120.

16. Сафран У. Сравнительный анализ диаспор. Размышления о книге Робина Коэна «Мировые диаспоры». Диаспоры. 2004. № 4. С. 138–162.

17. Согтын Ж. Шэнэхэнские бурят-монголы. Хулунбуир: Издательство Комитета Внутренней Монголии по культуре, 2011. 216 с. (на старо-монг. яз.)

18. Соловьёв А.В., Тарасов А.П. Гармаев Уржин. Малая энциклопедия Забайкалья. Международные связи. Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2012. С. 151–152.

19. Урадийн Е. Булаг. От неравенства к различиям: Колониальные контрадикции класса и этничности в «социалистическом» Китае. Культурные исследования. № 14 (3/4). 2000. С. 531-561 (на англ. яз.)

20. Хобсбаум Э. Изобретение традиции. Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

21. Шайн Й., Барт А. Диаспоры и теория международных отношений. Современная наука о международных отношениях за рубежом: Хрестоматия в 3-х т. Т. 2. Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: НПРСМД, 2015. С. 961–995.

22. Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике. Диаспоры. 2003. № 1. С. 162–184.

23. Шмыт З. «Модерн номадз». Антропологические очерки современных бурятских миграций в России. Иркутск: Оттиск, 2013. 174 с.

24. Шмыт З. Граница как ресурс, граница как средство передвижения во времени. Социальные репрезентации диаспор в российско-китайском пограничье. Миграционные исследования - Обзор польской диаспоры. 2023. № 2 (188). С. 139-158 (на польск. яз.).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх