The Ancient Egyptian Female Mummy-Cover of the 21st Dynasty in the Collection of the I.N. Kramskoy Voronezh Regional Art Museum

 
PIIS086919080029799-5-1
DOI10.31857/S086919080029799-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation:
Institute of Oriental Studies of the RAS
Center for Egyptological Studies of the RAS
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages241-253
Abstract

The article is a publication of an Ancient Egyptian anonymous mummy-cover of the Dynasty 21, kept in the collection of the I.N. Kramskoy Voronezh Regional Art Museum (Inv. no. 2 ДВ). This item is a part of the burial assemblage of a noble Egyptian woman, originating from the secret tomb of the Theban priests at Bab el-Gasus. Initially, the mummy-cover entered in the museum of the Yuryev (Tartu) Imperial University, where it ended up after the distribution of antiquities from the so-called “Russian lot” – a diplomatic gift from the Khedive Abbas II Hilmi. In fact, the mummy-cover had only twice become the subject of brief scholar publications: in the summary work of B.A. Turaev, dedicated to Egyptian antiquities in the collections of the Russian Empire (1899) and in the catalogue of Egyptian objects from museums of the former USSR, compiled by O.D. Berlev and S.I. Hodjash (1998). Thus, the relevance of the article is determined by the necessity for a new separate publication of the object, which would include along with its description the graphic reproduction and transliteration of inscriptions. The article is hence mainly devoted to the description and typological classification of the mummy-cover decoration and layout. According to O.D. Berlev, the mummy-cover should be considered as belonging to the Theban priestess Nesytaudjatakhet, whose inner and outer coffins were included in the “Russian lot” as well. Nevertheless, taking into account the recently identified archival documentation concerning the “Russian lot,” the attribution of the mummy-cover requires further investigation and additional verification.

KeywordsAncient Egypt, Bab El-Gasus, Dynasty 21, the gift of the Khedive, “Russian lot”, Nesytaudjatakhet, I.N. Kramskoy Voronezh Regional Art Museum.
Received27.02.2024
Publication date02.03.2024
Number of characters28431
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В числе наиболее значительных предметов египетского собрания, представленных в экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского (далее ВОХМ), находится безымянная мумийная крышка1 времени правления XXI династии, принадлежащая знатной египтянке (инв. № 2 ДВ) (рис. 1). Согласно историографическим и архивным данным [Тураев, 1899, с. 159 (43); Тарасенко, 2019, с. 741; Бакина, 2021, c. 11–12], известно, что с 1894 по 1916 гг. данный памятник хранился в Музее древностей при Императорском Юрьевском университете, из которого в условиях Первой мировой войны большая часть его египетской коллекции была эвакуирована в Воронеж2 [Берлев, Ходжаш, Этингоф, 1991, с. 10; DorpatYuryevTartu and Voronezh, 2006, p. 22]. Первое краткое описание мумийной крышки принадлежит Б.А. Тураеву3, также отметившему факт ее поступления в университетский музей из числа древностей, подаренных России египетским Хедивом Аббасом II Хильми [Тураев, 1899, с. 154]4. История формирования т.н. российского лота и его последующего раздела между несколькими образовательными учреждениями Российской империи, подробно прослеженная в недавних работах [Крол, 2017; Тарасенко, 2020], не входит в задачи данной статьи, поэтому мы не видим необходимости специально останавливаться на этом. После описания Б.А. Тураева важнейшей публикацией мумийной крышки стала небольшая статья в фундаментальном англоязычном каталоге египетских древностей из музеев бывшего СССР, составленном О.Д. Берлевым и С.А. Ходжаш [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12, pl. 29–33, fig. II.12.1–12.15]. Наряду с англоязычным переводом надписей на крышке в каталоге были впервые опубликованы ее детализированные фотографии5. О.Д. Берлеву также принадлежит предположение о принадлежности мумийной крышки фиванской жрице Неситауджатахет, внешний и внутренний саркофаги которой были присланы в Российскую империю в составе дара Хедива [Berlev, Hodjash, 1998, p. 10, pl. 26–27, fig. II.8.1–3; Большаков, 2017; 2020; Bolshakov 2021]. С тех пор предположение О.Д. Берлева, основанное на портретном (!) и стилистическом сходстве мумийной крышки с саркофагами Неситауджатахет [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12], фактически, стало приоритетным6 [Тарасенко, 2016, c. 520; 2019, c. 730, 741; Tarasenko, 2017, p. 531; Тарасенко, Бакина, 2021, c. 15]. В пользу такой атрибуции воронежской мумийной крышки, казалось бы, свидетельствует и то, что из упоминаемых О.Д. Берлевым трёх женских саркофагов из «российского лота» (двух саркофагов, принадлежащих Неситуаджатахет, и одного – Иусанх) – это наиболее вероятный подходящий вариант7 [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12]. О.Д. Берлев исходил из предпосылки, что владелицей мумийной крышки из ВОХМ могла быть либо Неситауджатахет, либо Иусанх8, причем второй вариант исключался им на основе того, что, по имевшейся у него информации, мумийная крышка Иусанх хранилась в Афинском археологическом музее [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12]. Сопоставление размеров мумийной крышки ВОХМ с параметрами внутреннего саркофага Неситауджатахет также не противоречит данному предположению9. Вместе с тем вопрос о надежной атрибуции мумийной крышки все же остается открытым, поскольку в Афинах, как выяснилось, находится вовсе не мумийная крышка Иусанх, а ее внутренний саркофаг [Тарасенко, 2019, c. 741]. Благодаря недавним публикациям архивных документов, позволившим выявить общее количество предметов в составе «российского лота», перипетии его отправки в Россию и последующего дробления на части, многое из обстоятельств этой запутанной истории стало теперь ясным [Крол 2017; Тарасенко 2020]. Объяснением тому, что все части погребального комплекса Неситауджатахет не перечислены в списках «российского лота» по отдельности10, может быть то обстоятельство, что при их составлении учитывались лишь имена владельцев предметов погребального инвентаря11. Полный же состав «российского лота» был недавно установлен Н.А. Тарасенко на основе отчетов профессора Новороссийского (Одесского) университета А.Н. Деревицкого о распределении древностей из дара Хедива между несколькими учебными заведениями Российской империи в 1895 г.12 [Тарасенко, 2020, c. 229–230, 234–236]. Таким образом, вопреки не соответствующим действительности сведениям всего о четырех саркофагах в составе «российского лота» [Daressy, 1907, p. 4, 19; Berlev, Hodjash, 1998, p. 113], в него входило, как теперь ясно из отчетов А.Н. Деревицкого, восемь (!) элементов только женских погребальных комплексов, три из которых представляли собой мумийные крышки13, к сожалению, безымянные14, что значительно затрудняет как идентификацию их владелиц, так и соответствие погребальным комплексам из Баб эль-Газуса. Иначе говоря, не отвергая a priori предположение О.Д. Берлева, соотнесение мумийной крышки ВОХМ с погребальным комплексом Неситауджатахет все же требует дополнительного обоснования15. Так, на наш взгляд, предварительно возможно допустить принадлежность Неситауджатахет безымянной мумийной крышки из Эрмитажа (№ ДВ 3870), тем более что ее размеры (173 см), хотя и «впритык», соответствуют размерам ящика внутреннего саркофага (НМРТ, инв. № КП 5404/1)16. Следовательно, точка в данном вопросе может быть поставлена лишь после всестороннего исследования как архивных данных, связанных с установлением точного количества элементов погребального комплекса Неситауджатахет в «российском лоте», так и сравнительного изучения изобразительной программы самой мумийной крышки.

1. Мумийная крышка (или «мумийная доска») – условное название особого элемента погребального инвентаря, имеющего вид редуцированной крышки саркофага, помещавшейся непосредственно на мумию. Автор выражает глубокую признательность О.А. Рябчиковой и Ю.В. Протопоповой за возможность изучить памятник на месте его хранения.

2. В настоящее время эстонской стороной поставлен вопрос о репатриации египетской коллекции из ВОХМ в Тарту [DorpatYuryevTartu and Voronezh, 2006, p. 9–10, 14–15, 29].

3. Впрочем, атрибутированную им как крышку саркофага [Тураев, 1899, c. 159 (43)].

4. Как известно, все предметы из дара Хедива происходят из тайного жреческого захоронения в Баб эль-Газусе, обнаруженного в 1891 г. Об исследовании тайника и дальнейшей судьбе находок из него существует обширная литература, см.: [Daressy, 1907, p. 3–38; Niwiński, 1988, p. 25–27; Sousa, 2018(1), p. 21–33; Sousa, Amenta, Cooney, 2021, p. 11–31].

5. Следует, тем не менее, отметить, что все фотографии в каталоге черно-белые, что не позволяет исследовать декор мумийной крышки должным образом.

6. Тем не менее, развернутой аргументации в пользу данной атрибуции ни в каталоге, ни в других работах не дается.

7. Сам О.Д. Берлев, однако, отмечал, что в описи предметов лота, хранящейся в Одесском Археологическом музее, ни крышки саркофагов, ни мумийные крышки не упоминаются [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12].

8. Внешний саркофаг Иусанх ныне экспонируется в ГМИИ им. А.С. Пушкина [Анохина, Дюжева, Томашевич, 2019, c. 168–172].

9. То есть крышка (162 х 40,5 см) свободно укладывается во внутренний ящик саркофага, внутренние размеры которого составляют 173,5 х 44,3 см (Казань, НМРТ, инв. № КП-5404/1).

10. Подробнее см.: [Тарасенко, 2020, c. 228–229].

11. Тем самым подтверждается наблюдение О.Д. Берлева по поводу списка предметов «российского лота» из Одесского Археологического музея: [ Berlev, Hodjash, 1998, p. 113].

12. Так, в отчете А.Н. Деревицкого в пассаже, касающемся внешнего саркофага Неситауджатахет (старый инв. № Каир JE 29712), приводится цитата на французском языке из сопроводительной записки Службы древностей: «великолепный саркофаг (5 предметов) певицы Амона и музыкантши Мут Неситаузахон прекрасной сохранности» [Тарасенко, 2020, с. 235]. Если под «пятью предметами» понимать два саркофага (внешний и внутренний) и мумийную крышку, то речь идет о полном погребальном комплексе!

13. Саркофаг Иусанх (Москва, ГМИИ, инв. № I, 1.a 6800), два саркофага Неситауджатахет (Одесса, ОАМ, инв. № 52976; Казань, НМРТ, инв. № КП-5404/1), саркофаг Несимут (Одесса, ОАМ, инв. № 71695), мумийная крышка (Воронеж, ВОХМ, инв. № 2 ДВ), мумийная крышка (Санкт-Петербург, ГЭ, инв. № ДВ 3870), саркофаг (Варшава, Национальный музей, инв. № 23806), мумийная крышка (Хельсинки, Национальный музей, инв. № 14656) [Тарасенко, 2020, c. 230, 236].

14. Как показывает исследование саркофагов и мумийных крышек XXI династии, эти элементы погребального комплекса нередко изготавливались и расписывались без изначальной «индивидуализации» под конкретного заказчика, имя которого добавлялось позднее (как, например, демонстрируют надписи на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет (ОАМ инв. № 52976)).

15. Насколько можно судить, на момент предложенной О.Д. Берлевым атрибуции мумийной крышки ВОХМ, происхождение двух других крышек из «российского лота» (ГЭ, инв. № ДВ 3870 и Хельсинки, инв. № 14656) ему известно не было.

16. В рамках настоящей статьи сравнительный анализ декора ДВ 3870 невозможен и требует отдельной публикации.

Number of purchasers: 0, views: 98

Readers community rating: votes 0

1. Anokhina E.A., Dujeva O.P., Tomashevich O.V. Egypt of the IV–I Millenniums B.C. More than a Guide-book. Moscow: The Pushkin State Museum of Fine Arts, 2019.

2. Bakina N.E. Egyptian Antiquities in the I.N. Kramskoy Voronezh Regional Art Museum. History of the Collection. Rogachev Readings: Museum, Archaeology, History. International Scientific and Practical Conference dedicated to the 30th Anniversary of the Kostenki Museum-Reserve. Vol. 1. Fasc. 1. Voronezh: “Press-burger”, 2021. Pp. 10–16.

3. Berlev O.D., Hodjash S.I., Etingof O.E. Ancient Egyptian Monuments from USSR museums. Exhibition catalogue. Moscow: VRIB “Soyuzreklamkultura”,1991.

4. Bogoslovsky E.S. Monuments and Documents from Der-el-Medina in the Museums of the USSR. Issue VI. Sarcophagus of the Voronezh Museum No. 1. Journal of Ancient History. 1973. No. 2 (124). Pp. 70–102.

5. Bolshakov V.A. Coffin ofNesytaudjatakhet from the Collection in the National Museum of the Republic of Tatarstan. Journal of Ancient History. 2017. Vol. 71. Issue 1. Pp. 176–209.

6. Bolshakov V.A. Coffin of Nesytaudjatakhet from the Collection in the National Museum of the Republic of Tatarstan (addendum). Journal of Ancient History. 2020. Vol. 80. Issue 3. Pp. 712–727(in Russian)].

7. Krol A.A. New archive materials concerning the Egyptian antiquities offered to Russia by Khedive Abbas II]. Journal of Ancient History.2017. Vol. 77. No. 4. Pp. 991–1008.

8. Tarasenko N.A. The Outer Coffin OAM No. 52976 and the Burial Assemblage of Nesytaudjatakhet. Black Sea Coast Antiquities XI. Odessa. 2016. Pp. 517–526.

9. Tarasenko N.A. The Burial Assemblage of the Egyptian Priestess Nesitaudjatakhet. Journal of Ancient History. 2019. Vol. 79. Issue 3. Pp. 730–753.

10. Tarasenko N.A. New Facts on the Distribution of Egyptian Antiquities from the “Gift of Khedive”, 1894–1895 (After the Documents from RSHA). Vostok (Oriens). 2020. No. 6. Pp. 223–241.

11. Turaev B.A. Description of the Ancient Egyptian Antiquities in Russian Museums and Collections. Notes of the Oriental Department of the (Imperial) Russian Archaeological Society. 1899. T. XI. Pp. 154–163.

12. Berlev O., Hodjash S. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.

13. Bolshakov V. Inner coffin of Nesitaudjatakhet from the Сollection of the National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan). Bab El-Gasus in Context. Rediscovering in the Tomb of the Priests of Amun. Eds.: R. Sousa, A. Amenta, K.M. Cooney. Roma, Bristol: L’Erma Di Bretschneider, 2021. Pp. 293–312.

14. Daressy G. Les sépultures des prêtres d’Ammon à Deir el-Bahari. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1900. T. 1. Pp. 141–148.

15. Daressy G. Les cercueils des prêtres d’Ammon. Deuxième trouvaille de Deir el-Bahari. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1907. T. VIII.1. Pp. 3–38.

16. Dorpat–Yuryev–Tartu and Voronezh: the Fate of the University Collection. Catalogue. Ed.: I. Kukk.Tartu: “Ulmamaa”, 2006.

17. McCreesh N.C., Gize A.P., David A.R. Pitch Black: The Black Coated Mummies, Coffins and Cartonnages from Ancient Egypt. Proceedings of the Tenth International Congress of Egyptologists. Eds.: P. Kousoulis, N. Lazaridis. Vol. II. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2015. Pp. 1731–1737.

18. Niwiński A. 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. Mainz: Philipp von Zabern, 1988.

19. Niwiński A. Catalogue Général des Antiquités Égyptiennes du Musée du Caire. Nos 6029–6068. La seconde trouvaille de Deir El-Bahari (Sarcophages). Vol. I. Fasc. 2. Le Caire: Imprimerie du C.S.A., 1996.

20. Niwiński A. Catalogue General of Egyptian Antiquities of the Cairo Museum. Numbers 6069–6082. The Second Find of Deir El-Bahari (Coffins). Vol. II. Fasc. 1. Cairo: S.C.A. Press, 1999.

21. Sousa R. The Tomb of the Priests of Amun at Thebes: The History of the Find. The Coffins of the Priests of Amun. Egyptian coffins from the 21st Dynasty in the Collection of the National Museum of Antiquities in Leiden. Ed.: L. Weiss. Leiden: Sidestone Press, 2018(1). Pp. 21–33.

22. Sousa R. Gleaming Coffins. Iconography and Symbolism in Theban Coffin Decoration (21st Dynasty). Vol. I. The Sheltering Sky. Coimbra: Coimbra University Press, 2018(2).

23. Sousa R. “Yellow” Coffins: Definition and Typology. “Yellow” Coffins from Thebes. Recording and Decoding Complexity in Egyptian Funerary Arts (21st–22nd Dynasties). Ed.: R. Sousa. Oxford: BAR Publishing, 2020. Pp. 11–26.

24. Sousa R., Amenta A., Cooney K.M. Introduction: Remembering the Tomb of the Priests of Amun. Bab El-Gasus in Context. Rediscovering in the Tomb of the Priests of Amun. Eds.: R. Sousa, A. Amenta,K.M. Cooney. Roma, Bristol: L’Erma Di Bretschneider, 2021. Pp. 11–30.

25. Tarasenko M. The Third Intermediate Period Coffins in the Museums of Ukraine. First Vatican Conference 19–22 June 2013. Proceedings. Eds.: A. Amenta, H. Guichard. Vol. II. Città del Vaticano: Musei Vaticani, 2017. Pp. 529–540.

Fig. 7. Lower section of the mummy-cover. Detail (scenes С1–2, D1–4) (рис._7..jpg, 80 Kb) [Download]

Fig. 8. Lower section of the mummy-cover. Detail (scenes C2–4, D5–10) (рис._8..jpg, 87 Kb) [Download]

Fig. 5. Central section (registers B1–2) (рис._5..jpg, 74 Kb) [Download]

Fig. 4. Head-board and upper section of the mummy-cover (А) (рис._4..JPG, 80 Kb) [Download]

Fig. 6. Lower section of the mummy-cover (scenes С–D) (рис._6..jpg, 45 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up