Древнеегипетская женская мумийная крышка XXI династии в собрании Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского

 
Код статьиS086919080029799-5-1
DOI10.31857/S086919080029799-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Центр египтологических исследований РАН
Адрес: Москва, Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы241-253
Аннотация

Статья является публикацией древнеегипетской безымянной мумийной крышки XXI династии, хранящейся в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского (Инв. № 2 ДВ). Данный предмет – часть погребального комплекса знатной египтянки, происходящего из тайного погребения фиванских жрецов в Баб эль-Газусе. Первоначально мумийная крышка находилась в музее Юрьевского университета, куда попала после распределения древностей из т.н. российского лота – дипломатического дара Хедива Египта Аббаса II Хильми. Мумийная крышка из Воронежского областного художественного музея не становилась предметом отдельной научной публикации, будучи изданной в сводных работах с разницей в столетие: в труде Б.А. Тураева, посвященном египетским древностям в собраниях Российской империи (1899 г.), и в англоязычном каталоге египетских памятников из музеев бывшего СССР, составленном О.Д. Берлевым и С.И Ходжаш (1998 г.). Актуальность настоящей статьи обусловлена насущной необходимостью самостоятельной публикации памятника, которая бы включала в себя его подробное описание, а также воспроизведение и транслитерацию иероглифических надписей. По предположению О.Д. Берлева, данную мумийную крышку следует считать принадлежащей фиванской жрице Неситауджатахет, внешний и внутренний саркофаги которой находились в составе «российского лота». С учетом выявленных архивных сведений о составе и распределении вещей «российского лота» в статье также ставится вопрос о необходимости ревизии предположения о принадлежности крышки из Воронежского музея Неситауджатахет. С точки зрения автора, для надежной атрибуции мумийной крышки и ее соотнесения с погребальным комплексом Неситауджатахет необходимо сравнительное детальное изучение особенностей ее декоративной программы, описанию и типологической классификации которой в первую очередь и посвящена настоящая публикация. Методология описания декоративной программы мумийной крышки, преимущественно основанная на «архитектонической» концепции, позволяет уточнить хронологические рамки создания памятника и датировать его первой половиной XXI династии.  

Ключевые словаДревний Египет, Баб эль-Газус, XXI династия, дар Хедива, российский лот, Неситауджатахет, Воронежский областной художественный музей.
Получено27.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов28431
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В числе наиболее значительных предметов египетского собрания, представленных в экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского (далее ВОХМ), находится безымянная мумийная крышка1 времени правления XXI династии, принадлежащая знатной египтянке (инв. № 2 ДВ) (рис. 1). Согласно историографическим и архивным данным [Тураев, 1899, с. 159 (43); Тарасенко, 2019, с. 741; Бакина, 2021, c. 11–12], известно, что с 1894 по 1916 гг. данный памятник хранился в Музее древностей при Императорском Юрьевском университете, из которого в условиях Первой мировой войны большая часть его египетской коллекции была эвакуирована в Воронеж2 [Берлев, Ходжаш, Этингоф, 1991, с. 10; DorpatYuryevTartu and Voronezh, 2006, p. 22]. Первое краткое описание мумийной крышки принадлежит Б.А. Тураеву3, также отметившему факт ее поступления в университетский музей из числа древностей, подаренных России египетским Хедивом Аббасом II Хильми [Тураев, 1899, с. 154]4. История формирования т.н. российского лота и его последующего раздела между несколькими образовательными учреждениями Российской империи, подробно прослеженная в недавних работах [Крол, 2017; Тарасенко, 2020], не входит в задачи данной статьи, поэтому мы не видим необходимости специально останавливаться на этом. После описания Б.А. Тураева важнейшей публикацией мумийной крышки стала небольшая статья в фундаментальном англоязычном каталоге египетских древностей из музеев бывшего СССР, составленном О.Д. Берлевым и С.А. Ходжаш [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12, pl. 29–33, fig. II.12.1–12.15]. Наряду с англоязычным переводом надписей на крышке в каталоге были впервые опубликованы ее детализированные фотографии5. О.Д. Берлеву также принадлежит предположение о принадлежности мумийной крышки фиванской жрице Неситауджатахет, внешний и внутренний саркофаги которой были присланы в Российскую империю в составе дара Хедива [Berlev, Hodjash, 1998, p. 10, pl. 26–27, fig. II.8.1–3; Большаков, 2017; 2020; Bolshakov 2021]. С тех пор предположение О.Д. Берлева, основанное на портретном (!) и стилистическом сходстве мумийной крышки с саркофагами Неситауджатахет [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12], фактически, стало приоритетным6 [Тарасенко, 2016, c. 520; 2019, c. 730, 741; Tarasenko, 2017, p. 531; Тарасенко, Бакина, 2021, c. 15]. В пользу такой атрибуции воронежской мумийной крышки, казалось бы, свидетельствует и то, что из упоминаемых О.Д. Берлевым трёх женских саркофагов из «российского лота» (двух саркофагов, принадлежащих Неситуаджатахет, и одного – Иусанх) – это наиболее вероятный подходящий вариант7 [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12]. О.Д. Берлев исходил из предпосылки, что владелицей мумийной крышки из ВОХМ могла быть либо Неситауджатахет, либо Иусанх8, причем второй вариант исключался им на основе того, что, по имевшейся у него информации, мумийная крышка Иусанх хранилась в Афинском археологическом музее [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12]. Сопоставление размеров мумийной крышки ВОХМ с параметрами внутреннего саркофага Неситауджатахет также не противоречит данному предположению9. Вместе с тем вопрос о надежной атрибуции мумийной крышки все же остается открытым, поскольку в Афинах, как выяснилось, находится вовсе не мумийная крышка Иусанх, а ее внутренний саркофаг [Тарасенко, 2019, c. 741]. Благодаря недавним публикациям архивных документов, позволившим выявить общее количество предметов в составе «российского лота», перипетии его отправки в Россию и последующего дробления на части, многое из обстоятельств этой запутанной истории стало теперь ясным [Крол 2017; Тарасенко 2020]. Объяснением тому, что все части погребального комплекса Неситауджатахет не перечислены в списках «российского лота» по отдельности10, может быть то обстоятельство, что при их составлении учитывались лишь имена владельцев предметов погребального инвентаря11. Полный же состав «российского лота» был недавно установлен Н.А. Тарасенко на основе отчетов профессора Новороссийского (Одесского) университета А.Н. Деревицкого о распределении древностей из дара Хедива между несколькими учебными заведениями Российской империи в 1895 г.12 [Тарасенко, 2020, c. 229–230, 234–236]. Таким образом, вопреки не соответствующим действительности сведениям всего о четырех саркофагах в составе «российского лота» [Daressy, 1907, p. 4, 19; Berlev, Hodjash, 1998, p. 113], в него входило, как теперь ясно из отчетов А.Н. Деревицкого, восемь (!) элементов только женских погребальных комплексов, три из которых представляли собой мумийные крышки13, к сожалению, безымянные14, что значительно затрудняет как идентификацию их владелиц, так и соответствие погребальным комплексам из Баб эль-Газуса. Иначе говоря, не отвергая a priori предположение О.Д. Берлева, соотнесение мумийной крышки ВОХМ с погребальным комплексом Неситауджатахет все же требует дополнительного обоснования15. Так, на наш взгляд, предварительно возможно допустить принадлежность Неситауджатахет безымянной мумийной крышки из Эрмитажа (№ ДВ 3870), тем более что ее размеры (173 см), хотя и «впритык», соответствуют размерам ящика внутреннего саркофага (НМРТ, инв. № КП 5404/1)16. Следовательно, точка в данном вопросе может быть поставлена лишь после всестороннего исследования как архивных данных, связанных с установлением точного количества элементов погребального комплекса Неситауджатахет в «российском лоте», так и сравнительного изучения изобразительной программы самой мумийной крышки.

1. Мумийная крышка (или «мумийная доска») – условное название особого элемента погребального инвентаря, имеющего вид редуцированной крышки саркофага, помещавшейся непосредственно на мумию. Автор выражает глубокую признательность О.А. Рябчиковой и Ю.В. Протопоповой за возможность изучить памятник на месте его хранения.

2. В настоящее время эстонской стороной поставлен вопрос о репатриации египетской коллекции из ВОХМ в Тарту [DorpatYuryevTartu and Voronezh, 2006, p. 9–10, 14–15, 29].

3. Впрочем, атрибутированную им как крышку саркофага [Тураев, 1899, c. 159 (43)].

4. Как известно, все предметы из дара Хедива происходят из тайного жреческого захоронения в Баб эль-Газусе, обнаруженного в 1891 г. Об исследовании тайника и дальнейшей судьбе находок из него существует обширная литература, см.: [Daressy, 1907, p. 3–38; Niwiński, 1988, p. 25–27; Sousa, 2018(1), p. 21–33; Sousa, Amenta, Cooney, 2021, p. 11–31].

5. Следует, тем не менее, отметить, что все фотографии в каталоге черно-белые, что не позволяет исследовать декор мумийной крышки должным образом.

6. Тем не менее, развернутой аргументации в пользу данной атрибуции ни в каталоге, ни в других работах не дается.

7. Сам О.Д. Берлев, однако, отмечал, что в описи предметов лота, хранящейся в Одесском Археологическом музее, ни крышки саркофагов, ни мумийные крышки не упоминаются [Berlev, Hodjash, 1998, p. 17, no. 12].

8. Внешний саркофаг Иусанх ныне экспонируется в ГМИИ им. А.С. Пушкина [Анохина, Дюжева, Томашевич, 2019, c. 168–172].

9. То есть крышка (162 х 40,5 см) свободно укладывается во внутренний ящик саркофага, внутренние размеры которого составляют 173,5 х 44,3 см (Казань, НМРТ, инв. № КП-5404/1).

10. Подробнее см.: [Тарасенко, 2020, c. 228–229].

11. Тем самым подтверждается наблюдение О.Д. Берлева по поводу списка предметов «российского лота» из Одесского Археологического музея: [ Berlev, Hodjash, 1998, p. 113].

12. Так, в отчете А.Н. Деревицкого в пассаже, касающемся внешнего саркофага Неситауджатахет (старый инв. № Каир JE 29712), приводится цитата на французском языке из сопроводительной записки Службы древностей: «великолепный саркофаг (5 предметов) певицы Амона и музыкантши Мут Неситаузахон прекрасной сохранности» [Тарасенко, 2020, с. 235]. Если под «пятью предметами» понимать два саркофага (внешний и внутренний) и мумийную крышку, то речь идет о полном погребальном комплексе!

13. Саркофаг Иусанх (Москва, ГМИИ, инв. № I, 1.a 6800), два саркофага Неситауджатахет (Одесса, ОАМ, инв. № 52976; Казань, НМРТ, инв. № КП-5404/1), саркофаг Несимут (Одесса, ОАМ, инв. № 71695), мумийная крышка (Воронеж, ВОХМ, инв. № 2 ДВ), мумийная крышка (Санкт-Петербург, ГЭ, инв. № ДВ 3870), саркофаг (Варшава, Национальный музей, инв. № 23806), мумийная крышка (Хельсинки, Национальный музей, инв. № 14656) [Тарасенко, 2020, c. 230, 236].

14. Как показывает исследование саркофагов и мумийных крышек XXI династии, эти элементы погребального комплекса нередко изготавливались и расписывались без изначальной «индивидуализации» под конкретного заказчика, имя которого добавлялось позднее (как, например, демонстрируют надписи на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет (ОАМ инв. № 52976)).

15. Насколько можно судить, на момент предложенной О.Д. Берлевым атрибуции мумийной крышки ВОХМ, происхождение двух других крышек из «российского лота» (ГЭ, инв. № ДВ 3870 и Хельсинки, инв. № 14656) ему известно не было.

16. В рамках настоящей статьи сравнительный анализ декора ДВ 3870 невозможен и требует отдельной публикации.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 90

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тысячелетия до н.э. Больше, чем путеводитель. Москва: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2019.

2. Бакина Н.Е. Египетские древности в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского. История коллекции. Рогачевские чтения: музей, археология, история. Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 30-летию музея-заповедника «Костенки». Т. 1. Вып. 1. Воронеж: «Пресс-бургер». 2021. C. 10–16.

3. Берлев О.Д., Ходжаш С.И., Этингоф О.Е. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. Москва: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1991.

4. Богословский Е.С. Памятники и документы из Дэр-эль-Мэдина, хранящиеся в музеях СССР. Выпуск VI. Cаркофаг Воронежского музея № 1. Вестник древней истории. 1973. № 2 (124). C. 70–102.

5. Большаков В.А. Саркофаг жрицы Nsy-tA-wDAt-Axt из собрания Национального музея Республики Татарстан. Вестник древней истории. 2017. Т. 71. № 1. C. 176–209.

6. Большаков В.А. Саркофаг жрицы Неситауджатахет из собрания Национального музея Республики Татарстан (дополнение). Вестник древней истории. 2020. Т. 80. № 3. C. 712–727.

7. Крол А.А. Новые архивные материалы о египетских древностях, подаренных Хедивом Аббасом II России. Вестник древней истории. 2017. Т. 77. № 4. С. 991–1008.

8. Тарасенко Н.А. Внешний саркофаг ОАМ № 52976 и погребальный инвентарь Неситауджатахет. Стародавнэ Причорномор’я XI. Oдеса. 2016. C. 517–526.

9. Тарасенко Н.А. Погребальный инвентарь египетской жрицы Неситауджатахет. Вестник древней истории. 2019. Т. 79. № 3. C. 730–753.

10. Тарасенко Н.А. Новые сведения о распределении египетских древностей из «дара хедива», 1894–1895 гг. (по документам из РГИА). Восток (Oriens). 2020. № 6. C. 223–241.

11. Тураев Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического общества. 1899. Т. 11. C. 154–163.

12. Berlev O., Hodjash S. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.

13. Bolshakov V. Inner coffin of Nesitaudjatakhet from the Сollection of the National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan). Bab El-Gasus in Context. Rediscovering in the Tomb of the Priests of Amun. Eds.: R. Sousa, A. Amenta, K.M. Cooney. Roma, Bristol: L’Erma Di Bretschneider, 2021. Pp. 293–312.

14. Daressy G. Les sépultures des prêtres d’Ammon à Deir el-Bahari. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1900. T. 1. Pp. 141–148.

15. Daressy G. Les cercueils des prêtres d’Ammon. Deuxième trouvaille de Deir el-Bahari. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1907. T. VIII.1. Pp. 3–38.

16. Dorpat–Yuryev–Tartu and Voronezh: the Fate of the University Collection. Catalogue. Ed.: I. Kukk.Tartu: “Ulmamaa”, 2006.

17. McCreesh N.C., Gize A.P., David A.R. Pitch Black: The Black Coated Mummies, Coffins and Cartonnages from Ancient Egypt. Proceedings of the Tenth International Congress of Egyptologists. Eds.: P. Kousoulis, N. Lazaridis. Vol. II. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2015. Pp. 1731–1737.

18. Niwiński A. 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. Mainz: Philipp von Zabern, 1988.

19. Niwiński A. Catalogue Général des Antiquités Égyptiennes du Musée du Caire. Nos 6029–6068. La seconde trouvaille de Deir El-Bahari (Sarcophages). Vol. I. Fasc. 2. Le Caire: Imprimerie du C.S.A., 1996.

20. Niwiński A. Catalogue General of Egyptian Antiquities of the Cairo Museum. Numbers 6069–6082. The Second Find of Deir El-Bahari (Coffins). Vol. II. Fasc. 1. Cairo: S.C.A. Press, 1999.

21. Sousa R. The Tomb of the Priests of Amun at Thebes: The History of the Find. The Coffins of the Priests of Amun. Egyptian coffins from the 21st Dynasty in the Collection of the National Museum of Antiquities in Leiden. Ed.: L. Weiss. Leiden: Sidestone Press, 2018(1). Pp. 21–33.

22. Sousa R. Gleaming Coffins. Iconography and Symbolism in Theban Coffin Decoration (21st Dynasty). Vol. I. The Sheltering Sky. Coimbra: Coimbra University Press, 2018(2).

23. Sousa R. “Yellow” Coffins: Definition and Typology. “Yellow” Coffins from Thebes. Recording and Decoding Complexity in Egyptian Funerary Arts (21st–22nd Dynasties). Ed.: R. Sousa. Oxford: BAR Publishing, 2020. Pp. 11–26.

24. Sousa R., Amenta A., Cooney K.M. Introduction: Remembering the Tomb of the Priests of Amun. Bab El-Gasus in Context. Rediscovering in the Tomb of the Priests of Amun. Eds.: R. Sousa, A. Amenta,K.M. Cooney. Roma, Bristol: L’Erma Di Bretschneider, 2021. Pp. 11–30.

25. Tarasenko M. The Third Intermediate Period Coffins in the Museums of Ukraine. First Vatican Conference 19–22 June 2013. Proceedings. Eds.: A. Amenta, H. Guichard. Vol. II. Città del Vaticano: Musei Vaticani, 2017. Pp. 529–540.

Рис. 7. Нижняя часть крышки. Деталь (сцены С1–2, D1–4) (рис._7..jpg, 80 Kb) [Скачать]

Рис. 8. Нижняя часть крышки. Деталь (сцены C2–4, D5–10) (рис._8..jpg, 87 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Центральная часть (регистры B1–2) (рис._5..jpg, 74 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Головная и верхняя часть мумийной крышки (А) (рис._4..JPG, 80 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Нижняя часть крышки (сцены С–D) (рис._6..jpg, 45 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх