Тенденции развития интеллектуальной жизни Средней Азии XIX века (на примере творчества Надиры, Дильшод Барно и Ахмада Дониша).

 
Код статьиS086919080029438-8-1
DOI10.31857/S086919080029438-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Оксфордский университет
ИВ РАН
Адрес: Оксфорд, Великобритания
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы210-221
Аннотация

В данной статье на примере творчества трёх писателей Средней Азии XIX в. анализируются тенденции развития интеллектуальной жизни региона. Здесь будет рассмотрено состояние среднеазиатских ханств в XIX в., а также историко-политические факторы, которые повлияли на возникновение так называемого среднеазиатского интеллектуального ренессанса. Элементы социальной критики появляются уже в творчестве Надиры (1792–1842) и Дильшод Барно (1800–1905), причём вторая писательница выражала их не только в стихотворной форме, но и в прозаических произведениях, включая такой важный источник для изучения истории Средней Азии XIX в., как «Таърихи муҳоҷирон», где описывается период феодальных войн между среднеазиатскими ханствами, а также обсуждаются коррупция и невежество религиозных и политических деятелей. 

Во второй части статьи рассматривается творчество Ахмада Дониша (1827–1897) – писателя и интеллектуала, который участвовал в трёх посольствах Бухарского эмирата, отправленных в Санкт-Петербург. Особое внимание уделено самому известному труду Дониша – «Наводир-ул-вақоеъ», в особенности главе «Рисола дар назми тамаддун ва таовун», которая была написана в стиле наставления правителям – насихат ал-мулук. Также рассматривается другая историческая работа Ахмада Дониша – «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони манғития», посвящённая правлению эмиров Мангытской династии. У Дониша ярко выражена критика политического и социального строя Бухарского эмирата. Его понятие прогресса заключалось в правильном толковании шариата. По его мнению, кризис в Средней Азии был вызван именно тем, что эмиры перестали соблюдать основные мусульманские законы. 

Данная статья продемонстрирует эволюцию развития социальной критики в творчестве писателей, проживавших на территории Средней Азии в XIX в.

Ключевые словапрогресс, Средняя Азия, XIX век, интеллектуалы, ислам
Получено20.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов27126
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В данной статье на примере творчества трёх писателей Средней Азии XIX в. (Надиры, Дильшод Барно и Ахмада Дониша) рассматриваются тенденции развития интеллектуальной жизни местного населения. Зачастую именно Ахмада Дониша называют самым ярким представителем среднеазиатского интеллектуального ренессанса XIX в. (поэтому фокус данной статьи будет именно на нём), но важно отметить, что мысли о необходимости общественно-политических преобразований высказывались местными писателями и до него (хотя и в менее открытой форме).
2 В XIX в. завершилось российское завоевание Средней Азии, которое оказало большое влияние на весь этот регион. Было образовано Туркестанское генерал-губернаторство [Ходизода, 1956, с. 3]. Плачевное состояние Бухарского эмирата в XIX в. было зафиксировано в мемуарной литературе [Вамбери, 1865; Крестовский, 1887]. То же самое касалось Кокандского и Хивинского ханств. Одним словом, все три государства переживали период застоя и экономической стагнации [Булдаков и др., 2003]. Например, Элен Каррер д’Анкосс в своей работе утверждает, что «главной особенностью Бухары в период перед российским завоеванием было противоречие между упрямо закостенелым и консервативным характером государственных структур и медленной эволюцией общества1» [Carrère d’Encausse, 2009, p. 7] (перевод К.А.2). По всей видимости, это утверждение немного преувеличено, так как явного противоречия между этими двумя аспектами жизни не было. Средняя Азия не являлась единственным местом, где консерватизм государственных структур уживался с эволюцией других сторон общественной жизни. Однако в целом количество социальных проблем в Средней Азии конца XIX в. было внушительным. Наиболее значимыми, видимо, являлись бедность населения и низкий уровень его образованности (это касалось как религиозных, так и светских наук) [Раджабов, 1961, с. 5]. Всё это было следствием общего кризиса, который начался ещё в первой половине XVIII в. и ознаменовал собой конец интеллектуального (и политического) расцвета среднеазиатских ханств [Levi, 2020]. Именно этот кризис и привёл к тому, что прогрессивные3 интеллектуалы того времени начали поднимать социальные вопросы в своих произведениях. Это и было началом того, что мы сегодня называем среднеазиатским интеллектуальным ренессансом конца XIX в. [Богоутдинов, 1961; Гаибов, 1989; Иброгимов, 2011]. Свою роль сыграл и тесный контакт как с российской, так и в какой-то степени с персидской и турецкой культурой, ведь в Иране и в Османской империи конца XIX – начала XX вв. всё чаще стали звучать призывы к социальным изменениям, что в итоге и привело к Конституционной революции 1905–1911 гг. и к младотурецкой революции 1908 г. Нужно отметить, что традиция использования социальной критики присутствовала в персоязычной литературе на протяжении многих веков, но стала более значительной именно в XIX в. 1. “The main feature of Bukhara on the eve of the Russian conquest seems to have been this contradiction between the obstinately hidebound and conservative character of the structures of the state, and the slow evolution of the society”.

2. Перевод автора статьи.

3. В данной статье под «прогрессом» подразумевается призыв к проведению социальных, политических и общественных изменений, которые должны быть направлены на улучшение качества жизни населения, а сам термин интерпретируется с учётом культурных и исторических особенностей среднеазиатского региона.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 39

Оценка читателей: голосов 0

1. Бертельс Е.Э. Рукописные произведения Ахмада Калла. Том 3. Душанбе: Труды Таджикистанской базы АН СССР, 1936. С. 9–28.

2. Богоутдинов А.М. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа. Вопросы философии. 1961. № 3. С. 126–132.

3. Булдаков А.И., Шумов С.А., Андреев А.Р. История Средней Азии: Самарканд, Ташкент, Хивинское, Бухарское и Кокандское ханства, Туркестан: сборник исторических произведений. Москва: Евролинц, 2003.

4. Вамбери Г. Путешествие по Средней Азии. Москва, 1865.

5. Гаибов М. Из истории просветительства Таджикистана и Афганистана. Душанбе: Ирфон, 1989.

6. Дониш А. Путешествие из Бухары в Петербург. Переведено М.Н. Османовым и Л.Н. Демидчик. Душанбе: Таджикгосиздат, 1960.

7. Дониш А. Путешествие из Бухары в Петербург. Переведено М.Н. Османовым и Л.Н. Демидчик. Душанбе: Ирфон, 1976.

8. Дониш А. Путешествие из Бухары в Петербург. Переведено М.Н. Османовым и Л.Н. Демидчик. Рязань: Издательский дом Айни, 2018.

9. Иброгимов З.С. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX – начала XX веков. Дисс. на соиск. уч. ст. к.филос.н. Душанбе: Таджикский национальный университет, 2011.

10. Кадырова М. Надира. Очерк жизни и творчества. Ташкент: Фан, 1967.

11. Кахоров А., Ҳоджиев И. Об астрономических рукописях Ахмада Дониша. Известия Академии наук Таджикистана (отделение физических и математических наук). 1976. № 4. С. 91–94.

12. Крестовский В. В гостях у эмира Бухарского. Санкт-Петербург, 1887.

13. Мухтаров А. Дильшод и её место в истории общественной мысли таджикского народа в XIX и начале XX веков. Душанбе: Дониш, 1969.

14. Пославский И.Т. Бухара. Описание города и ханства военного инженера, подполковника Пославского. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Санкт-Петербург: Военно-учёный ком. Главного штаба, 1891.

15. Раджабов З. К вопросу об исторических корнях дружбы народов Средней Азии с великим русским народом. Душанбе: Таджикгосиздат, 1954.

16. Раджабов З. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. Сталинабад: Таджикский государственный университет им. В.И. Ленина, 1961.

17. Фофанова М. (пер.) Увайси, Махзуна и Надира: стихи. Ташкент: Государственное издательство художественной литературы Узбекской ССР, 1961.

18. Ходизода Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX века. Душанбе: Нашриёти «Дониш», 1956.

19. Абдуллаев В. Ўзбек адабиёти тарихи. № 2. Ташкент: «Ўқитувчи» нашриёти, 1967.

20. Дониш А. Асарҳои мунтахаб. Душанбе: Нашриёти давлатии Тоҷикистон, 1959.

21. Дониш А. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони манғития. Душанбе: Дониш, 1960.

22. Дониш А. Наводир-ул-вақоеъ, в двух томах. Душанбе: Дониш, 1988–1989.

23. Дониш А. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони манғития. Душанбе: Дониш, 2010.

24. Кадырова М. (ред). Дильшод. Танланган асарлар. Ташкент: Ғафур Ғулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1972.

25. Маъсуми Н. Забон ва услуби Аҳмади Дониш. Душанбе: Дониш, 1976.

26. Улуғзода С. Аҳмади Дониш. Сталинобод: Нашриёти давлатии Тоҷикистон, 1946.

27. Adhami S. Toward a biography of Ahmad Danesh. PhD thesis. Los Angeles: University of California, 2006.

28. Carrère d’Encausse H. Réforme et révolution chez les musulmans de l’Empire russe. Paris: Librairie Armand Colin, 1966.

29. Carrère d’Encausse H. Islam and the Russian Empire: reform and revolution in Central Asia. London: Tauris, 2009.

30. Grassi E. Soviet studies on the literature of the Tajik Enlightenment (second half of the nineteenth century). Eurasian Studies. 2009. No. VII/1–2. Pp. 51–70.

31. Grassi E. Kokand men and women of letters who wrote both in Chagatāy Turkish and Persian (first half of the 19th century). Studia Iranica. 2013. Pp. 227–249.

32. Grassi E. The manuscripts of the works by Ahmad Dāniš and his popularity as a “precursor” of the Bukharan Jadids. Cahier de Studia Iranica. 2015. No. 57. Pp. 233–258.

33. Hitchins K. Tajik literature. Persian literature from outside Iran. J.R. Perry (ed.) London: I.B. Tauris, 2018.

34. Levi S. The rise and fall of Khoqand, 1709–1876: Central Asia in the global age. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2017.

35. Levi S. The Bukharan crisis: a connected history of 18th century Central Asia. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2020.

36. Mirsepassi A. Intellectual discourse and the politics of modernization: negotiating modernity in Iran. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

37. Pistoso M. A tale of two cities. Ahmad Doniš tra Pietroburgo e Bukhara. ‘Uyūn al-Akhbār. Studi sul mondo islamico. Collana del Dipartimento di Studi Linguistici e Orientali dell’Università degli Studi di Bologna. D. Cevenini, S. D’Onofrio (eds.). Bologna: I libri di Emil, 2010. Pp. 163–177.

38. Scarcia G. Note su alcuni motivi della cultura tagica e su Ahmad Donish. Annali dell’Istituto Universitario Orientale di Napoli. Vol. XI. Naples: Istituto Universitario Orientale di Napoli, 1961. Pp. 63–103.

39. Seyed-Gohrab A.A. The political and social background of the literature of the period. Literature of the early twentieth century: from the constitutional period to Reza Shah. A.A. Seyed-Gohrab (ed.). London: I.B. Tauris, 2015. Pp. 1–29.

40. Wennberg F. On the edge: the concept of progress in Bukhara during the rule of the later Manghits. PhD thesis. Uppsala: Uppsala University, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх