"Политика нового возрождения" Монголии: инфраструктурные приоритеты

 
Код статьиS086919080029252-4-1
DOI10.31857/S086919080029252-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Бурятский научный центр СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы165-176
Аннотация

В статье рассматриваются особенности «Политики нового возрождения» Монголии – первого этапа реализации долгосрочной стратегии «Видение – 2050». Оперативно разработанная «Политика нового возрождения» знаменует собой важный шаг в корректировке экономической политики в условиях глобальных вызовов и направлена на устранение ограничивающих экономическое развитие факторов, болезненно проявившихся в период пандемии COVID-19. Автор анализирует шесть направлений, обозначенных монгольским правительством: возрождение пунктов пропуска, энергетической отрасли, промышленности, городов и сел, зеленого развития и эффективного государственного управления. Более детально исследуется направление, касающееся инфраструктуры пограничных переходов и транспортно-логистической сети Монголии, включая строительство железных дорог и автомобильных дорог с твердым покрытием, открытие международных аэропортов, создание «сухих портов» и др. Автор выделяет специфику внешней торговли и связанных с ней грузопотоков, отмечает чрезвычайную актуальность масштабных инфраструктурных преобразований, поскольку последующая эффективность внешнеторговых связей Монголии в высокой степени будет зависеть от транспортно-логистической среды. В 2022 г. уже реализован образцовый проект «Политики нового возрождения»: построена железная дорога Зуунбаян – Ханги, которая позволит разгрузить пограничный переход Замын-Уд – Эрлянь на границе с Китаем. Кроме обеспечения условий для бесперебойной торговли Монголии важно использовать свои преимущества как транзитной территории, особенно в текущий благоприятный период, когда Китай активно продвигает сухопутные грузоперевозки до Европы, а Россия сосредотачивается на восточном направлении. В текущих условиях Монголия намерена форсировать запуск железнодорожных и автомобильных коридоров. Так, в планы «Политики нового возрождения» включено строительство железной дороги Чойбалсан – Хуут – Бичигт на востоке и железной дороги Арц-Суурь – Нарийнсухайт – Шивээхурэн на западе. Автор приходит к выводу о формировании благоприятной среды для усиления инфраструктурной связанности Монголии с соседними странами, которая является ключевым условием для становления экономического коридора Китай – Монголия – Россия. 

Ключевые словаМонголия, «Политика нового возрождения», «Алсын хараа – 2050», инфраструктурные проекты, транспортные коридоры, пункты пропуска, экономический коридор Китай – Монголия – Россия
Получено02.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов24785
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В декабре 2021 г. на сайте премьер-министра Монголии Л. Оюун-Эрдэнэ [Ерөнхий сайд…] была обнародована «Политика нового возрождения» (монг. «Шинэ сэргэлтийн бодлого») – среднесрочная программа развития страны. Она направлена на снижение негативного влияния пандемии COVID-19 и, в целом, на укрепление экономической независимости и самодостаточности Монголии посредством активного партнерства между государственным и частным секторами. Ключевой задачей данной политики стало своевременное устранение факторов, ограничивающих развитие страны. Имеются в виду неразвитая инфраструктура, проблемы энергообеспечения, несбалансированное развитие города и деревни, неэффективное государственное управление и др. Большинство из этих давно назревших проблем особо остро проявилось в период пандемии COVID-19, и по итогам 2020 г. экономика Монголии испытала сильнейшее падение с 1990-х гг. (-5,3% ВВП). Оперативно разработанный правительством пакет мер под общим названием «Политика нового возрождения» был утвержден постановлением Великого Государственного Хурала (парламент Монголии) №106 от 30 декабря 2021 г. [Шинэ…].
2

Ключевые направления «Политики нового возрождения»

3 Проведение ее в жизнь предполагается в период до 2030 г. По существу, она представляет первый этап принятой ранее долгосрочной программы развития «Дальнее видение-2050» [«Алсын»… хөгжлийн бодлого], подготовка которой пришлась на 2019 г., а утверждение постановлением ВГХ №52 от 13 мая 2020 г. [«Алсын»… батлах тухай] – на начало пика пандемии. Вследствие этого потребовалась актуализация экономической политики, поскольку последствия от введения жестких карантинных мер внутри страны и на пограничных пропускных пунктах оказались крайне болезненными для экономики Монголии, сильно зависящей от экспорта минерального сырья и импорта потребительских товаров [Изотов, с. 86–91].
4 «Политика нового возрождения» реализуется по шести ключевым направлениям:
5 1. Возрождение пунктов пропуска («боомтын сэргэлт»). Данное направление не ограничивается, как может показаться на первый взгляд, точечными мерами по улучшению инфраструктуры пограничных переходов, обеспечивающих циркуляцию торговых связей Монголии с внешним миром. Мероприятия в рамках данного направления гораздо шире по охвату и предполагают строительство национальной железнодорожной сети, увеличение пропускной способности Трансмонгольской железной дороги, соединение пограничных пунктов пропуска автомобильными дорогами с твердым покрытием, создание свободных экономических зон и др. Данное направление будет более подробно рассмотрено в следующем блоке статьи.
6 2. «Возрождение энергетики» («эрчим хүчний сэргэлт»). Основные усилия в рамках данного направления будут направлены на создание единой электроэнергетической системы в Монголии, ее выход на международный электроэнергетический рынок и активное участие в энергетической интеграции Северо-Восточной Азии. С этой целью запланировано увеличение энергетических мощностей, строительство распределительных сетей, внедрение цифровых технологий, ввод в эксплуатацию объектов генерации на возобновляемых источниках энергии, включая гидроэлектростанцию Эрдэнэбурэн [Ерөнхий…]. Также планируется возобновить строительство ГЭС на р. Эгийн-Гол, которое было приостановлено из-за довольно резкой реакции России по поводу потенциальной угрозы для экосистемы озера Байкал. Пока по проекту нет окончательного решения – продолжается оценка воздействия на окружающую среду, но реализация проекта признается крайне необходимой для обеспечения электроэнергией западных регионов страны. На сегодняшний день в Монголии действуют пять электроэнергетических систем регионального значения, мощности которых недостаточны для удовлетворения растущего энергопотребления, при этом порядка 40% сетей признаются изношенными. Кроме того, 1/5 потребности в электричестве покрывается за счет импорта из Китая и России. Здесь Монголии важно найти баланс, поскольку при огромных ресурсах возобновляемых (ветер, солнце) и невозобновляемых источников энергии (уголь) в стране с обширной территорией проживает малочисленное население и слабо развито энергоемкое, работающее по непрерывному графику производство [Бат-Эрдэнэ Б. и др., с. 68–75].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 87

Оценка читателей: голосов 0

1. Бат-Эрдэнэ Б., Воропай Н., Лянхцэцэг С., Батмунх С. Планирование развития электроэнергетической системы Монголии. Энергетическая политика. 2021. № 11. С. 66–81.

2. Дондоков З.Б.-Д., Намжилова В.О. Экономический коридор Китай – Монголия – Россия: выстраивание инфраструктурной связанности в условиях глобальных вызовов. ЭКО. 2022. № 12. С. 52–71.

3. Жаргалсайхан Д. Движение «Новый кооператив». Jargal De Facto. 15.11.2021. https://www.jargaldefacto.com/article/dwijenie-nowiii-kooperatiw.

4. Изотов Д.А. Периферийные экономики Северо-Восточной Азии в период пандемии COVID-19: Монголия и КНДР. Регионалистика. 2021. Т. 8. № 6. С. 85–100.

5. Л. Оюун-Эрдэнэ: Новая политика восстановления утроит ВВП за короткий промежуток времени. MONTSAME. 07.04.2022. https://montsame.mn/ru/read/294206.

6. Лузянин С.Г. Россия – Монголия – Китай: исторические и современные трансформации. Восток (Oriens). 2021. № 5. С. 141–152.

7. Монголия объединит все железнодорожные компании, кроме совместного предприятия с РФ. ТАСС. 30.11.2023. https://tass.ru/ekonomika/16463259.

8. Намжилова В.О. Инфраструктурный ландшафт в трансграничье России, Монголии и Китая: преобразования и ориентиры. Азия и Африка сегодня. 2022. № 11. С. 13–20.

9. Намжилова В.О., Батомункуев В.С. Монголо-китайская граница: преобразования приграничной инфраструктуры и влияние ЭПШП. Проблемы Дальнего Востока. 2021. №1. C. 21–32.

10. СЭЗ "Замын-Ууд" заработала на монголо-китайской границе. MONTSAME. 16.08.2021. https://montsame.mn/ru/read/272208.

11. "Алсын хараа – 2050" Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого батлах тухай (О принятии долгосрочной политики развития Монголии «Видение-2050»). 13.05.2020. https://legalinfo.mn/mn/detail/15406.

12. "Алсын хараа – 2050" Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого (Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050»). 2023. http://vision2050.gov.mn.

13. Газрын тос боловсруулах үйлдвэр: Шатахууны импортын хараат байдлыг хална (Нефтеперерабатывающие заводы: устранить зависимость от импорта топлива). MONTSAME. 04.05.2022. https://montsame.mn/mn/read/296135.

14. Гашуунсухайт – Ганцмод боомтын хил холболтын төмөр замын тэзү, иж бүрэн зураг төсөл боловсруулах зөвлөх үйлчилгээний гэрээ байгууллаа (Подписан контракт на ТЭО и комплексное консультирование по проектированию железной дороги на пограничном переходе Гашуунсухайт – Ганцмод). 26.05.2023. https://mrtd.gov.mn/i/3551.

15. Грек улс руу шууд нислэг үйлдэх эрх зүйн орчин бүрдлээ (Создана правовая база для прямых рейсов в Грецию). MONTSAME. 24.08.2023. https://montsame.mn/mn/read/325279.

16. Д.Базардорж: Ерөнхий сайдын айлчлал зорилго Шинэ сэргэлтийн бодлогыг үр дүнд хүргэхэд чиглэгджээ (Д. Базардорж: Визит премьер-министра нацелен на реализацию «Политики нового возрождения»). 10.07.2023. https://iis.ac.mn/c/r?content=3900785.

17. Ерөнхий сайд Л. Оюун-Эрдэнэ “Шинэ сэргэлтийн бодлого”-оо танилцуулж УИХ-ын чуулганд үг хэллээ (Премьер-министр Л. Оюун-Эрдэнэ представил «Политику нового возрождения» на сессии Великого Государственного Хурала). 30.12.2021. https://mongolia.gov.mn/news/view/26228.

18. Засгийн газар 2023 оныг “Авлигатай тэмцэх жил” болгон зарлалаа (Правительство объявило 2023 год «Годом борьбы с коррупцией»). 08.02.2023. https://mongolia.gov.mn/news/view/26601.

19. Инфографик: “Орхоны хөндийд “Шинэ Хархорум” хот байгуулах тухай” Улсын Их Хурлын тогтоолын танилцуулга (Инфографика: Презентация постановления Великого Государственного Хурала «О создании города «Новый Хархорум» в долине реки Орхон»). 20.03.2023. https://www.parliament.mn/nn/29722/.

20. Инфографик: Хоршооны тухай хууль /Шинэчилсэн найруулга/-ийн танилцуулга (Инфографика: Закон о кооперативах (новая редакция). 17.09.2021. https://www.parliament.mn/nn/15484/.

21. МИАТ ТӨХК орон нутгийн найман чиглэлд нислэг үйлдэж эхэллээ. 30.06.2023. https://mrtd.gov.mn/i/3603.

22. Монгол Улс, АНУ-ын хооронд 2024 оны хоёрдугаар улирлаас шууд нислэг үйлдэхээр боллоо (Прямые авиарейсы между Монголией и США начнутся во втором квартале 2024 года). MONTSAME. 03.08.2023. https://montsame.mn/mn/read/324151.

23. Статистикийн мэдээлийн нэгдсэн сан (Единая база статистических данных). 2023. https://1212.mn/mn/statistic/statcate/573051/table-view/DT_NSO_0300_004V1.

24. Төрөөс төмөр замын тээврийн талаар баримтлах бодлого (Государственная политика в области железнодорожного транспорта). 05.06.2020. https://mrtd.gov.mn/i/2559.

25. Тэрбум мод үндэсний хөдөлгөөн (Национальное движение «Миллиард деревьев»). 2023. https://terbummod.mn/.

26. У.Хүрэлсүх: Хархорум хот Монгол Улсын хөгжлийн шинэ төв болох боломжтой (У. Хурэлсух: Хархорум может стать новым центром развития Монголии). MONTSAME. 29.12.2022. https://montsame.mn/mn/read/310510.

27. Хуурай боомт байгуулахад НҮБ-тай хамтарна. 28.02.2023. https://mrtd.gov.mn/i/3393.

28. Цахим үйлчилгээний нэгдсэн портал (Единый портал электронных услуг). 2023. https://e-mongolia.mn/home.

29. Шивээхүрэн – Сэхэ боомтыг төмөр замаар холбох бүтээн байгуулалтын ажил эхэллээ (Начались строительные работы по железной дороге Шивээхурэн – Сэхэ). 29.05.2023. https://mrtd.gov.mn/i/3552.

30. Шинэ сэргэлтийн бодлого батлах тухай Монгол Улсын Их Хурлын тогтоол (Постановление Великого Хурала Монголии о принятии новой политики возрождения). 30.12.2021. https://legalinfo.mn/mn/detail?lawId=16390082532431 &type=3.

31. Mongolia Highlights ‘New Recovery Policy’ at Economic Forum. The Diplomat. 14.04.2022. https://thediplomat.com/2022/04/mongolia-highlights-new-recovery-policy-at-economic-forum/.

32. Mongolia’s ‘New Revival Policy’: What Opportunities does it Present for the EU? EIAS. 12.04.2022. https://eias.org/publications/op-ed/mongolias-new-revival-policy-what-opportunities-does-it-present-for-the-eu/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх