Переворот 16 мая 1961 г. в Южной Корее в политике США

 
Код статьиS086919080029233-3-1
DOI10.31857/S086919080029233-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Вятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы87-95
Аннотация

Статья посвящена методам реагирования США на процесс насиль-ственной смены власти в Южной Корее в рамках военного перево-рота 1961 г. Процесс изменения существующей политики США в отношении Кореи был запущен незадолго до революционных собы-тий в связи с поступавшими американцам известиями о заговоре. Тем не менее упредить процесс смены власти не удалось, переворот 16 мая во многом застал американцев врасплох. Первоначальная попытка Вашингтона поддержать законные власти оказалась не-эффективной в новых условиях. В итоге, американцы заняли выжи-дательную позицию и наблюдали со стороны за развивающимся процессом установления военного правления. Уже к середине лета 1961 г. американцы фактически смирились с авторитарным ре-жимом, приостановившим действие республиканской конститу-ции, расправляющимся с любыми ростками оппозиции и не желаю-щим в краткосрочной перспективе возвращать гражданский кон-троль над правительством. Однако, к осени того же года участ-никам военного переворота удалось положительно зарекомендо-вать себя в глазах американцев. Их руководитель Пак Чон Хи вос-принимался как «сильный, справедливый и умный лидер», высту-павший связующим звеном между правительством и народом и эф-фективно борющийся с традиционной корейской фракционностью. Ситуация в стране стабилизировалась, а риски контрпереворота были минимизированы. Временный запрет политических партий, также как и другие «сомнительные методы» новых властей, вос-принимался американцами как атрибут революционной атмосфе-ры переходного периода. С точки зрения США, приход к власти в Корее нетерпимой к коррупции и, одновременно, антикоммунисти-ческой группы, был большой удачей. Американцы были не готовы идти на жёсткие меры ради предотвращения формирования на Юге диктатуры, и спустили ситуацию на тормозах, надеясь по-влиять на дальнейшую эволюцию южнокорейской политической си-стемы. Такой подход позволил защитить позиции Вашингтона на полуострове, однако его негативной стороной стала деградация ситуации с соблюдением прав человека в Республике.

Ключевые словаРеспублика Корея, Пак Чон Хи, США, военный переворот, права человека.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10179, https://rscf.ru/project/22-78-10179/ .
Получено22.04.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов23236
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Военные перевороты по сей день остаются распространённой формой изменения политических режимов в различных странах мира. Смена власти может оказать существенное влияние на региональный расклад сил. В этих условиях внешняя политика великих держав неизбежно адаптируется к новым обстоятельствам. Особую сложность для них представляют военные перевороты в союзных государствах, которые вносят неопределённость в двусторонние отношения. Характерным примером подобного сценария явился военный переворот 1961 г. в Южной Корее, поставивший американцев перед фактом смены лояльного им гражданского режима Второй республики на военное правление под негласным руководством имевшего в прошлом связи с коммунистами лидера. В то же время, переворот 16 мая стал отправной точкой процесса формирования на Юге Кореи политического режима во главе с Пак Чон Хи, ответственного как за многочисленные случаи нарушения прав человека, так и за возникновение южнокорейского «экономического чуда». Цель данной статьи – конкретизировать методы реагирования США на процесс насильственной смены власти в Южной Корее в рамках военного переворота 1961 г.
2 В историографии проблема реакции США на южнокорейский военный переворот 1961 г., как правило, затрагивалась только в рамках общих работ, посвящённых истории отношений Вашингтона и Сеула, а также военной политике Соединённых Штатов в регионе (см., напр.: [Oh, 2017; Brazinsky, 2005; Malzac, 2019]). Тем не менее работы на русском языке по указанной тематике практически отсутствуют, а сама тема нуждается в дальнейшем изучении. Источниковая база настоящей статьи – опубликованные в рамках серии Foreign Relations of the United States документы Государственного департамента США [FRUS, 1996].
3 В двадцатых числах апреля 1961 г. в ЦРУ стала поступать первая информация о подготовке в Южной Корее военного переворота во главе с генерал-майором Пак Чон Хи. Южнокорейские военные были разочарованы коррумпированностью и слабостью действующего правительства Юга. По данным разведки, планы заговорщиков поддерживались студенческими группами и сторонниками реформ. 24 апреля генерал Чан До Ён, начальник штаба южнокорейской армии, поделился с американцами своими сведениями о военном заговоре. Он сообщил о желании арестовать Пак Чон Хи, и о том, что не может сделать этого немедленно, поскольку для этого у него не хватает доказательств. Премьер-министр Южной Кореи Чан Мён также был в курсе слухов о перевороте, но не придавал им значения. Южнокорейский лидер не считал ситуацию опасной [FRUS, 1996, p. 456–457]. Какой-либо внятной американской реакции на поступавшие сведения также не последовало.
4 5 мая 1961 г. СНБ принял решение об обновлении подходов США к политике в отношении Кореи. Инициатором выступил президент Дж. Кеннеди, обеспокоенный ситуацией в стране и желающий иметь наготове план на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Для подготовки документа была создана специальная рабочая группа во главе с начальником дальневосточного отдела Государственного департамента У. Макконахи. Обсуждение документа должно было состояться 19 мая [FRUS, 1996, p. 448].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 12

Оценка читателей: голосов 0

1. Brazinsky G. From Pupil to Model: South Korea and American Development Policy during the Early Park Chung Hee Era. Diplomatic History. 2005. Vol. 29. № 1. P. 83–115.

2. Foreign Relations of the United States. 1961–1963. Vol. XXII. Washington: GPO, 1996.

3. Korea: Security, 1961-1963, JFK Library https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/jfkpof-121-004 (accessed 17.12.2023).

4. Malzac J. Whose Coup? The Alliance of Park Chung-hee and Kim Jong-pil. International Journal of Korean Studies. 2019. Vol. XXII. №. 1. P. 111–134.

5. Oh D. The United States-Republic of Korea Military Alliance: Impacts on US-ROK Relations and South Korean Political Development, 1960-69. PhD Dissertation. Chicago, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх