Традиционные кланово-племенные структуры и современная политическая система Сомали

 
Код статьиS086919080029221-0-1
DOI10.31857/S086919080029221-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Pаведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ; ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова (ФГП МГУ)
Аффилиация:
НИУ ВШЭ
Институт востоковедения РАН
МГУ имени М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований, ИАфр РАН; старший преподаватель Департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ; доцент кафедры востоковедения и африканистики, РУДН им. Патриса Лумумбы
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Финансовый университет при правительстве РФ
РУДН им. Патриса Лумумбы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы137-152
Аннотация

В ходе данного исследования мы пытаемся выявить, какое влияние традиционная кланово-племенная система оказывает на организацию политической власти в современном Сомали. Для этого производится анализ кланово-племенной принадлежности первых лиц сомалийского государства. Дается описание традиционной кланово-племенной организации сомалийцев, а также современная клановая ситуация в стране. Предпринимается попытка выяснить как кланово-племенная организация влияет на распределение высших государственных должностей. Предлагается объяснение того факта, что представители кланово-племенного объединения раханвейн обычно не занимают посты президента и премьер-министра Сомали и даже не выдвигают своих кандидатов. Приоритетное право на занятие постов президента и премьера на федеральном уровне сохраняется за представителями «благородных» верблюдоводческих суперкланов хавийе и дарод. С другой стороны, за представителями раханвейн зарезервирована позиция спикера парламента, который к тому же должен исполнять функции главы государства-президента в критически важные моменты, когда прежний президент по тем или иным причинам оказывается неспособным выполнять свои обязанности, вплоть до следующих президентских выборов. Сложилось и более или менее приемлемое для всех основных игроков пространственное распределение власти между основными сомалийскими суперкланами, когда Пунтленд и Джубаленд контролируют представители дарод, Галмудуг и Хиршабелле возглавляют представители хавийе, а представители преимущественно земледельческого суперклана раханвейн контролируют один штат – Юго-Западный, но наиболее ресурсный и плодородный. В целом, проведенное нами исследование показывает, что достигнутые в 2000 г. неформальные артинские договоренности, обеспечившие более или менее приемлемое для всех основных кланово-племенных игроков распределение власти между основными сомалийскими суперкланами, соблюдались в последующие годы с удивительной точностью, и это, несмотря на все те колоссальные потрясения, которые данная страна испытала в XXI веке. Имеются основания полагать, что данное обстоятельство внесло свой вклад в определенную стабилизацию федеральной политической структуры Сомали, сумевшей выдержать ожесточенный натиск со стороны радикальных исламистов.

Ключевые словаСомали, кланы, племена, Африканский Рог, политическая система, политическая антропология, радикальный исламизм
Источник финансированияРабота поддержана Российским научным фондом (проект № 19-18-00155).
Получено10.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов36786
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Современная общественно-политическая ситуация в Сомали характеризуется вялотекущей нестабильностью, принимающей периодически форму острого конфликта. Во многом это связано с неоднородностью сомалийского общества, геополитической конфигурацией, а также особенностями традиционной социально-политической организации сомалийцев. В числе общенаучных методов, примененных в настоящем исследовании, авторы сделали упор на специальном методе – выявлении кланово-племенной принадлежности руководителей и сопоставлении их с неписанными нормами, сформулированными по итогам артинской конференции. Анализ официальных документов, в частности, сомалийской конституции, помог достижению поставленных целей. Отметим, что несмотря на сохраняющиеся споры относительно административно-территориального деления Сомали, авторы исходят из реальных границ федеративного устройства сомалийского государства и рассматривают Сомали как единое государство, имеющее в своем составе сепаратистски настроенный Сомалиленд. Однако де-факто Сомалиленд считает себя независимым государством, который реального участия в федеральных политических процессах не принимает.
3 Кланово-племенная структура сомалийского общества
4

Особенностью общественного устройства в Сомали является наличие этнополитических образований, которые в современной англоязычной литературе чаще всего обозначаются как clans («кланы») [Lewis, 1988; Osman, Abebe, 2023; Zoppi, 2018; Yuusuf, 2021]. Вместе с тем, социальным антропологам, занимающимся традиционной социально-политической организацией населения стран Ближнего и Среднего Востока достаточно очевидно, что речь здесь идет именно о тех формах социально-политической организации, которые в этом регионе принято обозначать как qabā’il (ед. числ. qabīlah) и переводить на русский язык как «племена», а на английский – tribes [Eickelman, 2001, p. 65–119; Коротаев, 1995]. Для их обозначения применяется сомалийский термин qabiil, восходящий как раз к вышеупомянутому арабскому слову qabīlah.

5

Отметим, что в политической антропологии понятие «племя» может рассматриваться исследователями в качестве формы как политической, так и этнической организации. Знаменитый польско-британский социальный антрополог антрополог Б. Малиновский предлагал различать tribe-state (племя как форма политической организации) и tribe-nation (племя как этническое или субэтническое образование) [Malinowski, 2015; Korotayev, 1996]. Сомалийская qabiil имеет оба смысла и напоминает, как арабское словоупотребление термина qabīlah (как преимущественно формы социально-политической организации), так и суахилийское словоупотребление термина kabila как этнического образования (в суахили, например, словом kabila обозначаются и такие крупные этнические общности как масаи, маконде, кикуйю, луо или ираку). Это по всей видимости неслучайно, так как сомалийцы испытали и мощное арабское влияние, и воздействие суахилийской цивилизации (в настоящее время число сомалийцев, для которых родным языком является суахили, даже несколько превышает число тех, для которых родным языком является арабский) [Menkhaus, 2003].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 45

Оценка читателей: голосов 0

1. Алейников С.В. Политическая ситуация и проблемы национального примирения в Сомали. М.: Институт Ближнего Востока, 2012.

2. Алейников С.В. Сомалийские племена. М.: Институт Ближнего Востока, 2014.

3. Исаев Л., Бобарыкина Д. Клановый федерализм в Сомали. Неприкосновенный запас. 2023. № 2(148). С. 248–284.

4. Коновалов И.В. Распад государства и гражданская война в Сомали. М.: Социально-политическая мысль, 2010.

5. Коротаев А. В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ. Социологический журнал. 1995. № 4. С. 68–86.

6. Коротаев А. В. От вождества к племени? Некоторые тенденции эволюции политических систем Северо-Восточного Йемена за последние 2 тысячи лет. Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 81–91.

7. Коротаев А. В. Социальная история Йемена, X в. до н.э. – XX в. н.э. М.: ЛЕНАНД/URSS, 2019.

8. Хайруллин Т.Р. Катарско-турецкий альянс в борьбе за лидерство в Сомали. Ислам в современном мире. 2021. № 4. С. 188–200.

9. Akou H. M. The Politics of Dress in Somali Culture. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2011.

10. Bakonyi J. Authority and administration beyond the state: local governance in southern Somalia, 1995–2006. Journal of Eastern African Studies. 2013. Vol. 7. No. 2. Pp. 272–290.

11. Drysdale J. Whatever Happened to Somalia? London: Haan Publishing, 1994.

12. Eberhard D. M., Simons G. F., Fennig C. D. (Eds.) Ethnologue: Languages of the World. 25th ed. Dallas: SIL International.

13. Eickelman D.F. The Middle East and Central Asia: an anthropological approach. 4th ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 2001.

14. Evans-Pritchard E. E. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: Clarendon Press, 1949.

15. Gardner T. Inside Villa Somalia: 72 hours with the president of ‘the most dangerous country in the world’ (2023) // The Guardian: https://www.theguardian.com/world/2023/feb/03/hassan-sheikh-mohamud-interview-somalia

16. Gellner E. Saints of the Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1971.

17. Gundel J. Clans in Somalia. Vienna: Austrian Centre for Country of Origin & Asylum Research and Documentation, 2009.

18. Hoehne M.V. Between Somaliland and Puntland: Marginalization, militarization and conflicting political visions. London: Rift Valley Institute, 2015.

19. Ingiriis M.H. The suicidal state in Somalia: The rise and fall of the Siad Barre regime, 1969–1991. Lanham, MD: University Press of America, 2016.

20. Kirk J. W. C. The Yibirs and Midgàns of Somaliland, Their Traditions and Dialects. Journal of the Royal African Society. 1904. Vol. 4. No. 13. Pp. 91–108.

21. Korotayev A. Pre-Islamic Yemen: Socio-Political Organization of the Sabaean Cultural Area in the 2nd and 3rd Centuries A.D. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1996.

22. Korotayev A. Evolution of Sociopolitical Institutions in North-East Yemen (The 1st Millennium BCE – the 2nd Millennium CE). The Evolution of Social Institutions. Interdisciplinary Perspectives / Ed. by D. M. Bondarenko, S. A. Kowalewski, D. B. Small. Cham: Springer Nature, 2020. Pp. 161–184.

23. Korotayev A. From Chiefdom to Tribe? Trends in the Evolution of Political Systems in North-Eastern Yemen in the Last Two Millennia. Nouvelles Chroniques du manuscrit au Yémen. 2021. Vol. 32. Pp. 93–115.

24. Kusow A. M. The genesis of the Somali Civil War: A new perspective. Northeast African Studies. 1994. Vol. 1. No. 1. Pp. 31–46.

25. Laitin D. D. The War in the Ogaden: implications for Siyaad's role in Somali history. The Journal of Modern African Studies. 1979. Vol. 17. No. 1. Pp. 95–115.

26. Le Sage A. Somalia: sovereign disguise for a Mogadishu mafia. Review of African Political Economy. 2002. Vol. 29. № 91. Pp. 132–138.

27. Levine D. N. Greater Ethiopia: The Evolution of a Multiethnic Society. Bloomington, IL: University of Chicago Press, 2014.

28. Lewis I.M. A Modern History of the Somalia. London: Westview Press, 1988.

29. Lewis I.M. The politics of the 1969 Somali coup. The Journal of modern African studies. 1972. Vol. 10. №. 3. Pp. 383–408.

30. Lewis I.M. Understanding Somalia and Somaliland: culture, history, society. New York: Columbia University Press, 2008.

31. Lortan F. Rebuilding the Somali state. African Security Studies. 2000. Vol. 9. No. 5–6. Pp. 94–103.

32. Malinowski B. Freedom and civilization. London: Routledge, 2015.

33. Menkhaus K. Somalia: Political Order in a Stateless Society. Current History. 1998. Vol. 97. No. 619. Pp. 220–224.

34. Menkhaus K. Bantu ethnic identities in Somalia. Annales d'Ethiopie. 2003. Vol. 19. Pp. 323–339.

35. Menkhaus K. Governance without government in Somalia: Spoilers, state building, and the politics of coping. International security. 2006. Vol. 31. No. 3. 74–106.

36. Menkhaus K. Elite bargains and political deals project: Somalia case study. London: DFID Stabilisation Unit, 2018.

37. Mukhtar M.H. Historical Dictionary of Somalia. Lanham: Scarecrow Press, 2003.

38. Osman A. A., Abebe G. K. (2023). Rural Displacement and Its Implications on Livelihoods and Food Insecurity: The Case of Inter-Riverine Communities in Somalia // Agriculture. Vol. 13. No. 7. Pp. 14–44.

39. Paster M. Aspects of Maay phonology and morphology. Claremont, CA: Pomona College, 2006.

40. Richards R. Understanding Statebuilding: Traditional Governance and the Modern State in Somaliland. Surrey: Ashgate, 2014.

41. Saalax W. C., Ibrahim, A. A. (2010). Somali peace agreements: Fueling factionalism. Accord. An international review of peace initiatives. Vol. 21. Pp. 32–34.

42. Somalia’s Constitution of 2012 // Constitute: https://www.constituteproject.org/constitution/Somalia_2012.pdf

43. Somalia: IRIN interview with President Abdiqassim Salad Hassan (2000). // ReliefWeb: https://reliefweb.int/report/somalia/somalia-irin-interview-president-abdiqassim-salad-hassan

44. Sorens J. P., Wantchekon L. Social Order Without the State. The Case of Somalia. New Haven, CT: Yale University, 2000.

45. Strakes J. E. Arab and non-Arab tribes as state-like entities: Informal alliances and conflict patterns in the historic and contemporary Middle East. The Journal of the Middle East and Africa. 2011. Vol. 2. No. 2. Pp. 235–253.

46. Tapper R. (Ed.). Tribe and state in Iran and Afghanistan. London: Routledge, 2011.

47. Third autonomous region breaks with Somalia. Afrol News. 2 March 2002.: http://www.afrol.com/News2002/som004_southwest.htm

48. United Nations Operation in Somalia (UNOSOM I). Report. 1993: https://peacekeeping.un.org/mission/past/unosom1backgr2.html#three

49. Yuusuf M. The Genesis of the Civil War in Somalia: The Impact of Foreign Military Intervention on the Conflict. London: Bloomsbury Publishing, 2021.

50. Zoppi M. Somalia: federating citizens or clans? Dilemmas in the quest for stability. Journal of Contemporary African Studies. 2018. Vol. 36. No. 1. Pp. 54–70.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх