Эллинизация монументального ландшафта Мероитского царства при Натакамани и Аманиторе: культурно-исторический контекст

 
Код статьиS086919080028867-0-1
DOI10.31857/S086919080028867-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы44-58
Аннотация

Мероитский Куш был крупнейшим государством на южных границах римского мира. Наивысшего своего развития Мероитское царство достигло в I в. н.э. при соправителях Натакамани и Аманиторе, которые отличались необычайно активной строительной деятельностью. Они возводили, перестраивали и восстанавливали культовые и дворцовые комплексы по всей территории страны от Амары на севере до Наги на юге. Более 1 тыс. километров нильской долины и окружающих ее областей были включены в масштабную программу по обновлению монументального ландшафта Мероитского государства. Характерной чертой той эпохи стала популярность эллинизованных мотивов как в архитектуре, так и в иконографии. Однако эллинизация коснулась далеко не всех царских памятников, их список ограничен дворцовыми комплексами и храмами в честь чисто кушитских богов, прежде всего, покровителя царской власти и плодородия, бога-воителя Апедемака. Кроме того, все эллинизованные памятники Натакамани и Аманиторе расположены на важных торговых путях, по которым товары из глубинных районов Африки шли в сторону Средиземноморья. В статье рассматривается исторический и политический контекст эпохи, а также предпринимается попытка объяснить причины столько яркого, но тщательно выверенного явления как эллинизация монументального и культурного ландшафта Мероэ в I в. н.э. Автор делает вывод, что в целях укрепления собственного положения внутри страны и за ее пределами Натакамани и Аманиторе сделали ставку на подчеркнутую самостоятельность от северного соседа, которая в конкретных условиях вылилась в египтизацию вместо романизации. Последнее могло быть попыткой утвердить себя наследниками птолемеевской государственности и происходило через птолемеевские образы (прежде всего, дионисийские и солярные), возращение в эпиграфику древнеегипетского языка, а также строительство и реставрацию храмов древнеегипетского бога Амона.

Ключевые словаМероитское царство, Куш, Египет, храмы, дворцы, монументальный ландшафт, эллинизация
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01802, https://rscf.ru/project/22-28-01802/
Получено01.12.2023
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов34997
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Нижнее и среднее течение Нила – колыбель двух древних цивилизаций, египетской и кушитской, развивавшихся в своеобразных условиях окруженной пустынями и саваннами аллювиальной долины. Независимое царство Куш стало формироваться с рубежа XI–X вв. до н.э. в связи с уходом из Верхней Нубии египетских военных отрядов и администрации, а его расцвет пришелся на период с VIII в. до н.э. по III в. н.э. В VIII–VII вв. до н.э. кушитские правители из района IV нильского порога (Напаты/Гебель Баркала) сумели подчинить своей власти сначала часть, а затем на несколько десятилетий и всю территорию Египта, основав знаменитую XXV династию «черных фараонов» (744–656 гг. до н.э.). После ряда поражений от ассирийцев и египтян, границы владений кушитских правителей вновь откатились на юг, и с VI в. до н.э. кушитско-египетское пограничье приходилось на территорию между I и II нильскими порогами.
2 Завоевания Александра Македонского (332–323 гг. до н.э.) и утверждение Птолемеевской династии (323–30 гг. до н.э.) в египетской долине Нила проходили на фоне важных преобразований в Куше. Ок. 300 г. до н.э., на фоне очередного похолодания, приведшего к аридизации климата Северной Африки, основной политический и экономический центр государства, а с ним и царский некрополь, были перемещены из района IV нильского порога (Напата) вглубь Африки, в район между V и VI нильскими порогами (Мероэ) [Лебедев, 2019]. При этом влияние традиций фараоновского Египта, чрезвычайно сильное в предыдущие столетия, резко ослабло [Edwards, 2004, p. 141–181]. В ход вошла собственная мероитская письменность, начали более активно развиваться культы местных божеств, локальные строительные технологии, большее значение приобрели местные яровые сельскохозяйственные культуры, такие как сорго и просо [Fuller, 2015]. Наконец, после завершения экспансии Птолемея II в южном направлении Кушитское царство постепенно включилось в более тесные связи с эллинистическим миром. Данные культурные и экономические изменения позволяют сегодня исследователям отделять Напатский этап развития Кушитской цивилизации от мероитского, большая часть которого пришлась на римский климатический оптимум и характеризовалась новым расцветом производственных сил.
3 Наивысшего своего развития Мероитское царство достигло в I в. до н.э. – I в. н.э. Наиболее заметными правителями этого времени, отличившимися исключительно активной строительной деятельностью, были Натакамани и Аманиторе1. Точные даты их правления не известны, однако сегодня наиболее аргументированным кажется отнесение этого царствования не к концу I в. до н.э. – первой четверти I в. н.э., как считалось ранее [Берзина, 1992, с. 70], а к середине – второй половине I в. н.э., т.е. ко временам императоров Клавдия и Нерона [Eide et al., 1998, p. 898–899]. 1. Натакамани и Аманиторе являлись соправителями, однако характер их взаимоотношений до сих пор не вполне ясен (муж/жена, сын/мать?).
4 Известная к настоящему времени география их строительной деятельности очень широка и пока не имеет известных параллелей в кушитской истории: Амара, Саи, Табо, Напата (Гебель Баркал), Дангейл, Мероэ, Аулиб, Абу Эртейла, эль-Хасса, Мувейс, Вад Бен Нага, Нага и, возможно, Мусавварат эль-Суфра2] и Дуаниб3. Наиболее масштабные работы при этом были связаны со строительством храмов Льва (рис. 1) и Амона в Наге, возведением храма Амона в Амаре и храма Исиды в Вад Бен Наге, строительством часовни (вероятно, богини Хатхор) в Наге (рис. 1), реставрацией и расширением Большого храма Амона и, вероятно, перестройкой водного святилища и храма М 292 в Мероэ, оформлением дромоса Большого храма Амона в Мероэ, строительством дворцовой зоны и реконструкцией Большого храма Амона в Гебель Баркале, а также созданием храмовых комплексов в устье Вади эль-Хавад (Абу Эртейла и, возможно, Аулиб). В целом складывается впечатление, что соправители стремились оставить след чуть ли не в каждом крупном культовом и административном центре мероитской державы, значительно преобразовав весь монументальный ландшафт царства. В немалой степени этому способствовало применение новых строительных технологий: сочетание камня с более дешевыми обожженными и сырцовыми кирпичами, росписей по штукатурке вместо рельефов, а также использование типовых кирпичей сложной формы для карнизов и молдингов. Причины такой бурной деятельности не вполне ясны. Нередко считается, что благодаря широкому строительству Натакамани и Аманиторе стремились легитимизировать свои права на политическое лидерство в государстве, население и элиты которого не были привычны к практике соправления [Török, 2002, p. 250–251]. Об этом же свидетельствует, возможно, и активная пропаганда сакрального авторитета царской семьи (в частности, легитимности царских наследников) [Török, 1997a, p. 461–467]. 2. Однако, см. комментарий Л. Тёрёка [Török, 2011, p. 191, no. 12

3. В настоящее время храм, судя по всему, разрушен и датировка основана на иконографии, сохраненной К.Р. Лепсиусом. Подробнее см.: [Török, 1997a, p. 504, note 516].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 52

Оценка читателей: голосов 0

1. Абакумов А.А. Со слонами против персов: Элефантерия древней Эфиопии. Восток (Oriens). 2020. № 4. С. 39-46.

2. Берзина С.Я. Мероэ и окружающий мир. I-VIII вв. н.э. М.: Наука, 1992.

3. Балахванцев А.С. Споры об эллинизме. Восток (Oriens). 2020. № 4. С. 21-31.

4. Зельин К.К. Основные черты эллинизма. Вестник древней истории. 1953. № 4. С. 145-156.

5. Лебедев М.А. История мероитских археологических комплексов устья Вади-эль-Хавад (Судан). Восток (Oriens). 2019. № 2. С. 21-48.

6. Adams W.Y. Nubia: Corridor to Africa. London: Allen Line, 1977.

7. Arkell A.J. A History of the Sudan to 1821. London: University of London, 1961.

8. Bradley R. The Past in Prehistoric Societies. London: Psychology Press, 2002.

9. Burstein S. M. The Hellenistic Fringe: The Case of Meroe. Green P. (ed.). Hellenistic History and Culture. Berkley - Los Angeles - London: University of California Press, 1993. Pp. 38-54.

10. Burstein S.M. When Greek Was an African Language: The Role of Greek Culture in Ancient and Medieval Nubia. Journal of World History. 2008. Vol. 19(1). Pp. 41-61.

11. Burstein S.M. The African Encounter with Greece: The Case of Kush. Acta Classica. 2021. Vol. 64. Pp. 48-71.

12. Demetriou D. Negotiating Identity in the Ancient Mediterranean: The Archaic and Classical Greek Multiethnic Emporia. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

13. Droysen J.G. Geschichte des Hellenismus. Bd. I. Tubingen: Wissenschaftliche Buchgemeinschaft, 1953.

14. Dunham D. The Royal Cemeteries of Kush. Vol. IV: Royal Tombs at Meroe and Barkal. Boston: Museum of Fine Arts, 1957.

15. Dunham D. The Royal Cemeteries of Kush. Vol. V: The West and South Cemeteries at Meroe. Boston: Museum of Fine Arts, 1963.

16. Edwards D. N. Meroe and the Sudanic Kingdoms. The Journal of African History. 1998. 39(2). Pp. 175-193.

17. Edwards D.N. The Nubian Past. An Archaeology of Sudan. London-New York: Routledge, 2004.

18. Eide T., Hagg T., Pierce R.H., Torok L. Fontes historiae nubiorum. Textual Sources for the History of the Middle Nile Region between the Eighth Century BC and the Sixth Century AD. Vol. III: From the First to the Sixth Century AD. John Bergen: Grieg AS, 1998.

19. Fuller D.Q. The Economic Basis of the Qustul Splinter State: Cash Crops, Subsistence Shifts, and Labour Demands in the Post-Meroitic Transition. Zach M.H. (ed.). The Kushite World. Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies. Vienna, 1 - 4 September 2008. Vienna: Citypress, 2015. Pp. 33-48.

20. Furholt M., Hinz M., Mischka D. (eds.). "As time goes by?" Monumentality, Landscapes and the Temporal Perspective. Proceedings of the International Workshop "Socio-Environmental Dynamics over the Last 12,000 Years: The Creation of Landscapes II (14th -18th March 2011)" in Kiel. Bonn: Verlag Dr. Rudolf Habelt, 2012.

21. Gamer-Wallert I. Der Lowentempel von Naq'a in der Butana (Sudan) III. Die Wandreliefs. Wiesbaden: Dr Ludwig Reichert, 1983.

22. Grajetzki W. The People of the Cobra Province in Egypt: A Local History, 4500 to 1500 BC. Oxford: Oxbow, 2020.

23. Haaland R. The Meroitic Empire: Trade and Cultural Influences in an Indian Ocean Context. African Archaeological Review. 2014. 31. Pp. 649-673.

24. Hintze F. Vorbericht uber die Butana-Expedition 1958 des Instituts fur Agyptologie der Humboldt-Universitat zu Berlin. Forschen und Wirken. 1960. Bd. 3. S. 384-387.

25. Hintze F. Meroitic Chronology: Problems and Prospects. Meroitica. Bd. 1. Berlin: Akademie-Verlag, 1973. Pp. 127-145.

26. Kroper K. Temple 1200: Lion Temple 2 at Naga. Sudan & Nubia. 2019. Vol. 23. Pp. 113-126.

27. Kuvatova V. Comparative Analysis of Paintings. Kormysheva E., Lebedev M., Malykh S., Vetokhov S. Abu Erteila. Excavations in Progress. Moscow: IOS RAS, 2019. Pp. 141-156.

28. Malkin I. (ed.). Ancient Perceptions of Greek Ethnicity. Cambridge: Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University, 2001.

29. Manzo A. Apedemak and Dionysos. Further Remarks on the "Cult of the Grape" in Kush. Sudan & Nubia. 2006. Vol. 10. Pp. 82-94.

30. Mattingly D.J. Imperialism, Power and Identity: Experiencing the Roman Empire. Princeton: Princeton University Press, 2011.

31. Momigliano A. Alien Wisdom: The Limits of Hellenization. Cambridge: Cambridge University Press, 1975.

32. Prag J.R.W., Quinn, J.C. (eds.). The Hellenistic West: Rethinking the Ancient Mediterranean. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

33. Reisner G.A. The pyramids of Meroe and the Candaces of Ethiopia. Sudan Notes and Records. 1922. Vol. 5. Pp. 173-96.

34. Rostovtzeff M.I. The Social and Economic History of the Roman Empire. Rome: Clarendon Press, 1957.

35. Schlu?ter O. Die Ziele der Geographie des Menschen. Munchen: Oldenbourg, 1906.

36. Sist L. Natakamani e l'Ellenismo: alcune considerazioni sul palazzo B 1500 a Gebel Barkal. Russo S. (ed.). Atti del V Convegno Nazionale di Egittologia e Papirologia. Firenze: Instituto Papirologico "G. Vitelli", 2000. Pp. 253-257.

37. Taurino S. Glazed Terracotta Decorations from the Palace of Natakamani (B 1500) at Napata: A Typological and Iconographical Analysis. Italian Archaeological Mission in Sudan at Jebel Barkal (Universita Ca' Foscari, Venice). Incordino et al. (eds.). Current Research in Egyptology 2017. Proceedings of the Eighteenth Annual Symposium University of Naples, "L'Orientale" 3-6 May 2017. Oxford: Archaeopress, 2018.

38. Thompson L.A. Eastern Africa and the Graeco-Roman World (to A. D. 641). Thomson L.A., Ferguson J. (eds.). Africa in Classical Antiquity. Ibadan: Ibadan University Press, 1969. Pp. 26-61.

39. Torok L. Kush and the External World. Donadoni S., Wenig S. (eds.). Studia Meroitica 1984: Proceedings of the Fifth International Conference for Meroitic Studies. Rome, 1984. Berlin, 1989: Akademie-Verlag. Pp. 49-216.

40. Torok L. The Kingdom of Kush. Handbook of the Napatan-Meroitic Civilization. Leiden-Boston: Brill, 1997a.

41. Torok L. Meroe City an Ancient African Capital. John Garstang's Excavations in the Sudan. Part One: Text. London: The Egypt Exploration Society, 1997b.

42. Torok L. The Image of the Ordered World in Ancient Nubian Art. The Construction of the Kushite Mind, 800 BC - 300 AD. Leiden-Boston: Brill, 2002.

43. Torok L. Between Two Worlds. The Frontier Region between Ancient Nubia and Egypt 3700 BC - AD 500. Leiden-Boston: Brill, 2009.

44. Torok L. Hellenizing Art in Ancient Nubia 300 BC-AD 250 and its Egyptian Models. A Study in "Acculturation". Leiden-Boston: Brill, 2011.

45. Trigger B.G. History and Settlement in Lower Nubia. New Haven: Yale University, 1965.

46. Vincentelli I. Notizie preliminari sulle cretule del Palazzo di Natakamani. Oriens Antiquus. 1989. Vol. 28. Pp. 129-153.

47. Vrtal V. Egyptian Inscriptions of Natakamani and Amanitore. There and Back Again - the Crossroads II. Proceedings of an International Conference Held in Prague, September 15-18, 2014. Eds. J. Mynarova, P. Onderka, P. Pavuk. Prague: Charles University in Prague, 2015. Pp. 465-492.

48. Woolf G. Becoming Roman: The Origins of Provincial Civilization in Gaul. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Рис. 1. Храм Апедемака (слева) и часовня Хатхор (справа) в Наге (фото автора). (Рис._1_small.jpg, 280 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Царица Аманиторе и Зевс-Амон-Серапис (?) в храме Апедемака в Наге (внутренняя западная стена) (по: [Gamer-Wallert, 1983, Bl. 12]). (Рис._2_small.jpg, 71 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Царица Аманиторе и Серапис-Апедемак в храме Апедемака в Наге (внутренняя южная стена) (по: [Gamer-Wallert, 1983, Bl. 10/a]). (Рис._3_small.jpg, 106 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Солярное божество (Зевс-Гелиос-Амон ?) в храме Апедемака в Наге (внутренняя северная стена) (по: [Gamer-Wallert, 1983, Bl. 11/a]). (Рис._4_small.jpg, 48 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх