Эдмунд Уолш, планы Ватикана и российская действительность 1922–1923 гг.

 
Код статьиS086956870010787-6-1
DOI10.31857/S086956870010787-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 4
Страницы188-204
Аннотация

        

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда № 19-18-00482 «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917–1958 гг.».
Получено23.06.2020
Дата публикации07.09.2020
Кол-во символов53535
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Работа в Советской России организаций, пришедших на помощь голодающему народу в 1921–1922 гг., до сих пор ещё слабо освещена в историографии. Экономическая поддержка разорённой страны являлась, к тому же, и одним из факторов, способствовавших началу её выхода из изоляции и установлению международных контактов. Среди различных структур, так или иначе в этом задействованных, особое место занимала Папская миссия помощи. Несмотря на то, что в советских учреждениях пытались рассматривать её исключительно как светскую, она всё же носила ярко выраженный религиозный характер, и, оказавшись в России на начальном этапе гонений против Церкви, не могла на них не реагировать. Её деятельность частично уже освещалась в работах итальянских и французских исследователей1. При этом обычно остаётся в тени фигура её главы – американского иезуита Э.А. Уолша, хотя его взгляды и взаимоотношения с советским властями хорошо отражены в источниках (прежде всего – в письмах и отчётах, отправленных им католическим иерархам и должностным лицам РСФСР, а также в официальных документах НКИД и НКВД и т.п.) и заслуживают самого пристального внимания. 1. Петракки Дж. Папская миссия помощи России. 1921–1923 гг. // Россия и Ватикан в конце XIX – первой трети ХХ вв. СПб., 2003. С. 185–259; Pettinaroli L. La politique russe du Saint-Siege (1905–1939). P., 2015.
2 Эдмунд Алоизиус Уолш родился в 1885 г. в Бостоне, где существовала большая община эмигрантов из Ирландии, родины его предков. Вступив в 1902 г. в Орден иезуитов, он был в 1916 г. рукоположен, и уже через год назначен деканом Джорджтаунского колледжа. Почти одновременно он занял пост директора по образованию и стал одним из пяти разработчиков программы для обучения военного персонала в армейском студенческом учебном центре, готовившем контингент для участия в Первой мировой войне. Эта работа выдвинула его в 1919 г. в круг основателей первой в Америке Школы дипломатической службы, носящей ныне его имя и со временем превратившейся в ведущий центр подготовки дипломатов в США2. Уолш руководил ею вплоть до своей смерти в 1956 г. Одновременно он возглавлял особые дипломатические миссии Ватикана в РСФСР (1922) и Мексике (1929), вёл переговоры с правительством Ирака о создании «Американской высшей школы» в Багдадском колледже в 1931 г., участвовал в качестве консультанта в Нюрнбергском процессе и т.д. 2. В XX в. её закончили сотни государственных деятелей, в том числе А. Хейг, Б. Клинтон, Д. Грибаускайте, Ж.М.Д. Баррозу, сенаторы Д. Салливан и Р. Дурбин и др. В настоящее время в ней обучаются 3 тыс. студентов из более 100 стран мира.
3 В октябре 1921 г. Уолш получил от своего друга полковника В. Гаскелла, возглавлявшего Американскую администрацию помощи в России (АРА), предложение присоединиться к нему и содействовать в распределении 20 млн $, выделенных США для нужд голодающих. Уолш в то время находился в Европе, оканчивая терцианство (последний официальный период формации в Обществе Иисуса). Торопясь вернуться в США, он, судя по его письму американскому генеральному ассистенту Генерала Общества Иисуса Дж.Ф. Ханзельману, посланному 15 января 1922 г., счёл «дело с Россией чем-то, находящимся целиком вне своей компетенции»3. 3. Archivium Romanum Sicietatis Iesu (далее – ARSI). Russia 2001-III-5.
4 Однако, получив в конце января известия из России, Уолш передумал. То, что до этого момента интересы католиков не учитывались в АРА, он связывал с безразличием католических епископов Америки, проистекавшим «из-за отсутствия понимания влияния, представленного сейчас схизматиками». Сообщая об этом 1 февраля Ханзельману, Уолш просил его направить в АРА представителя Ватикана, если Американские католические организации от этого уклонятся4. 4. Ibid. 2001-III-6.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 552

Оценка читателей: голосов 0

1. Петракки Дж. Папская миссия помощи России. 1921–1923 гг. // Россия и Ватикан в конце XIX – первой трети ХХ вв. СПб., 2003. С. 185–259.

2. Edmund A. Walsh, SJ Papers, Georgetown University Library Booth Family Center for Special Collections, Washington, D.C., Collection GTM-GAMMS239 (далее – Walsh Papers), box 6, folder 381.

3. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925. Новосибирск, 1997. С. 258.

4. Бондаренко Т.Ю. Вклад миссии Фритьофа Нансена в борьбу с голодом и в восстановление сельского хозяйства Саратовской губернии в 1920-е гг. Дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2016.

5. Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. Католическая церковь в России. СПб., 2014.

6. Беглов А.Л., Токарева Е.С. Судебный процесс над католическим духовенством 1923 г. в освещении посланца Ватикана в России // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 4. URL: http://history.jes.su/s207987840002218-8-1.

7. Maqua M. Rome-Moscou: L’ostpolitique du Vatican. Louvain-la-Neuve, 1984. P. 36.

8. Trasatti S. La croce e la stella. La chiesa e i regimi comunisti in Europa dal 1917 a oggi. Milano, 1993. P. 46.

9. Беглов А.Л. «Крестовый поход молитв» 1930 г. и реакция на него в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Выпуск 4(68) URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1.

10. Pettinaroli L. La politique russe du Saint-Siege (1905–1939). P., 2015.

11. Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня...» Гонения на католическую церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М., 1996.

12. Беглов А.Л. Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 135–152.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх