Актуальные проблемы буддологии в исследованиях ученых ИМБТ СО РАН

 
Код статьиS086919080028703-0-1
DOI10.31857/S086919080028703-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Академик РАН; директор, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное Государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (д. 6, ул. Сахьяновой, 670047, Улан-Удэ, Российская Федерация)
Адрес:  Ул. Сахьяновой, д. 6
Должность: гл.н.с.
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Адрес: Ул. Сахьяновой, 6
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы205-216
АннотацияВ статье анализируются буддологические исследования, проводимые учеными Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Рассматриваются вопросы возникновения и формирования самого института, его основных подразделений и деятельность ведущих ученых института, связанная со сбором, каталогизацией, исследованием памятников письменности, собранных в уникальном Центре, восточных рукописей и ксилографов. Отмечается вклад и результаты работы философов, историков, этнографов, литературоведов и лингвистов, занятых исследованием традиционной религиозной культуры, обрядов и ритуалов, буддийской философии, а также особенностей социально-политических процессов развития буддизма в России и странах Центральной и Восточной Азии.    Рассмотрен правовой статус буддийской церкви, монастырей и духовенства на основе анализа и перевода ряда архивных документов и источников на монгольском языках, и дана краткая оценка современного состояния, роли и влияния буддийской церкви, культуры и традиций на общество. Освещена история переводческой деятельности, в частности, перевода на монгольский с тибетского языка буддийского канона.   Обращается внимание на разработанные в институте методы и инструментальные средства электронной каталогизации письменных памятников на тибетском и старописьменном монгольском языках, архивных документов, а также методы цифровизации мультимедийных технотронных источников информации.    Отмечается, что современное буддийское монашество, как и миряне-буддисты в России сохраняют лояльность и доверие по отношению к институтам государственной власти и права на достаточно высоком уровне.   Изучено место и роль этничности в историческом прошлом и современных общественных процессах, обоснован новый взгляд на ключевые моменты этнополитической истории бурятского народа в их неразрывной связи с общим развитием российской государственности и общества.   Делается вывод о том, что проводимые Институтом буддологические исследования направлены на решение актуальных задач в области религиозных отношений, культурного и социального развития, международных связей.  
Ключевые словабуддийская философия, религиоведение буддизма, цифровизация памятников на тибетском и старописьменном монгольском языках
Ключевые слова (др.)Статья подготовлена в рамках государственных заданий: проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI в.)», № 121031000243–5 и проект «Письменные традиции народов Байкальского региона в контексте историко–культурного наследия России и Внутренней Азии», № 121031000263–3.
Источник финансированияThe article was prepared within the framework of government assignments: the project “Russia and Inner Asia: the dynamics of geopolitical, socio-economic and intercultural interaction (XVII–XXI centuries)”, No. 121031000243–5 and the project “Written traditions of the peoples of the Baikal region in the context of historical and cultural heritage Russia and Inner Asia,” No. 121031000263–3.
Получено21.11.2023
Дата публикации26.12.2023
Кол-во символов21135
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Буддология изначально находилась в центре исследовательских интересов ИМБТ СО РАН, поскольку ученые, выдвинувшие идею института, основанного в 1922 г.: Б.Б. Барадин, Ц.Ж. Жамцарано, Г.Ц. Цыбиков были всемирно известными и признанными специалистами в этой области. Особенностью подхода к буддологическим исследованиям в ИМБТ было совмещение традиционных основ буддийского образования и европейской научной методологии. Этим институт выгодно отличался от всех, даже самых крупных, мировых буддологических центров.
2 Выпускники Санкт-Петербургского университета Ц.Ж. Жамцарано, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадин по инициативе и при активном содействии Русского географического общества и Комитета по изучению Средней Азии совершили ряд путешествий по Тибету и Монголии. Труды, подготовленные по материалам этих исследований, сразу же получили мировую известность. [Барадин, 1908; 1924; Жамцарано, 2001; Цыбиков, 1903; 1919].
3 Последующие поколения бурятских буддологов, тибетологов и монголоведов, получившие профессиональную подготовку также, в основном в стенах Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, сконцентрировали свои усилия на проблемах источниковедения и историографии, изучении культуры Тибета и монгольских народов, вопросах тибетской и монгольской филологии, языкознания, фольклористики, проблемах этнографии и археологии Центральной Азии и Сибири, истории Монголии, Тибета и сопредельных стран, философских проблемах буддизма и др. ИМБТ был первым и единственным научным учреждением, принявшим в свой штат буддийских монахов.
4 На раннем этапе работы института осуществлялась первичная инвентаризация и каталогизация книг на тибетском, старомонгольском, бурятском языках и архивных документов, уцелевших после разрушения дацанов с богатейшими библиотеками литературы на тибетском и старомонгольском, многие из которых, в том числе комплекты разных изданий тибетского канона, печатные и рукописные, были привезены из Центрального, Восточного Тибета и Монголии. Собранные в разных хранилищах Республики и Иркутской области книги и рукописи, к 1960-м гг. сконцентрированные в Рукописном отделе БКНИИ, находились в разрозненном, не систематизированном состоянии. Первичную трудоемкую работу по их классификации, систематизации и комплектации сотрудники Института проделали вместе с бывшими ламами, принятыми на работу в БИОН во второй половине 1960-х гг.
5 Значительный объем работы по описанию тибетского фонда был выполнен Б.Д. Дандароном, Л.-Ж. Ямпиловым, П.И. Хадаловым, опубликовавшими ряд описаний тибетских рукописей и ксилографов [Хадалов, Ямпилов, Дандарон, 1962; Дандарон, 1960; 1965].
6 В короткий срок была проделана большая работа по созданию тибетско-русских словарей и переводу важных текстов буддийского канона. Ученик академика Ф.И. Щербатского – Б.В. Семичов издал в соавторстве с А.Ф. Гаммерман, Ю.М. Парфионовичем и Б.Д. Дандароном несколько тибетско-русских словарей [Семичов, Гаммерман, 1963; Семичов, Парфионович, Дандарон, 1963].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 93

Оценка читателей: голосов 0

1. Абаева Л.Л. Религиозная культура монгольских народов в векторе буддийских традиций. Улан-Удэ: Буряад-Монгол ном, 2018.

2. Атлас тибетской медицины. Свод илл. к тибет. мед. трактату XVII в. «Голубой берилл». Альбом. Бурят. науч. центр СО РАН и др. М.: Галарт, 1994.

3. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Отв. ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.

4. Аюшеева М.В. Мэргэн-гэгэн и его письменное наследие. Улан-Удэ: Изд-во БСХА. 2015.

5. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб.: Наука, 1998.

6. Базаров А.А. Источник мудрецов. Раздел: Логика (перевод с тибетского). СПб: Б&К, 2001.

7. Базаров Б.В., Тумэндэмбэрэл Н. Монголо-российские отношения на современном этапе: к проблеме регионального взаимодействия во Внутренней Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.

8. Барадин Б.Б. Путешествие в Лавран. Известия РГО. Т. 44. Выпуск. IV. СПб., 1908.

9. Барадин Б.Б. Статуя Майтрейи в Золотом храме (Bibl. Buddhica. Vol. XXI). Ленинград: Типография Российской академии наук, 1924.

10. Буряты в этнополитическом пространстве России: от империи до федерации (руководитель проекта академик РАН Б.В. Базаров). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017.

11. Ванчикова Ц.П. История бурятского буддизма. Письменные источники: транслитерация, перевод, комментарий и исследование Ц.П. Ванчиковой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.

12. Ванчикова Ц.П. Буддизм в Монголии: история, духовенство, монастыри. Иркутск: Оттиск, 2019.

13. Гарри И.Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. Отв. ред.: В.И. Корнев, В.С. Дылыкова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.

14. Дандарон Б.Д. Описание тибетских рукописей и ксилографов. Вып. 1. М.: Вост. лит., 1960; Вып. 2. М.: Вост. лит. 1965.

15. Дандарон Б.Д., Пубаев Р.Е. Источник мудрецов. Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма. Разделы «Парамита» и «Мадхьямика». Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1968.

16. Донец А.М. Учение об истине в философии школы мадхьямика–прасангика традиции Гелуг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012.

17. Донец А.М. Срединное познание в буддийской традиции Гелуг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016.

18. Жабон Ю.Ж. Краткий тибетско-русский медицинский словарь с монгольскими эквивалентами. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.

19. Жабон Ю.Ж. Аннотированный каталог медицинской коллекции тибетского фонда ЦВРК ИМБТ СО РАН. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012.

20. Жамцарано Ц.Ж. Путевые дневники. 1903–1907 гг. Сост.: Ц.П.Ванчикова, В.Ц. Лыксокова, И.В. Кульганек. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.

21. Земля Ваджрапани: буддизм в Бурятии (сост. и науч. ред. Ц.П. Ванчикова). (Ars Buddhica, т. 4). М: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» 2008.

22. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук. 100 лет. Том I. Отв. ред. Б.В.Базаров. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2022.

23. Лепехов С.Ю. Формирование религиозно-философских и логико-эпистемологических концепций буддизма Махаяны. Науч. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: «Оттиск», 2022.

24. Нестеркин С.П. Личность в буддизме махаяны. Отв. ред. С.Ю. Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.

25. Миряне и ламы: буддийские идеи и практики в трансформирующихся обществах России и Монголии. Отв. ред. Л.Л. Абаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2019.

26. Пагсам-Джонсан: история и хронология Тибета. Перевод с тибетского языка, предисловие, комментарий Р.Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, 1991.

27. Пубаев Р.Е. Пагсам-Чжонсан – памятник тибетской историографии XVIII века. Новосибирск: Наука, 1981.

28. Реалии монастырской жизни в буддизме Монголии и Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2017.

29. Ринчинов О.С. Диахронический корпус бурятского языка как цифровой инструмент исторических исследований: подходы, решения, экспериментальные исследования пространства. Историческая информатика. 2020. № 2(32). С. 26–34 (32).

30. Ринчинов О.С. Тибетское наследие в цифровом пространстве: подходы и реализации. Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 3. С. 640–651

31. Семичов Б.В., Гаммерман А.Н. Словарь тибетско-латино-русских названий лекарственного растительного сырья, применяемого в тибетской медицине. Улан-Удэ: БКНИИ СО АН СССР, 1963.

32. Семичов Б.В., Парфионович Ю.М., Дандарон Б.Д. Краткий тибетско-русский словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963.

33. Урбанаева И.С. Становление тибетской и китайской махаяны: в контексте проблемы аутентичного буддизма. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014.

34. Хадалов П.И., Ямпилов Л. Ж., Дандарон Б.Д. Описание сочинений Гунчен-Жамьян-Шадпа-Дорчже (1649–1723). Улан-Удэ: Бурят. кн. Изд-во, 1962.

35. Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Петроград: Рус. геогр. общ-во, 1919.

36. Цыбиков Г.Ц. О Центральном Тибете. Известия РГО. Т. 39. Выпуск. 3. СПб., 1903.

37. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995.

38. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007.

39. Bazarov A.A. Catalogue of the collection of Tibetan manuscripts and xylographs “Chos grwa” (Part ‘Tshad ma, Grub mtha’) of The Institute of Mongolian, Tibetan and Buddhist studies of RAS (Siberian Branch). Tibeto-Mongolian Series. Varanasi: Central Institute of Higher Tibetan Studies, 2008.

40. Bazarov A.A., Tsyrempilov N. Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections. Ulaanbaatar: Center for Mongolian Studies of the National University of Mongolia, 2008.

41. Bazarov B.V. The Transborder Regions of Siberia and East Asia: The problems of Regional Paradiplomacy. Asiatic Russia. Partnerships and Communities in Eurasia. Kolkata: Maulana Abul Kalam Azad Institute of Asian Studies. 2009. Рp. 256–268.

42. Bazarov B.V. Relationship between Inner Mongolia and Mongolia. Himalayan and Central Asian Studies. New Delhi, 2010. Vol. 14. No. 1–2. Pp. 117–124.

43. Bolsokhoeva N.D. with Avedon J., Bradley T.S., Gerasimova K.M., Neyer F. The Buddha’s Art of Healing. Tibetan Paintings Rediscovered. New-York: Rizzoli, 1998.

44. Lepekhov S.Yu. The Religious Policy of the Russian Government towards Buddhism at the End of the 19th and the Beginning of the 20th Centuries. International Journal of Buddhist Thought & Culture (Korea). February 2013. Vol. 20. Pp. 145–161.

45. Lepekhov S.Yu. Historical and Cultural Role of Indian Mitra and Maitreya Cults in the Uniting Process of Eurasia. Eurasia and India. Regional Perspectives. Chapter 2. Ed. By K. Warikoo. London – New York: Routledge, Taylor & Francis Group. 2018. Pp. 13–20.

46. Nesterkin S.P. Renewal Movement in Russian Buddhism: Two Reform Projects. A Copter Approach the Trans Himalayan Tibet: Buddhism at The Crossroads. Edited by Tsetan Namgial. New Delhi, India: Manakin Press Pvt. Ltd., 2017. Vol. 3. Pp. 157–164.

47. Nesterkin S. Buddhist Religious Organizations of Russia (On Certain Problems Related to their Formation). Contemporary Buddhism. Comparative Studies on Eurasia and South Asia. Ed. By S. Chatterjee, A. Sen Gupta. Kolkata: Shipra publication, 2011. Pp. 41–50.

48. Manzanov G.E. Buddhism in the Baikal Region (Based on the Sociological Research Materials). Contemporary Buddhism. Comparative Studies on Eurasia and South Asia. Ed. By S. Chatterjee, A. Sen Gupta. Kolkata: Shipra, 2011. Pp. 51–63.

49. Vanchikova Ts. Rnam Thars of the First Abbots of the Buryat Tsugol Monastery. Archiv Orientalni. Vol. 71. No 3. Praha, 2003. Pp. 451–464.

50. Vanchikova Ts. Religious Codes of Mongolian Buddhist Monasteries. Aspects of Mongolian Buddhism 2. Mongolian Buddhism in Practice. Budapest 2020. Pp. 167–173.

51. Zhabon Yu.Zh. Desi Sangye Gyatsho (1653–1705) on the Succession of Medical Knowledge in the Tibetan Chang and Zur Schools. Archiv Orientalni. Vol. 71. No 3. Praha, 2003. Pp. 465–478

Система Orphus

Загрузка...
Вверх