Стилистика Амаравати и поэтика «Лалитавистары»: опыт сравнительного анализа изобразительного и текстового нарратива

 
Код статьиS086919080027769-2-1
DOI10.31857/S086919080027769-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация:
старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
доцент, старший научный сотрудник Института классического востоко-ведения и античности ВШЭ, Моск-ва, Россия
Адрес: Москва, Неманский проезд 1-1-337
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы153-165
Аннотация

Буддийский житийный нарратив в древней Индии вырабатывался как в виде текста, так и в виде изображений, которые во множестве создавались в местах от-правления культа. Несомненно, эти две формы выражения предания существовали в определенном соотношении, хотя вариативность версий жития отразилась и на тек-стовых линиях развития, и на изобразительных. Сравнительный анализ этих двух форм буддийского нарратива может иметь разную направленность, и прежде всего просится для сравнения событийная сторона жития, а также атрибутика и другие внешние признаки действующих лиц. Здесь нам хотелось бы обратить внимание на стилистическую сторону и попробовать сопоставить стилистику изобразительного памятника и текстового памятника. Обратившись к таким памятникам как «Лали-тавистара», которая представляет собой важнейший буддийский житийный текст (IX в.), и ступа в Амаравати с ее обилием изображений, можно наблюдать определен-ную близость между поэтикой текста и стилистикой изображений: это «многофи-гурность», которая увязывается с передачей пространственных сфер, динамичность движения персонажей, предельная ритмичность построений, обилие формул и симво-лов. Общие особенности в образности и стилистике Амаравати и «Лалитавистары», очевидно, были обусловлены определенной принадлежностью породившей их среды – оформление ступы было связано с доминировавшей в этом регионе сектой чайтьаков, утверждавших о «надмирной» природе Будды, и эта позиция была близка создателям «Лалитавистары», которые представляли жизнь Будды как «подражание миру» (lokānuvartanā) спустившегося с небес божественного существа. Такие представления неизбежно порождали образность, характерную для обоих памятников.

Ключевые словабуддизм, буддийская литература, агиография, буддийское искусство, буддийская ступа
Получено23.10.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов29582
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Житийная традиция в культуре буддизма и в первую очередь предание о жизни Будды, играет, пожалуй, основополагающую, стержневую роль. При этом буддийский житийный нарратив в древней Индии вырабатывался не только в виде текста, но и в виде изображений, которые во множестве создавались в местах отправления культа. Несомненно, эти две формы выражения предания существовали в определенном соотношении, хотя вариативность версий жития отразилась и на текстовых линиях развития, и на изобразительных. Изучение этих соотношений порой ставит увлекательные задачи [Александрова, 2019], решение которых затрудняется тем обстоятельством, что до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть текстов и изображений.
2 Такой сравнительный анализ, однако, может иметь разную направленность, и прежде всего просится для сравнения «событийная» сторона жития, а также атрибутика и другие внешние признаки действующих лиц. Нам хотелось бы обратить внимание на стилистическую сторону и попробовать сопоставить стилистику изобразительного и текстового памятников. При рассматривании нарративных изображений ассоциации с текстом могут возникать невольно, однако именно такой случай требует осмысления, выявления собственно того, что лежит в основе этой близости.
3 Обратимся к материалу памятника искусства раннего буддизма, крайне насыщенного изображениями, – ступы в Амаравати, находившейся на реке Кришне в Андхре. Удивительное изобилие рельефных изображений, полученных при археологических исследованиях в Амаравати, позволяет делать самые разные наблюдения и обобщения, тем более что этот материал дает представление о развитии буддийского рельефа, поскольку здесь представлены разновременные произведения. Сам архитектурный облик ступы претерпевал изменения на протяжении почти шестивековой его истории – от III в. до н.э. до III в. н.э. Находка очень раннего изображения ступы показывает, насколько более простым был его облик по сравнению с итоговым, реконструкция которого выполняется по археологическим материалам.
4 Длительность формирования скульптурного оформления ступы отражена в разработанной периодизации развития стиля рельефов Амаравати: выделяются ранний, средний и поздний периоды [Barrett, 1954, p. 40–55], либо же ранний период и период «высокого стиля» (High Period), который в свою очередь делится на две фазы [Knox, 1992, p. 33] (есть также другие варианты периодизации). Наиболее ранние образцы могут датироваться маурийским временем (III в. до н.э.) – как упомянутое выше изображение ступы в ее первоначальном облике. Рельефы раннего периода – плоскостные, с высокой степенью условности изображения, фигуры людей и животных статичны, движения обычно скованны, стилистически они близки к рельефам ступы в Бхархуте и ступы № 2 в Санчи, датируемым II в. до н.э. Период «высокого стиля» (делимый на две фазы) соотнесен с реконструкцией здания, в ходе которой оно прибрело окончательный вид – эта перестройка была связана с правлением Сатаваханов. Обновление ступы соотнесено во времени с подъемом столицы Сатаваханов – города Дхараникатака, находившегося в близком соседстве со ступой; так, в надписях Амаравати упоминается один из успешных правителей этого большого государства – Васиштхипутра Пулумави (Vasiṣṭhīputra Puḷumāvi). Бурное развитие этого культового центра свидетельствует о тесном взаимодействии царской власти и буддийской общины. Ступа приобрела цельный и изысканный облик, была обнесена каменной оградой (vedikā), имеющей четверо ворот со сложной структурой. Рельефными изображениями были покрыты и барабан, на котором покоился купол, и цоколь, и ограда с воротами; стилистическим изменениям в манере исполнения рельефов соответствовало и изменение архитектурных форм, в которые они были вписаны [Barrett, 1954, p. 42–43; Knox, 1992, p. 34–39; Bénisti, 2003, p. 114–115]. Хронология позднего периода Амаравати связана с рядом проблем, однако в целом его относят ко времени от середины I в. до н.э. до середины III в. н.э. [Shimada, 2006, p. 134].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 97

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова Н.В. Конь без всадника и дерево джамбу: к интерпретации рельефа на восточных воротах Большой Ступы в Санчи. Вестник Института востоковедения РАН. 2019. № 3. С. 83–96.

2. Александрова Н.В., Русанов М.А. Бодхисаттва не берегу Найран-джаны: история развития сюжета. Indologica. Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой. Кн. 2. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. XL. М.: РГГУ, 2012. С. 21–62.

3. Александрова Н.В., Русанов М.А., Комиссаров Д.А. Лалитави-стара. Сутра о жизни Будды. Рождение. М.: РГГУ, 2017.

4. Aśvaghoṣa’s Buddhacarita or Acts of the Buddha. Complete Sanskrit Text with English Translation. Transl. by E.H. Johnston. Delhi: Motilal Banarsidass, 1984.

5. Bachhofer L. Early Indian Sculpture. Vol. I. Paris: The Pegasus Press, 1929.

6. Barrett D. Sculptures from Amaravati in the British Museum. London: British Museum, 1954.

7. Bénisti M. Stylistics of Buddhist Art in India. New Delhi: Indira Gandhi National Centre for Arts and Arian Books International, 2003.

8. Buddhist Birth Stories, or Jataka Tales: The Oldest Collection of Folk-Lore Extant: being the Jātakatthavaṇṇanā. Tr. by T.W. Rhys Davids. Lon-don: Trübner & Co., 1880.

9. Compilation on Amaravati Sculptures and Conservation and Reorgani-sation of the Amaravati Gallery in the Government Museum, Chennai. Ed. by R. Kannan. Chennai: Government Museum, 2014.

10. Dehejia V. Discourse in Early Buddhist Art. Visual Narratives of India. Delhi: Munshiram Manoharlal, 2005.

11. Dutt N. Buddhist Sects in India. Delhi: Motilal Banarsidass, 1978.

12. Foucher A. The Beginnings of Buddhist Art and Other Essays in Indian and Central-Asian Archeology. New Delhi, 1994 (first ed. 1917).

13. Huntington S.L. The Art of Ancient India. Buddhist, Hindu, Jain. Delhi: Motilal Banarsidass, 2014.

14. The Jātakāṭṭhakathā. Vol. I. Ed. by Dr. M. Sharma, Nalanda: Nava Nalanda Mahavihara, 1976.

15. Knox R. Amaravati. Buddhist Sculpture from the Great Stupa. London: British Museum Press, 1992.

16. Lalitavistara. First edition ed. by P.L. Vaidya, second edition ed. by Shridhar Tripathi. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Stud-ies and Research in Sanskrit Learning, 1987.

17. Mahāvastu Avadāna. Ed. by Dr. S. Bagchi. Vol. II. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learn-ing, 2003.

18. The Mahāvastu. Transl. from the Buddhist Sanskrit by J.J. Jones. Vol. I. London: Luzac and Company, 1949.

19. The SAT Daizōkyō Text Database. http://21dzk.l.u-tokyo.ac.jp/SAT/ (accessed: 07.04.2023).

20. Shimada A. The Great Railing at Amarāvatī: An Architectural and Chronological Reconstruction. Artibus Asiae. 2006. Vol. 66. No. 1. Pp. 89–141.

21. Sivaramamurti C. Amaravati Sculptures in the Madras Government Museum. Madras: Thompson & Company, 1956.

Рис. 1. Уход Бодхисаттвы из дома (абхинишкрамана), вариант 1. Медальон на ограде ступы. Британский музей (фото автора). (Screenshot_1.png, 873 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Уход Бодхисаттвы из дома (абхинишкрамана), вариант 2. Медальон на ограде ступы. Государственный музей в Ченнаи (фото автора). (Screenshot_2.png, 661 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Вознесение чаши на небеса. Медальон на ограде ступы. Государственный музей в Ченнаи (фото автора). (Screenshot_3.png, 518 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Царь Удаяна среди женщин гарема, вариант 1. Рельеф на ограде ступы. Британский музей (фото автора). (Screenshot_4.png, 839 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Царь Удаяна среди женщин гарема, вариант 2. Медальон на ограде ступы. Британский музей (фото автора). (Screenshot_5.png, 605 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Уход Бодхисаттвы из дома (абхинишкрамана), вариант 3. Британский музей (фото автора). (Screenshot_6.png, 780 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Фрагмент рельефа на барабане ступы. Государственный музей в Ченнаи (фото автора). (Screenshot_7.png, 1,076 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх