История еврейских общин в Султанате мамлюков (1250–1517 гг.): подходы и дискурсы

 
Код статьиS086919080027672-6-1
DOI10.31857/S086919080027672-6
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент бакалавриата
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики» – Санкт-Петербург (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург), Институт востоковедения и африканистики, Кафедра ближневосточных и африканских исследований
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы165-175
Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы и дискурсы, которые используются в исследования по истории еврейских общин в Султанате мамлюков (1250–1517 гг.). В аналитический литературный обзор по теме включены работы классиков еврейской истории (Г. Герца, Ш.Д. Гойтейна, Э. Аштора), исследованиях современных авторов на английском, арабском языках и иврите. Выделяются два основных подхода. Первый - «теория упадка», характеризующая время правления мамлюков как период систематического упадка всего мамлюкского общества, что впоследствии повлияло и на состояние самой еврейской общины. Критиком этого подхода выступает Н. Хофер, он называет эту теорию «идеологией упадка» и определяет её как набор положений об идеализированном нормальном состоянии, которое не является самоочевидным, и последующем упадке. Второй подход определяет рассматриваемый период как время угнетений, дискриминаций и изоляции общины. А. Мазор считает, что мнение о об этом сложилось из-за использования источников, которые тесно связаны с исламской парадигмой по отношению к евреям, она транслирует, что ахл аз-зимми бедные, скромные и находятся в изоляции.  Представленные парадигмы помещены в определенные дискурсы. Среди них отмечаются национально-еврейский, сионистский, ориенталистский, исламский дискурсы, «неослезливая концепция» М. Коэна, а также рассматривается реакция на эти дискурсы в работах арабских историков. В выводах обозначаются проблемы, связанные с изучаемым историческим периодом, а также обсуждаются вопросы, касающиеся расширения методологической базы в исторических исследованиях. Приводятся работы современных авторов, которые применяют методы из других социальных наук, например, дискурс анализ, нарративный анализ и кейс-стади (на англ. casestudy). Выявление характерных нарративов, теоретических и идеологических рамок поможет избавиться от субъективных оценок и фиксированных интерпретаций источников, которые были созданы в XIXXX вв. и до сих пор используются в современных работах.

Ключевые словаСултанат мамлюков, военная корпорация, евреи ислама, история евреев, теория упадка, ориентализм, сионистский дискурс
Источник финансированияПубликация подготовлена в ходе проведения исследования (23–00–027 «Армия и военные традиции в политике, обществе и культуре арабских стран») в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)».
Получено21.09.2023
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов28765
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Импульсом для написания этой статьи послужила работа профессора Еврейского университета Иерусалима, Мириам Френкель [Frenkel M., 2002]. Работа Френкель посвящена историографии еврейских общин в мусульманских странах в Средние века. Автор пытается выявить, как исследователи писали средневековую историю еврейских общин в странах ислама, а также пытается понять жизненный путь этих историков, который мог предопределять их подходы к написанию истории евреев [Frenkel M., 2002, p. 23]. В своей работе М. Френкель фокусируется на подходах бесспорных классиков еврейской истории – Г. Герца (1857–1894), С. Дубнова (1860–1941), Ш.Д. Гойтейна (1900–1985), Э. Аштора (1914–1984), – и затрагивает всё Средневековье. В данной статье рассматриваемый период будет ограничен существованием Султаната мамлюков, военной корпорации, которая находилась у власти с 1250 г. по 1517 г. на Ближнем Востоке.
2 Цель данной статьи – выделить основные подходы и дискурсы в написании истории еврейских общин в Султанате мамлюков. Помимо классиков еврейской истории, в аналитический обзор литературы будут включены исследования современных авторов на английском и арабском языках, чтобы проследить, как концепции XIX–XX вв. используются или, наоборот, опровергаются историками. Кроме того, будет рассмотрена «неослезливая концепция» М. Коэна. Выявление характерных нарративов, теоретических и идеологических рамок поможет избавиться от субъективных оценок и фиксированных интерпретаций источников, которые используются по сей день и кочуют из одной работы в другую.
3 ПОДХОДЫ
4 В своем труде1 главное места Г. Герц уделил истории еврейских общин в странах ислама. Период Средневековья он интерпретирует как классический период в истории Израиля и описывает его как идиллию, чистую духовность, терпимость, братство и просвещение. Тем самым такой подход понимается, как вызов европейской точке зрения, в которой Средние века – это период мрака и невежества. «Золотой век» в истории Герца разделяет и арабо-мусульманская культура. Обе культуры принимают активное участие в создании образа «золотого века» в то время, как европейско-христианская находится во мраке [Frenkel M., Yagur, 2019, p. 132]. 1. Рассматриваемому периоду соответствует 3 и 4 том [History of the Jews, 1989].
5 Некоторое уточнение по поводу «классического периода» еврейской истории внёс в своей работе Ш.Д. Гойтейн. По мнению автора, «золотой век» еврейской истории – это «Классический период Генизы» с XI по XIII вв., то есть время правления династий Фатимидов (909–1171) и Айюбидов (1171– 1250). Этот период является идеальной моделью общества, в котором объединена еврейская и арабо-мусульманская культура, а также он характеризуется наивысшим подъемом экономики, культуры, науки в среде восточных евреев. В первую очередь Гойтейна интересовали исламские страны в этом регионе. Средиземноморское общество являлось наследником эллинистической культуры, которое Гойтейн характеризовал как демократическое, открытое, рационалистическое и эстетическое общество. Под демократией Гойтейн понимал не создание публичных демократических институтов, как это было, например, в Афинах, а тягу евреев и арабов к независимости, их отношению к рабам и равенство граждан перед законом. Именно демократические ценности, отраженные в литературе и Священном писании двух религий, являются общими для евреев и арабов. Так, период с 500 до 1300 гг. определяется им как творческий симбиоз евреев и арабов – иудаизма и ислама [Евреи и арабы, 2001, c. 31–34]. Построение портрета средиземноморского общества произошло одновременно с разочарованием в арабском мире его времени, в период и после Шестидневной войны (1967). Гойтейн много говорил о проявлениях отторжения и ненависти арабского мира к Израилю и описывал арабские режимы как деспотические диктатуры. Портрет средиземноморского средневекового общества строился как противоположность арабо-мусульманскому миру в настоящем и как некая надежда на изменение ситуации и возвращение в идеальное прошлое. Гойтейн использовал «теорию упадка», чтобы объяснить огромный разрыв между светлым прошлым симбиоза ислама и иудаизма и их мрачным настоящим [Frenkel M., 2022, p. 53]. Согласно этой парадигме, переломный момент в истории евреев ислама произошел в XIII в., с приходом к власти в Египте военной корпорации мамлюков. Гойтейн называл её «солдатской кастой», правление которой была преимущественно нетерпимым, фанатичным и неестественным для средиземноморского региона, так как отличалось репрессиями. Мамлюки повернулись спиной к Средиземноморью, и с этого момента регион подвергается постоянному упадку, больше не является цельным, а делится между Востоком и Западом [Mediterranean society, 1967-1993, vol. 1. p. 38].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 47

Оценка читателей: голосов 0

1. Гойтейн Ш.Д. Евреи и арабы. М.: Гешарим, 2001 [Goitein S.D. Jews and Arabs. Moscow: Gesharim, 2001 (Russian translation)].

2. Коэн М. Под сенью креста и полумесяца: евреи в Cредние века. М.: Книжники, 2013 [Cohen M. Under Crescent and Cross: The Jews in The Middle Ages. Moscow: Knizhniki, 2013 (Russian translation)].

3. Льюис Б. Евреи ислама. М.: Книжники, 2020 [Lewis B. The Jews of Islam. Moscow: Knizhniki, 2020 (Russian translation)].

4. Arad. D. Being a Jew under the Mamluks: Some Coping Strategies. Muslim-Jewish Relations in the Middle Islamic Period: Jews in the Ayyubid and Mamluk Sultanates (1171–1517). Ed. S. Conermann. Göttingen: Bonn University Press, 2017. Pp. 21–39.

5. Ashtor. E. Prolegomena to the Medieval History of Oriental Jewry. The Jewish Quarterly Review. 1959. Vol. 50 (No. 2). Pp. 147–166.

6. Baron. S.W. A Social and Religious History of the Jews. Columbia: Columbia University Press, 1952–1983. 18 vols.

7. Cohen M.R. Jews in the Mamlūk Environment: The Crisis of 1442 (A Geniza Study). Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1984. Vol. 47 (No. 3). Pp. 425–448.

8. Cohen M.R. The Neo-Lachrymose Conception of Jewish-Arab History. Tikkun. 1991. Vol. 6 (No. 3). Pp. 55–60.

9. Frenkel M. Eliyahu Ashtor – A Forgotten Pioneer Researcher of Jewish History under the Mamluks. Muslim-Jewish Relations in the Middle Islamic Period: Jews in the Ayyubid and Mamluk Sultanates (1171–1517). Ed. S. Conermann. Göttingen: Bonn University Press, 2017. Pp. 63–74.

10. Frenkel M., Yagur M. Jewish Communal History in Geniza Scholarship. Jewish History. 2019. Vol. 32 (No. 2/4). Pp 131–142.

11. Frenkel. Y. Conversion Stories from the Mamluk Period. Muslim-Jewish Relations in the Middle Islamic Period: Jews in the Ayyubid and Mamluk Sultanates (1171–1517). Ed. S. Conermann. Göttingen: Bonn University Press, 2017. Pp. 75–120.

12. Goitein S.D. Mediterranean society: The Jewish communities of the Arab world as portrayed in the documents of Cairo Geniza. Berkeley: University of California Press, 1967–1993. 5 vols.

13. Graetz H. History of the Jews. Philadelphia: Jewish Publication Society of America, 1898. 6 vols.

14. Hofer N. The Ideology of Decline and the Jews of Ayyubid and Mamluk Syria. Muslim-Jewish Relations in the Middle Islamic Period: Jews in the Ayyubid and Mamluk Sultanates (1171–1517). Ed. S. Conermann. Göttingen: Bonn University Press, 2017. Pp. 95–120.

15. Lewicka P.B. Healer, Scholar, Conspirator. The Jewish Physician in the Arabic-Islamic Discourse of the Mamluk Period. Muslim-Jewish Relations in the Middle Islamic Period: Jews in the Ayyubid and Mamluk Sultanates (1171–1517). Ed. S. Conermann. Göttingen: Bonn University Press, 2017. Pp. 121–144.

16. Mazor A. Jews in the Mamluk Sultanate (1250–1517). Contextualization and Perspectives. Chilufim. 2019. No.26. Pp 29–44.

17. The New Cambridge History of Islam. Ed. Fierro M. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 6 vols.

18. as-Sayīd ‘Alī Aḥmad Muḥammad. al-Yahūd fī-Sharqi al-Bahr al-Mutawassiṭ (al-Qarn al-Ḫāmis ‘Ashar al-mīlādiyy) [Jews of the Mediterranean region in 15th century (in Arabic)]. Al-Haram: EIN li-d-Dirāsāt wa-l-buhūṯ al-insāniyyah wa-l-ijtimā‘yyah, 2006.

19. al-Waqqād Maḥasin Muḥammad. al-Yahūd fī-Miṣr al-Mamlūkiyyah fī-ḍaw’i waṯā’iqa al-jinīzā [Jews in Mamluk Egypt in the Light of Geniza Documents (in Arabic)]. al-Qahirah: al-Hayy’ah al-Miṣriyyah al-‘Āmah li-l-Kitāb, 1999.

20. Ashtor E. Toldot ha-Yahudim be-Mitsraim we-be-Suriyah: taḥta Shilṭon ha-Mamlukim [The History of Jews in Egypt and Syria under Mamluk Sultanate (in Hebrew)]. Yerushalem: Karmel, 2022. 3 vols.

21. Frenkel M. Ktivat ha-Hisṭoriyah shel Yahudei Artsot ha-Islʼam be-Emey ha-Benayim: Tsiyunei Derekh we-Sikuyim [The Historiography of the Jews in Muslim Countries in the Middle Ages – Landmarks and Prospects (in Hebrew)]. Pe῾amim. 2002. Vol. 92. Pp. 23–62.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх