Итоги азиатско-тихоокеанской политики президента Д. Трампа. 2017–2020 гг.

 
Код статьиS268667300012340-4-1
DOI10.31857/S268667300012340-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 11
Страницы22-45
Аннотация

В статье анализируются и оцениваются основные итоги политики президента Д. Трампа в АТР в 2017–2020 гг. Прежде всего, рассматривается курс США в отношении Китая. Содержится вывод о том, что принципиальная оценка Пекина как «стратегического соперника» привела к принятию Вашингтоном важнейших практических шагов антикитайского характера по всем направлениям. Попытки китайского руководства не допустить крайнего обострения американо-китайских отношений, в том числе за счёт значительных, сделанных впервые уступок в торгово-экономической сфере, не смогли предотвратить введение в 2020 г. американской администрацией ряда серьёзных антикитайских мер, затрагивающих «коренные интересы Китая».

Развернув беспрецедентную по масштабам политику давления на КНДР, Д. Трамп поставил ситуацию на Корейском полуострове на грань войны. Вместе с тем, он добился приостановки северокорейским руководством реализации ракетно-ядерной программы. Однако «окончательно» устранить северокорейскую «ядерную угрозу» американскому президенту не удалось. Более того, ему пришлось пойти на уступки: фактически признать в качестве партнёра северокорейского руководителя, дать определённые гарантии безопасности КНДР, фактически признать ядерный статус Пхеньяна.

Демонстрируя в отношении Японии дружескую позицию, признавая её важнейшим союзником США в АТР, Д. Трамп, тем не менее, добивался и добился уступок Токио в большем открытии японского рынка для американских товаров. Стороны подтвердили незыблемость двустороннего военно-политического союза, в рамках которого Токио готов увеличить свой вклад, в том числе в большей степени компенсировать расходы США на размещение своих войск на японской территории и увеличить закупки американских вооружений. В то же время в 2020 г. под предлогом высокой стоимости японское правительство отказалось от закупок американских наземных противоракетных систем «Иджис».

Региональная политика Д. Трампа с точки зрения американского военного присутствия в АТР преследовала курс «перебалансировки» предшествующей администрации Б. Обамы. Вместе с тем, этот курс был дополнен концепцией «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Хотя эта концепция не получила доктринального оформления, она была воспринята в региональном сообществе как ответ на китайскую инициативу «один пояс, один путь». Каких-либо существенных шагов для её реализации предпринято не было. Концепцию поддержали Япония и Австралия, Индия сохраняет приверженность политике неприсоединения, страны АСЕАН восприняли её настороженно, так как не видят в ней для себя достойной роли и не хотели бы ссориться с Китаем. Кроме того, многие страны АТР, в том числе союзники США, недовольны эгоистичной, изоляционистской торгово-экономической региональной политикой Вашингтона.

Ключевые словаД. Трамп, Си Цзиньпин, Ким Чен Ын, Мун Чжи Ин, С. Абэ, американо-китайская торговая война, Китай – «стратегический соперник», северокорейская ракетно-ядерная проблема, японо-американский военно-политический союз, концепция «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона»
Получено21.09.2020
Дата публикации10.11.2020
Кол-во символов53594
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Азиатско-тихоокеанская политика занимала внимание Д. Трампа ещё до избрания его президентом. А поскольку новый руководитель США вознамеривался «перевернуть все камни» американской политики в отношениях с Китаем и «разом решить северокорейскую ракетно-ядерную проблему», можно исходить из того, что «дальневосточное досье» практически постоянно присутствовало на его рабочем столе в Овальном кабинете.
3

КИТАЙ КАК «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОПЕРНИК» США

4 Если администрация Б. Обамы характеризовала «китайский подъём» как «вызов» для США, то Д. Трамп и его команда перевели Китай в разряд «стратегических соперников» [Панов А.Н., 2019: 184-195].
5 Негативное отношение Д. Трампа к Китаю отчётливо проявилось в ходе его предвыборной кампании. Он делал акцент на том, что для США главная угроза исходит не от экономически «незначительной» России (возможность военно-стратегической угрозы в расчёт не принималась в силу наличия взаимного потенциала сдерживания), а от Китая.
6 Именно Китай, по убеждению Д. Трампа, способен стать не просто экономическим конкурентом США, но уже на данном этапе, обладая огромными финансово-экономическими возможностями, намеревается приступить к переформатированию мировой торговой и валютно-финансовой системы с целью вытеснения США с доминирующих позиций. Не случайно в своих предвыборных заявлениях Д. Трамп жёстко критиковал ущербную для американской экономики политику Китая и грозил серьёзными «ответными мерами».
7 Стивен Беннон, сыгравший весьма важную роль в разработке политической философии Д. Трампа, отмечал, что США находятся в состоянии экономической войны с Китаем, и прогнозировал в ближайшие 25–30 лет выход этой страны на позиции гегемона, если США не перестроят свою производственную базу в течение 5–10 лет [R. Kuttner, 2017].
8 Как отметил в интервью японской газете «Асахи симбун» принимавший участие в разработке стратегии национальной безопасности США, одобренной в конце 2017 г., помощник президента по национальной безопасности Г. Макмастер (занимал этот пост в 2017–2018 гг.), в ней был обозначен наиболее существенный сдвиг в американской внешней политике с конца холодной войны. В китайской политике он основывался на предположении, что предыдущая политика на китайском направлении была «фундаментально ущербной». При этом он пояснил, что существовала вера в то, что Китай, вовлечённый в международное сообщество и международную торговлю, будет действовать по принятым правилам, осуществит либерализацию своей экономики, отойдёт от государственного капитализма в пользу экономики свободного рынка и в конечном счёте, «начав процветать», либерализует и свою форму правления.
9 Однако к 2017 г. в США стали признавать, что Китай не только не идёт по пути либерализации, но начал проводить весьма агрессивную внешнюю политику и продвигать альтернативную систему, своего рода современную форму вассальной зависимости стран, которые готовы были играть по китайским правилам [1].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 622

Оценка читателей: голосов 0

1. Асахи симбун, 22 июня 2019 г.

2. Асахи симбун, 4 октября 2018 г.

3. The Japan Times, October 17, 2018.

4. Майнити симбун, 10 февраля 2017 г.

5. Жэньминь жибао, 10 ноября 2016 г.

6. Жэньминь жибао, 10 ноября 2017 г.

7. Храмчихин А.А. Америка ставит на военную мощь. Независимая газета. 13.08.2018. Available at: http://ng.ru/armies/2018-08-13/7_7287_rocket.html?print=Y (accessed 10.09.2020).

8. The Japan Times, January 31, 2018.

9. Горбунов В.Н. Китайский синдром Дональда Трампа. Независимая газета, 24 июня 2019 г.

10. Главное таможенное управление Китая. Available at: http://www.customs.gov.cn./07.09.2018 (accessed 10.09.2020).

11. Жэньминь жибао, 21 мая 2020 г.

12. China's National Defense in the New Era (July 2019). Ministry of National Defense of the People's Republic of China Available at: http://eng.mod.gov.cn/news/2019-07/24/content_4846443.htm (accessed 14.09.2020).

13. Асахи симбун, 18 июня 2020 г.

14. Владимир Скосырев. В США Си Цзиньпина назвали наследником Сталина. Независимая газета. 25 июня 2020 г. Available at: https://www.ng.ru/world/2020-06-25/6_7895_usa.html?print=y (accessed 10.09.2020).

15. Асахи симбун, 21 июля 2020 г.

16. Jacob Stokes. “China’s Missile Program and U.S. Withdrawal from the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty”, Staff Research Report, U.S.-China Economic and Security Review Commission. February 4, 2018, p.3. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%20and%20INF_0.pdf (accessed 14.09.2020).

17. Robert Emmott. China rebuffs Germany's call for U.S. missile deal with Russia. Reuters, February 17, 2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-germany-security-china/china-rebuffs-germanys-call-for-u-s-deal wih-russia-idUSKCN1Q50NZ?il=0 (accessed 14.09.2020).

18. Shen Dingli. What the post-INF Treaty world will be like. China Daily, February 21, 2019. Available at: https://global.chinadaily.com.cn/a/201902/21/WS5c6dea76a3106c65c34ea76e.html (accessed 14.09.2020).

19. Жэньминь жибао, 25 мая 2020 г.

20. United States Strategic Approach to the People’s Republic of China. White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/05/U.S.-Strategic-Approach-to-The-Peoples-Republic-of-China-Report-5.20.20.pdf (accessed 10.09.2020).

21. Washington Post, July 25, 2020.

22. Панов А.Н. Основные направления современной политики США в отношении Северо-Восточной Азии. В кн.: Трансформация международных отношений в Северо-Восточной Азии и национальные интересы России / Под ред. А.В. Торкунова, Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2019. 432 с.

23. Супян В.Б. Американо-китайские торгово-экономические отношения: причины кризиса и его перспективы. Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 23-32.

24. Feng Zhang. Tillerson Speaks Chinese. Foreign Affairs, April 4, 2017. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2017-04-04/tillerson-speaks-chinese (accessed14.09.2020).

25. Goldstein Avery. China’s Real and Present Danger. Foreign Affairs, September/October 2013. P.136-139.

26. Kurt M. Campbell and Ely Ratner. The China Reckoning. How Beijing Defied American Expectations. Foreign Affairs, March/April 2018.

27. Kuttner Robert. Steve Bannon, Unrepentant. The American Prospect, August 16, 2017.

28. Rosenberger Laura. Did Rex Tillerson Misspeak or Intentionally Kowtow to China? Foreign Policy, March 22, 2017. Available at: https://foreignpolicy.com/2017/03/22/did-rex-tillerson-misspeak-or-intentionally-kowtow-to-china/ (accessed 8.09.2020).

29. Stone Fish Isaac. Why Chinese Elites Endorse Hillary Clinton. Foreign Policy, November 7, 2016. Available at: https://foreignpolicy.com/2016/11/07/why-chinese-elites-endorse-hillary-clinton/ (accessed 10.09.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх