Малайские народные верования и обрядность в произведениях мусульманских писателей-реформистов первой половины ХХ в.

 
Код статьиS086919080027524-3-1
DOI10.31857/S086919080027524-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова
Адрес: Москва, 121069 Москва, ул. Поварская, д. 25; 125009 Москва, ул. Моховая, д. 11, с.1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы201-211
Аннотация

В статье исследуются тексты произведений малайской литературы 1920-х – начала 1940-х гг., затрагивающие темы доисламского мировоззрения и связанного с ним ритуального комплекса. Данные тексты дают возможность увидеть и оценить отношение к традиционным верованиям и культам внутри малайского общества на важном историческом этапе его развития. В этом отношении произведения литературы представляют собой уникальный источник, поскольку западные исследователи в своих трудах могли дать лишь внешние описания малайского шаманизма и связанной с ним обрядности. Предметом изучения в статье становится оценка авторами системы анимистических представлений и шаманских практик в свете исламской реформистской идеологии. Первые десятилетия ХХ в. в Британской Малайе были периодом подъема реформизма с его проповедью прогресса, основанного на очищении ислама от архаических напластований и просвещении общества. Тогда же происходило становление жанров литературы современного типа, и в этом процессе активно участвовали писатели, разделявшие идеи реформизма. Их произведения отражали негативную позицию в отношении «темных суеверий». Эта позиция пропагандировалась в произведениях на сюжетном уровне с целью изменить картину мира читателя. Создатели ранних малайских рассказов и романов убеждали свою аудиторию в ложности народных верований, неэффективности магических ритуалов, безнравственности и мошенничестве шаманов. С другой стороны, в произведениях прослеживаются мотивы и сюжеты, демонстрирующие актуальность традиционных культов и востребованность деятельности их служителей в малайской общине, что позволяло им выдерживать жесткое идеологическое давление в период распространения реформистского движения. В статье выделяются факторы, способствовавшие сохранности комплекса традиционных представлений. 

 

Ключевые словаБританская Малайя, малайская литература, малайский рассказ, малайский роман, анимизм, шаманизм, исламский реформизм
Получено10.09.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов23092
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Огромная роль анимистических представлений и связанной с ними обрядности в жизни традиционной малайской общины постоянно привлекала внимание исследователей [Wintzeler, 1983, p. 435; Endicott, 1985, p. vii]. Сложился значительный круг научной литературы, который расширяется по сей день. У.Э. Максвелл, Ч.О. Благден, У.У. Скит, Р.Дж. Уилкинсон, Р.О. Уинстедт, Ж. Кюзинье, К. Эндикотт1, Е.В. Ревуненкова, К. Лэдерман, Т. Севеа – цепочка имен, связующая прошлое с настоящим, говорит о том, что интерес к изучению этой темы со стороны ученых не иссякает. Исследование традиционных верований и ритуально-магического комплекса остается актуальным и в наши дни, поскольку в течение столетий они окрашивали ислам, исповедуемый преимущественно сельским малайским населением, превращая его в вариант народной религии. 1. Аналитический обзор этой литературы, созданной до 1980-х годов, представлен в [Wintzeler, 1983; Laderman, 1991, p. 6-12].
2 Для народного ислама характерно «несоответствие устоявшимся религиозно-юридическим нормам (шариату), в конечном итоге – требованиям Корана и Сунны», а также «[н]аличие языческих составляющих и несвойственных данному вероисповеданию элементов традиционной культуры в сознании и на практике религиозного поведения» [Абдулагатов, с. 97]. Так, в малайском мире ряд выдающихся шейхов почитались как могущественные шаманы [Sevea, 2020, p. vi]. Служители деревенских мечетей выступали «главными религиозными функционерами» и в то же время были «спутниками» шаманов, «иногда совмещая обе роли» [Roff, 1994, p. 85]. Значительное место шаманские ритуалы занимали и при султанских дворах малайских княжеств [Ревуненкова, 1980, c. 130-135].
3 Автор фундаментального труда по малайской магии У.У. Скит классифицировал обряды шаманского цикла на связанные со стихиями природы (от них напрямую зависело благополучие общины, жившей поливным рисоводством, рыболовным промыслом, охотой и собирательством) и с жизнью человека. К последним относились не только обряды жизненного цикла, но и целительство, и ‘личная магия’ (в том числе, любовная и черная). Сюда же принадлежали шаманские действа, которые касались боевых искусств и военных действий, сопутствовали народным играм, состязаниям и зрелищам2. 2. Первая категория обрядов описывается в главе V труда Скита, вторая – в главе VI [Skeat 1900, p. 107-580].
4 Отношение к этой обрядности и лежащему в их основе мировоззрению со стороны носителей фундаментального ислама было по очевидным причинам отрицательным3. Таким оно остается по сию пору, хотя для определенной части общества услуги шаманов остаются востребованными, несмотря на явное неодобрение официальных исламских институтов. 3. См., например, текст письма, написанного в конце XIX в. имамом из Малакки, порицающим окруженных почитанием «самозванцев-шаманов», которых привечают даже британцы [Sevea, 2013, p. 1].
5 Периодически религиозные власти выступают с разоблачительными заявлениями и даже предпринимают судебные действия в отношении известных шаманов. В отдельных случаях деятельность последних, действительно, вступает в противоречие не только с законом шариата, но и с уголовным кодексом: так, одно из самых громких преступлений в Малайзии конца ХХ в. было совершено шаманкой Моной Фенди, лишившей жизни депутата законодательного собрания одного из штатов страны во время исполнения ритуала на обретение власти [Wulandari, 2019; Chan, 2020]. В других ситуациях шаманы оказываются в эпицентре общественных скандалов. Так случилось с известным в Малайзии Ибрахимом Матом Зином, задевшим чувства многих малайзийцев, когда в марте 2014 года проводил камлания в международном аэропорту Куала Лумпура с целью обнаружить пропавший рейс на Пекин компании Malaysian Airways c 227 пассажирами на борту [Ahmad A., 2014].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 94

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдулагатов З. М. «Народный ислам»: особенности социологического анализа. История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14, № 3. С. 95-108.

2. Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. Некоторые аспекты духовной культуры. М.: Наука, 1980.

3. Abdul Hamid A. F. Islamic Education in Malaysia. RSIS Monograph N18. Singapore Nanyang Technological University. 2010.

4. Adabi A.K. Melati Kota Bharu. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 2001.

5. Ahmad A. Raja Bomoh MH370 Jadi Raja Lawak. Laman Web Astroawani, 13.03.2014 https://www.astroawani.com/berita-malaysia/raja-bomoh-mh370-jadi-raja-lawak-31771 (accessed 29.03.2021).

6. Ahmad M. Hilang Anak. Cerpen-Cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 454-466.

7. Chan D. NST175: The Gruesome Tale of Mona Fandey. New Straits Times, 23.07.2020 https://www.nst.com.my/news/nation/2020/07/610905/nst175-gruesome-tale-mona-fandey (accessed 25.03.2021).

8. Daud H. Oral Traditions in Malaysia. A Discussion of Shamanism. Wacana. 2010. Vol. 12, No. 1 (April). Pp. 181—200.

9. Depot M.S. Kambing Belang Ramuan Pengasih. Cerpen-Cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 383-387.

10. Dom H.M. Tahyul dan Kepercayaan. Kuala Lumpur, Singapore, Hong Kong: Federal Publications, 1977.

11. Endicott K.M. An Analysis of Malay Magic. Singapore: Oxford University Press, 1985.

12. Free Malaysia Today. Missing MH370: Bomoh Vows Result with Fish Trap Hook, Bamboo Binocular. Free Malaysia Today, 10.03.2014 https://web.archive.org/web/20140724045849/http:/www.freemalaysiatoday.com/category/nation/2014/03/10/missing-mh370-bomoh-vows-result-with-fish-trap-hook-bamboo-binocular/ (accessed 15.03.2021).

13. Garis Panduan Perbomohan Menurut Islam. Kuala Lumpur: Jabatan Kemajuan Islam Malaysia, 2008.

14. Hussain S., Ahmad M.T., Jaaffar J. Jilid I. Sejarah Kesusasteraan Melayu. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 2006. Ms. 1-250.

15. Kotot A. Hikayat Percintaan Kasih Kemudaan. Kuala Lumpur, Dewan Bahasa dan Pustaka, 1989.

16. Laderman C. Taming the Wind of Desire: Psychology, Medicine, and Aesthetics in Malay Shamanistic Performance. Berkely, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1991.

17. Mahsum. Rahsia Keramat Putih. Cerpen-cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 304-333.

18. Makmur M.Y. Polis dan Mata-mata Gelap. Cerpen-cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur, Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 438-453.

19. Mohd Tohar S.N.A., Deuraseh N., Ab. Rahman A., Muhammad Z. Acceptance of Kuala Lumpur Malay’s Residents Towards Rukyah (Incantation). Pertanika. Journal of Social Science & Humanities. 2011. Vol. 19 (2). Pp. 305 – 317.

20. Muhammad I.H. Muslihat Rumahtangga. Cerpen-cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur, Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 110-115.

21. Muhammad I.H. Satu Cherita dari Kampong. Rintisan. Antoloji Cherita Pendek Melayu sa-belum Perang Dunia Kedua. Ed. A.H. Ahmad. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 1964. Ms. 169-173.

22. Muhammad I.H. Di-sini Kita Bukan-nya Orang Dagang. Rintisan. Antoloji Cherita Pendek Melayu sa-belum Perang Dunia Kedua. Ed. A.H. Ahmad. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa dan Pustaka, 1964. Ms. 193-245.

23. Nor Ahmad M. Zaman Wang – Dunia Duit. Cerpen-cerpen Malaysia sebelum Perang Dunia Kedua. Ed. H. Awang. Kuala Lumpur, Dewan Bahasa dan Pustaka, 1988. Ms. 353-359.

24. Roff W.R. The Origins of Malay Nationalism. Kuala Lumpur: Oxford University Press, 1994.

25. Sako P. Putera Gunung Tahan. Kuala Lumpur: Utusan Publications & Distributors Sdn. Bhd., 2001.

26. Sevea T. S. Pawangs at the Malay Frontier: Miraculous Intermediaries of Rice, Ore, Beasts and Guns. A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree Doctor of Philosophy in History. Los Angeles: University of California. 2013.

27. Sevea T. Miracles and Material Life: Rice, Ore, Traps and Guns in Islamic Malaysia. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

28. Skeat W.W. Malay Magic Being an Introduction to the Folklore and Popular Religion of the Malay Peninsula. London: Macmillan and Co., 1900.

29. Winstedt R.O. The Malays. A Cultural History. London: Routledge&Keagan Paul Ltd, 1958.

30. Winstedt R.O. Shaman, Saiva and Sufi. A Study of the Evolution of Malay magic. Electronic version. Copyright: Blackmask Online, 2001.

31. Wintzeler R.L. The Study of Malay Magic. Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. 1983. Deel 139, 4de Afl. Pp. 435-458.

32. Wulandari T. Kisah Mazlan Idris, Politikus Yang Tewas Karena Ingin Tongkat Soekarno. Intisari, 17.06.2019: https://intisari.grid.id/read/031756978/kisah-mazlan-idris-politikus-yang-tewas-karena-ingin-tongkat-soekarno?page=all (in Indonesian) (accessed 10.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх