Чингисхан и идея мирового господства

 
Код статьиS086919080027500-7-1
DOI10.31857/S086919080027500-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы80-90
Аннотация

В статье предлагается решение вопроса о замыслах Тэмучжина/Чингисхана относительно мирового господства. Основываясь на сообщениях ряда средневековых источников, автор приходит к выводу, что планы по подчинению всего мира, нередко приписываемые современными историками Чингисхану, слабо обоснованы. На данном этапе развития исторической науки мы можем достаточно уверенно предполагать, что его военные кампании преследовали конкретные цели, в первую очередь обусловленные необходимостью мстить многочисленным врагам, и не являлись частями одного общего захватнического плана. После объединения под своей властью кочевых племен и усмирения пограничья, Чингисхан, как правило, жестко реагировал на внешние вызовы, а первые походы в Си Ся и Цзинь были грабительскими. Война отнюдь не всегда подразумевала захват чужих территорий, либо монголы на первых порах ограничивались их частичной аннексией, как это было в случае государства хорезмшахов. В процессе выявления мотиваций и планов Чингисхана большое значение имеют его заветы потомкам. Вопреки распространенному мнению, источники опровергают мысль о том, что умирающий хан завещал завершить его всемирные завоевания. На самом деле, его политическое завещание сводилось к следующему: он утвердил Угэдэя в качестве своего преемника на ханском троне, повелел сыновьям подчиняться новому владыке и хранить единство, а также покончить с тангутами, чжурчжэнями и кипчаками. Все эти пункты были впоследствии выполнены. Никаких слов о необходимости захватить всю землю предсмертные речи Чингисхана не содержат. Одним из первых такую волю Чингисхану приписал Плано Карпини, но источник его сведений по-прежнему неизвестен. Вероятнее всего, идея мирового господства сформировалась у монголов в годы правления Угэдэя, и тогда же ее стали влагать в уста основателя Монгольской империи, которая, возможно, возникла помимо его желания.

Ключевые словаЧингисхан, монгольские завоевания, Монгольская империя, имперская идеология, завещание Чингисхана
Источник финансированияРоссийский Научный Фон (РНФ), проект № 21-18-00166 «Отложенный план завоевания мира: монголы и Запад, 1219–1260 (Русь, Центральная Европа, Ближний Восток)»
Получено01.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов27975
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «На скрижали его чела [были] явные признаки завоевания вселенной и миродержавия, а от его лика исходили лучи счастливой судьбы и могущества», - описывает персидский историк Рашид ад-Дин (1247–1318) [Рашид ад-Дин, 1952б, с. 75] новорожденного Тэмучжина – будущего Чингисхана (1162?–1227), которого он, как человек другой эпохи, не мог бы видеть даже на смертном одре. Несмотря на имеющиеся в распоряжении историков источники, повествующие о жизни и деяниях Чингисхана, до сих пор не поставлена точка в споре: хотел ли он захватить все обитаемые земли? Можно говорить о нескольких гипотезах, однако интересны не высказывания сами по себе, а их аргументация, так как историкам приходится прибегать к сравнительно ограниченному кругу источников. К сожалению, не сохранилось ни одного документа, к написанию которого был бы причастен сам Чингисхан и в котором содержался бы его указ о покорении всей земли или излагалась бы программа действий для достижения этой цели. Отсутствует и текст его завещания, где это предписывалось бы потомкам1. 1. О наличии такого завещания писал, например, знаменитый дипломат и историк А.К.М. д’Оссон, чей авторитет остается высоким и поныне, но он не подкрепил свою мысль никакими ссылками [D’Ohsson, 1852, p. III].
2 Информация средневековых авторов, получавших сведения о планах Чингисхана через целый ряд посредников, представляет для нашей темы скорее историографический, чем исторический интерес. В первую очередь это относится к европейским сочинениям середины XIII в. Ошибок не избежали даже те европейцы, которым довелось побывать в ставках великих ханов. Например, Плано Карпини (1182–1252) написал в своем отчете о поездке в Монголию: «Намерение татар – подчинить себе, если будет возможно, весь мир, и у них есть приказ об этом от Чингисхана» [Плано Карпини, 2022, c. 165]. Однако первое упоминание этого приказа в «Истории монголов» сделано в конце так называемого «Романа о Чингисхане», более всего похожего на фантастический рассказ [Плано Карпини, 2022, c. 148]. Кто был информатором францисканца, остается неизвестным.
3 Неточностями порой страдают и восточные авторы. Так, армянский историк Григор Акнерци (ок. 1250 – ок. 1335) приписывает Чингисхану слова, якобы сказанные в адрес нойона Чормагана, в 1231-1241 гг. являвшегося главнокомандующим монгольскими войсками в Иране и Закавказье: «Бог повелевает завоевать землю, поставить ясак, хранить ее в благоустройстве и брать с нее тггу и мал, тагар и гупчур. Тех же, которые не подчиняются нам, не платят нам дани, следует убивать, жилища их разорять для устрашения тех, которые задумают нам сопротивляться» [История монголов, 1871, c. 11]. Казалось бы, нестыковка датировок снимает вопрос о подлинности этого приказа, а то, что речь идет именно о 1230-х гг., ясно из контекста. Однако Чингисхан, действительно, мог сказать Чормагану нечто подобное задолго до его назначения на этот пост, поскольку последний служил в чингисовой гвардии в должности носителя колчана (хорчи) и, сверх того, имел привилегию говорить с Чингисханом напрямую [Козин, 1941, § 260].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 38

Оценка читателей: голосов 0

1. Ан-Насави, Шихаб ад-Дин Мухаммад. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны). Изд. критич. текста, пер. З.М. Буниятова. М.: Восточная литература, 1996.

2. Бартольд В.В. Чингиз-хан. Сочинения. Т. V. М.: Наука, 1968. С. 615–628.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

4. Дробышев Ю.И. Чингисхан о власти (по материалам «Сокровенного сказания монголов»). Вестник ИВ РАН. 2020. № 2. С. 198–209.

5. История монголов инока Магакии, XIII века. Пер. К.П. Патканова. СПб.: Типогр. Императорской Академии наук, 1871.

6. Китайская династийная история «Юань ши (Официальная история [династии] Юань)». Пер. Р.П. Храпачевского. Золотая орда в источниках. Т. III. Китайские и монгольские источники. М.: [Б.и.], 2009. С. 121–291.

7. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

8. Крадин Н.Н. Чингисхан и создание Монгольской кочевой империи. Чингисхан и судьбы народов Евразии-2. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. С. 19–31.

9. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.: Наука, 1973.

10. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.: Восточная литература, 1995.

11. Кычанов Е.И. История тангутского государства. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2008.

12. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М.: Наука, 1965.

13. Мункуев Н.Ц. Источники по истории Монгольской империи («Хэй-да ши-люэ», главы 98 и 99 «Юань ши»): перевод и исследование. Улан-Удэ: АО «Республиканская типография», 2023.

14. Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). Факсимиле, пер. Н.Ц. Мункуева. М.: Наука, 1975.

15. Плано Карпини, Иоанн де. История монголов: Текст, перевод, комментарии. Под ред. А.А. Горского, В.В. Трепавлова. М.: ИДВ РАН, 2022.

16. Пэн Да-я, Сюй Тин. Хэй-да шилюэ (Краткие известия о черных татарах). Пер. Р.П. Храпачевского. Золотая орда в источниках. Т. III. Китайские и монгольские источники. М.: [Б.и.], 2009. C. 27–120.

17. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. Пер. Л.А. Хетагурова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952а.

18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952б.

19. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М.: Восточная литература, 1997.

20. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ, 2006.

21. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «Ненавистного плебса сатаны». Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015.

22. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М.: АСТ, ЛЮКС, 2005.

23. Юрченко А.Г. Историческая география политического мифа. Образ Чингиз-хана в мировой литературе XIII-XV вв. СПб.: Евразия, 2006.

24. Biran M. Chinggis Khan. Oxford: Oneworld Publications, 2007.

25. Drobyshev Yu. The Last Will of Genghis Khan. The 12th International Congress of Mongolists “Pax Mongolica and Historical Experience” under the Auspices of the President of Mongolia Khurelsukh Ukhnaa (9-14 August 2023, Ulaanbaatar, Mongolia): Summaries of Congress Papers. Ulaanbaatar: Munkhiin Useg, 2023. Pр. 23–26.

26. Juvaini, Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. Transl. by J.A. Boyle. Manchester: Manchester University Press, 1997.

27. Kwanten The Career of Muqali: a Reassessment. Bulletin of Sung and Yüan Studies. 1978. No. 14. Pр. 31–38.

28. May T. The Mongol Art of War and the Tsunami Strategy. Золотоордынская цивилизация. 2015. Вып. 8. C. 31–37.

29. May T. Mongol Conquest Strategy in the Middle East. The Mongol’s Middle East: Continuity and Transformation in Ilkhanid Iran. Eds. Bruno De Nicola, Ch. Melville. Leiden; Boston: Brill, 2016. Pр. 13–37.

30. D’Ohsson C. Histoire des Mongols: depuis Tchinguiz-Khan jusqu’a Timour Bey ou Tamerlan. Tome premier. Amsterdam: Frederik Muller, 1852.

31. Ratchnevsky P. Genghis Khan: His Life and Legacy. Transl. by T.N. Haining. Oxford: Blackwell, 1992.

32. Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia including Hindustan from A.H. 194 (810 A.D.) to A.H. 658 (1260 A.D.) and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam by Maulana Minhaj-ud-din Abu-Umar-i-Usman. Transl. by H.G. Raverty. Vol. I-II. London: Gilbert & Rivington, 1881.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх