Festivals of the god Sebek and astronomical observations of Ancient Egyptians

 
PIIS086919080027426-5-1
DOI10.31857/S086919080027426-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: State Academic University for Humanities
Address: Moscow, Maronovsky per., 26
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages6-19
Abstract

The article deals with the feasts of the crocodile god Sebek, celebrated in Fayum, Thebes and Kom Ombo, which originated during the Old Kingdom. The surviving images of Sebek are studied, that provide an opportunity to reconstruct the ritual and symbolic programs of festivals of the named deity. The analysis of the reliefs from the temple of Nyuserra (V Dyn.) depicting the harvest scenes, crocodile, fish, frog and bA-boat, suggested that they represent festive rituals held during the harvest season and related to the cults of Sebek, Osiris and Re. These rites probably celebrated the renewal of nature, the full flow of the river and the fertility of the earth. A study of the relief of Amenemhat III from the British Museum (EA 1072) made it possible to reconstruct the programs of Sebek feasts in Fayum, which involved the Osirian, solar and Heb-sed rituals. These festivals reproduced the visible movement of the sun and moon across the sky and aimed at the revival of strength and power of the gods and the king. Sebek was associated with the sun, moon and various constellations, represented as crocodiles in the paintings of the coffin of Heny (Asyut; XII Dyn.), the ceilings of the tombs of Senmut (TT 353; XVIII Dyn.) and Seti I (KV 17; XIX Dyn.). Two of these constellations are designated sAq («crocodile») and Htp-rdwy («restful of feet»). It seems that some of the feasts of Sebek were concerned with «the festivals of the sky» and celebrated certain astronomical phenomena.

KeywordsAncient Egypt, festivals, astronomy, Sebek, Osiris, crocodile, Heb-sed.
AcknowledgmentThis work is supported by grant of the Russian Science Foundation (project No. 19-18-00085 “Calendar Festivals of the Ancient Orient: Calendar Ritual and the Role of Temporal Representations in the Traditional Consciousness of the Ancient Peoples”) and was performed in Saint Petersburg University.
Received05.10.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters30862
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Культ бога-крокодила Себека (Себека) восходит еще к додинастическому Египту и связан с районом Шедит (греч. Крокодилополь, совр. Мединет эль-Фаюм). Это божество почиталось как податель разлива Нила, покровитель царской власти, защитник богов и людей. Его главные культовые центры находились в Фаюме, Ком-Омбо, Эсне, Сумену (Фивы). Несмотря на возвышение культа Себека в период Среднего царства, когда несколько правителей XIII династии носили имя Себекхотеп, сведений о праздниках этого божества сохранилось крайне мало, в отличие от таких богов, как Амон-Ра, Хатхор, Осирис, Хор.
2 Ввиду отсутствия полноценных изображений и описаний праздников в честь Себека названная тема мало разработана в научной литературе. В статье Г. Видмер, единственной на сегодняшней день посвященной праздникам Себека, уделяется внимание исключительно культу бога в греко-римский период, от которого сохранились некоторые сведения о празднествах в честь бога-крокодила [Widmer, 2003]. В то же время за пределами внимания автора остаются вопросы, касающиеся этапов формирования программ праздников Себека до эпохи Птолемеев и соотношения их с астрономическими наблюдениями египтян.
3 Наиболее раннее изображение центра почитания Себека встречается на печати из гробницы № 414 в Тархане1, датированной эпохой правления Нармера, царя I династии [Zecchi, 2010, fig. 2]. На ней представлен стилизованный фасад здания, увенчанного головой быка и окруженного с двух сторон фигурами крокодилов и кольцевидными узорами, которые, по-видимому, являются знаками воды. Одни исследователи полагают, что бычья голова, или букраний, служит символом царской власти, с которой соотносился бог-крокодил, другие считают ее обозначением Небесной коровы Мехет-урет, являвшейся матерью Себека (Pyr. 317), третьи – символом жертвенных даров, подносимых Себеку, четвертые – указанием на агрессивную природу крокодила, которого следовало умилостивлять с помощью жертвоприношений [см.: Zecchi, 2010, p. 7–8]. На наш взгляд, бык в данном случае соотносится всё же с образом мужского божества и служит олицетворением силы и могущества. Известно, скажем, что боги Мин и Амон-Ра носили эпитет Камутеф, т. е. «Телец матери своей», Осирис назывался Великим быком Запада и был тесно связан с культом быка Аписа. Себек отождествлялся и с Амоном-Ра, и с Осирисом, соединяя в себе таким образом солярную и лунную природы, поскольку Ра олицетворял солнце, а Осирис – луну. 1. Тархан – некрополь, расположенный в 50 км южнее Каира.
4

В Текстах пирамид Себек назван сыном Нейт (PT § 510a), богини первозданных вод и неба, родившей солнечного бога, являвшейся также покровительницей охоты и войны. По-видимому, с Раннединастического периода намечается тенденция соотнесения Себека с Хором. На это указывает печать из Абидоса эпохи Хасехемуи (II дин.), содержащая изображения сереха, увенчанного фигурами Хора и Сета и фланкированного образами двух крокодилов [Dreyer et al., 2006, p. 117–118, fig. 17e]. Эти рисунки обозначены как «Хор из Шедит» (Hr Sdt). В период Среднего царства появляется синкретический образ бога Себек-Хор, «который из Шедит». Если в Шедите Себек ассоциировался с Хором, то в Сумену – с Ра.

Number of purchasers: 0, views: 246

Readers community rating: votes 0

1. Mironova A.V. Calendars and Festivals of Ancient Egypt. Moscow: Izd-vo “Moskva”, 2022 (in Russian).

2. Прусаков Д.Б. «Звериный стиль» до фараонов: египетская додинастическая наскальная и ремесленная изобразительность как палеогеографический источник (возвращение к проблеме). Ориенталистика. 2019. № 2(3). С. 493–538 [Proussa-kov D.B. “Animal style” before the Pharaohs: Egyptian Predynastic Rock-Art and Handicraft Representationism as a Palaeogeographical Source (return to the problem). Orientalistica. 2019. No. 2(3). Pp. 493–538 (in Russian)].

3. Bakir A. el-M. The Cairo Calendar No. 86637. Cairo: General Organisation for Govt. Print. Offices, 1966.

4. Berio A. The Celestial River: Identifying the Ancient Egyptian Constellations. Sino-Platonic Papers. 2014. Vol. 253. Pp. 1–61.

5. Bissing F. La Chambre des Trois Saisons du Sanctuaire Solaire du Roi Rathourès (Ve dynastie) à Abousir. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1956. Vol. 53. Pp. 319–338.

6. Bissing F.W., Kees H. Das Re-Heiligtum des Königs Ne-Woser-Re (Rathures). Bd. 2. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1923.

7. Borchardt L. Statue und Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo. Vol. 3. (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, № 654–950). Berlin: Reichsdruckeriei, 1930.

8. Budge E.A.W. The Book of the Dead: the Papyrus of Ani, scribe and treasurer of the temples of Egypt, about B.C. 1450. Vol. 2. London, New York: The Medici Society; G.P. Putnam’s sons, 1913.

9. Dreyer G. et al. Umm el-Qaab Nachuntersuchungen im frühzeitlichen Königs-friedhofs 16./17./18. Vorbericht. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Institutes, Abteilung Kairo. 2006. Bd. 62. S. 67–129.

10. El-Sabban S. Temple Festival Calendars of Ancient Egypt. Liverpool: Liverpool University Press, 2000.

11. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache: die Belegstellen. Bd. IV. Berlin: Akademie Verlag, 1971.

12. Etz D. A New Look at the Constellation Figures in the Celestial Diagram. Journal of the American Research Center in Egypt. 1997. Vol. 34. Pp. 143–161.

13. Hardy P.A. The Cairo Calendar as a Stellar Almanac. Archaeoastronomy. 2002–2003. Vol. 17. Pp. 48–63.

14. Kees H. Nachlese zum Opfertanz des ägyptischen Königs. Zeitschrift für ägypti-sche Sprache und Altertumskunde. 1915. Bd. 52. S. 61–72.

15. Lacau P., Chevrier H. Une Chapelle d’Hatshepsout à Karnak. Vol. I. Le Caire: Le Service des Antiquités de l’Égypte, 1977.

16. Locher K. Probable Identification of the Ancient Egyptian Circumpolar Constella-tions. Archaeoastronomy. 1985. Vol. 9. Pp. 152–153.

17. Lull H., Bellmonte J. A Firmament above Thebes: Uncovering the Constellations of Ancient Egyptians. Journal for the History of Astronomy. 2006. Vol. 37.4 (no. 129). Pp. 373–392.

18. Medinet Habu. Vol. VII. The Temple Proper. Part III. The Third Hypostyle Hall and All Rooms Accessible from It with Friezes of Scenes from the Roof Terraces and Ex-terior Walls of the Temple (Oriental Institute Publications, 93). Chicago: The University of Chicago Press, 1964.

19. Müller-Roth M. Das Buch vom Tage (Orbis Biblicus et Orientalis, 236). Göttin-gen: Academic Press, 2008.

20. Pogo A. The Astronomical Ceiling-Decoration in the Tomb of Senmut (XVIIIth Dynasty). Isis. 1930. Vol. 14 (2). Pp. 301–325.

21. Pogo A. The Astronomical Inscriptions on the Coffins of Heny (XIth Dynasty?). Isis. 1932. Vol. 18 (1). Pp. 7–13.

22. Poo M.-C. Wine and Wine Offering in the Religion of Ancient Egypt. London, New York: Routledge, 1995.

23. Priskin G. The constellations of the Egyptian astronomical diagrams. Égypte Ni-lotique et Méditerranéenne. 2019. Vol. 12. Pp. 137–180.

24. Quirke S. Going out in Daylight – prt m hrw: the Ancient Egyptian Book of the Dead. Translation, sources, meanings. London: Golden House Publications, 2013.

25. Widmer G. Les fêtes en l’honneur de Sobek dans le Fayoum à l’époque gréco-romaine. Égypte, Afrique et Orient. 2003. No. 32. Pp. 3–22.

26. Zecchi М. Osiris in the Fayyum. Fayyum Studies. 2006. Vol. 2. Pp. 117–145.

27. Zecchi M. Sobek of Shedet: the Crocodile God in the Fayyum in the dynastic pe-riod (Studi sull’antico Egitto 2). Todi: Tau Editrice, 2010.

Fig. 1. Fragment of a relief from the sun temple of Niuserre showing a crocodile in lower register. Abu Gurob. V Dyn. [von Bissing, 1956, Taf. XIX] (Рис._1.jpg, 1,192 Kb) [Download]

Fig. 2. Relief of Amenemhat III from the temple of Sebek in Fayum. XII Dyn. British museum, EA1072 [https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA1072] (Рис._2.png, 432 Kb) [Download]

Fig. 3. Ramesses III offers nw-vessels to Sebek of Shedet. Relief from the Medinet Habu temple. XX Dyn. [Medinet Habu, 1964, pl. 582d] (Рис._3.jpg, 96 Kb) [Download]

Fig. 4. Fragment of painting on the inside of the lid of the coffin of Heny. Asyut, tomb No. 1. XII Dyn. [Pogo, 1932, fig. 1] (Рис._4.jpg, 54 Kb) [Download]

Fig. 5. Images of the constellations of “astronomical” ceiling from the tomb of Senmut. Thebes. XVIII Dyn. [Priskin, 2019, fig. 2] (Рис._5.jpg, 128 Kb) [Download]

Fig. 6. Images of the constellations of “astronomical” ceiling from the tomb of Seti I. Thebes. XIX Dyn. [Priskin, 2019, fig. 3] (Рис._6.jpg, 81 Kb) [Download]

Fig. 7. Picture of winter constellations visible above the southern horizon [https://www.wildlife.by] (Рис._7.png, 123 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up