Праздники бога Себека и астрономические наблюдения древних египтян

 
Код статьиS086919080027426-5-1
DOI10.31857/S086919080027426-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы6-19
Аннотация

Статья посвящена праздникам бога-крокодила Себека, отмечавшимся в районе Фаюма, Фив и Ком Омбо, начиная с эпохи Древнего царства. Проводится изучение сохранившихся изображений Себека, которые дают возможность восстановить в общих чертах ритуальную и символическую программы праздников в честь названного божества. Анализ рельефов солнечного храма Ниусерра (V дин.) со сценами жатвы, где помимо людей представлены образы крокодила, рыб, лягушки и ладьи-bA, позволил предположить, что здесь отображены праздничные ритуалы, которые проводились в сезон жатвы и были связаны с культами Себека, Осириса, Ра и Хекет. Эти праздники отмечали обновление природы, полноводность реки и плодородие земли. Поскольку Себек соотносился с культами солнечного бога и быка, ритуалы его праздников могли включать мотивы, касающиеся мифа о рождении солнечного бога на рассвете в образе золотого теленка и его превращении в течение дня в быка. Опираясь на изучение рельефа Аменемхета III из Британского музея (EA 1072), автор предлагает реконструкцию программ праздников Себека эпохи Среднего царства в Фаюме, которые, вероятно, содержали осирические, солярные и хеб-седные ритуалы. Они предполагали путешествие со статуями Себека и Хора в пределах одного храма, что, с одной стороны, воспроизводило видимое движение небесных светил по небу, а с другой, – символизировало объединение территории Египта, укрепление царской власти. Себек ассоциировался, среди прочего, с различными созвездиями, представленными в виде крокодилов в росписях крышки саркофага Хени (Асьют; XII дин.), потолков гробниц Сенмута (TT 353; XVIII дин.) и Сети I (KV 17; XIX дин.). Два из этих созвездий в надписях обозначены как sAq («крокодил») и Htp-rdwy («спокойный ногами»). Вероятно, некоторые праздники Себека относились к «праздникам неба» и отмечали значимые астрономические явления.

Ключевые словаДревний Египет, праздники, астрономия, Себек, Осирис, крокодил, хеб-сед.
Источник финансированияИсследование выполнено в СПбГУ при поддержке гранта РНФ в рамках проекта «Календарные праздники Древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов древнего мира», № 19-18-00085.
Получено05.10.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов30862
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Культ бога-крокодила Себека (Себека) восходит еще к додинастическому Египту и связан с районом Шедит (греч. Крокодилополь, совр. Мединет эль-Фаюм). Это божество почиталось как податель разлива Нила, покровитель царской власти, защитник богов и людей. Его главные культовые центры находились в Фаюме, Ком-Омбо, Эсне, Сумену (Фивы). Несмотря на возвышение культа Себека в период Среднего царства, когда несколько правителей XIII династии носили имя Себекхотеп, сведений о праздниках этого божества сохранилось крайне мало, в отличие от таких богов, как Амон-Ра, Хатхор, Осирис, Хор.
2 Ввиду отсутствия полноценных изображений и описаний праздников в честь Себека названная тема мало разработана в научной литературе. В статье Г. Видмер, единственной на сегодняшней день посвященной праздникам Себека, уделяется внимание исключительно культу бога в греко-римский период, от которого сохранились некоторые сведения о празднествах в честь бога-крокодила [Widmer, 2003]. В то же время за пределами внимания автора остаются вопросы, касающиеся этапов формирования программ праздников Себека до эпохи Птолемеев и соотношения их с астрономическими наблюдениями египтян.
3 Наиболее раннее изображение центра почитания Себека встречается на печати из гробницы № 414 в Тархане1, датированной эпохой правления Нармера, царя I династии [Zecchi, 2010, fig. 2]. На ней представлен стилизованный фасад здания, увенчанного головой быка и окруженного с двух сторон фигурами крокодилов и кольцевидными узорами, которые, по-видимому, являются знаками воды. Одни исследователи полагают, что бычья голова, или букраний, служит символом царской власти, с которой соотносился бог-крокодил, другие считают ее обозначением Небесной коровы Мехет-урет, являвшейся матерью Себека (Pyr. 317), третьи – символом жертвенных даров, подносимых Себеку, четвертые – указанием на агрессивную природу крокодила, которого следовало умилостивлять с помощью жертвоприношений [см.: Zecchi, 2010, p. 7–8]. На наш взгляд, бык в данном случае соотносится всё же с образом мужского божества и служит олицетворением силы и могущества. Известно, скажем, что боги Мин и Амон-Ра носили эпитет Камутеф, т. е. «Телец матери своей», Осирис назывался Великим быком Запада и был тесно связан с культом быка Аписа. Себек отождествлялся и с Амоном-Ра, и с Осирисом, соединяя в себе таким образом солярную и лунную природы, поскольку Ра олицетворял солнце, а Осирис – луну. 1. Тархан – некрополь, расположенный в 50 км южнее Каира.
4

В Текстах пирамид Себек назван сыном Нейт (PT § 510a), богини первозданных вод и неба, родившей солнечного бога, являвшейся также покровительницей охоты и войны. По-видимому, с Раннединастического периода намечается тенденция соотнесения Себека с Хором. На это указывает печать из Абидоса эпохи Хасехемуи (II дин.), содержащая изображения сереха, увенчанного фигурами Хора и Сета и фланкированного образами двух крокодилов [Dreyer et al., 2006, p. 117–118, fig. 17e]. Эти рисунки обозначены как «Хор из Шедит» (Hr Sdt). В период Среднего царства появляется синкретический образ бога Себек-Хор, «который из Шедит». Если в Шедите Себек ассоциировался с Хором, то в Сумену – с Ра.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 171

Оценка читателей: голосов 0

1. Миронова А.В. Календари и праздники Древнего Египта. М.: Изд-во «Москва», 2022.

2. Прусаков Д.Б. «Звериный стиль» до фараонов: египетская додинастическая наскальная и ремесленная изобразительность как палеогеографический источник (возвращение к проблеме). Ориенталистика. 2019. № 2(3). С. 493–538.

3. Bakir A. el-M. The Cairo Calendar No. 86637. Cairo: General Organisation for Govt. Print. Offices, 1966.

4. Berio A. The Celestial River: Identifying the Ancient Egyptian Constellations. Sino-Platonic Papers. 2014. Vol. 253. Pp. 1–61.

5. Bissing F. La Chambre des Trois Saisons du Sanctuaire Solaire du Roi Rathourès (Ve dynastie) à Abousir. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1956. Vol. 53. Pp. 319–338.

6. Bissing F.W., Kees H. Das Re-Heiligtum des Königs Ne-Woser-Re (Rathures). Bd. 2. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1923.

7. Borchardt L. Statue und Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo. Vol. 3. (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, № 654–950). Berlin: Reichsdruckeriei, 1930.

8. Budge E.A.W. The Book of the Dead: the Papyrus of Ani, scribe and treasurer of the temples of Egypt, about B.C. 1450. Vol. 2. London, New York: The Medici Society; G.P. Putnam’s sons, 1913.

9. Dreyer G. et al. Umm el-Qaab Nachuntersuchungen im frühzeitlichen Königs-friedhofs 16./17./18. Vorbericht. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Institutes, Abteilung Kairo. 2006. Bd. 62. S. 67–129.

10. El-Sabban S. Temple Festival Calendars of Ancient Egypt. Liverpool: Liverpool University Press, 2000.

11. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache: die Belegstellen. Bd. IV. Berlin: Akademie Verlag, 1971.

12. Etz D. A New Look at the Constellation Figures in the Celestial Diagram. Journal of the American Research Center in Egypt. 1997. Vol. 34. Pp. 143–161.

13. Hardy P.A. The Cairo Calendar as a Stellar Almanac. Archaeoastronomy. 2002–2003. Vol. 17. Pp. 48–63.

14. Kees H. Nachlese zum Opfertanz des ägyptischen Königs. Zeitschrift für ägypti-sche Sprache und Altertumskunde. 1915. Bd. 52. S. 61–72.

15. Lacau P., Chevrier H. Une Chapelle d’Hatshepsout à Karnak. Vol. I. Le Caire: Le Service des Antiquités de l’Égypte, 1977.

16. Locher K. Probable Identification of the Ancient Egyptian Circumpolar Constella-tions. Archaeoastronomy. 1985. Vol. 9. Pp. 152–153.

17. Lull H., Bellmonte J. A Firmament above Thebes: Uncovering the Constellations of Ancient Egyptians. Journal for the History of Astronomy. 2006. Vol. 37.4 (no. 129). Pp. 373–392.

18. Medinet Habu. Vol. VII. The Temple Proper. Part III. The Third Hypostyle Hall and All Rooms Accessible from It with Friezes of Scenes from the Roof Terraces and Ex-terior Walls of the Temple (Oriental Institute Publications, 93). Chicago: The University of Chicago Press, 1964.

19. Müller-Roth M. Das Buch vom Tage (Orbis Biblicus et Orientalis, 236). Göttin-gen: Academic Press, 2008.

20. Pogo A. The Astronomical Ceiling-Decoration in the Tomb of Senmut (XVIIIth Dynasty). Isis. 1930. Vol. 14 (2). Pp. 301–325.

21. Pogo A. The Astronomical Inscriptions on the Coffins of Heny (XIth Dynasty?). Isis. 1932. Vol. 18 (1). Pp. 7–13.

22. Poo M.-C. Wine and Wine Offering in the Religion of Ancient Egypt. London, New York: Routledge, 1995.

23. Priskin G. The constellations of the Egyptian astronomical diagrams. Égypte Ni-lotique et Méditerranéenne. 2019. Vol. 12. Pp. 137–180.

24. Quirke S. Going out in Daylight – prt m hrw: the Ancient Egyptian Book of the Dead. Translation, sources, meanings. London: Golden House Publications, 2013.

25. Widmer G. Les fêtes en l’honneur de Sobek dans le Fayoum à l’époque gréco-romaine. Égypte, Afrique et Orient. 2003. No. 32. Pp. 3–22.

26. Zecchi М. Osiris in the Fayyum. Fayyum Studies. 2006. Vol. 2. Pp. 117–145.

27. Zecchi M. Sobek of Shedet: the Crocodile God in the Fayyum in the dynastic pe-riod (Studi sull’antico Egitto 2). Todi: Tau Editrice, 2010.

Рис. 1. Фрагмент рельефа из солнечного храма Ниусерра с изображением крокодила в нижнем регистре. Абу Гуроб. V дин. [von Bissing, 1956, Taf. XIX] (Рис._1.jpg, 1,192 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Рельеф Аменемхета III из храма Себека в Фаюме. XII дин. Британский музей, EA1072 [https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA1072] (Рис._2.png, 432 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Рамсес III совершает подношение сосудов-nw Себеку из Шедета. Рельеф из храма в Мединет Абу. XX дин. [Medinet Habu 1964, pl. 582d] (Рис._3.jpg, 96 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Фрагмент роспись внутренней стороны крышки саркофага Хени. Асьют, гробница № 1. XII дин. [Pogo, 1932, fig. 1] (Рис._4.jpg, 54 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Изображения созвездий «астрономического» потолка гробницы Cенмута. Фивы. XVIII дин. [Priskin, 2019, fig. 2] (Рис._5.jpg, 128 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Изображения созвездий «астрономического» потолка гробницы Сети I. Фивы. XIX дин. [Priskin, 2019, fig. 3] (Рис._6.jpg, 81 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Схема расположения созвездий, видимых над южным горизонтом в зимний период [https://www.wildlife.by] (Рис._7.png, 123 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх