Проблемы идентификации этноконфессиональных групп в Сирии (на примере армянской общины)

 
Код статьиS086919080026788-3-1
DOI10.31857/S086919080026788-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы211-221
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы идентификации этноконфессиональных групп в Сирийской Арабской Республике. Основное внимание уделяется вопросам, связанным с употреблением понятий, используемых для обозначения этноконфессиональных групп в Сирии. В качестве примера в статье рассматриваются сирийские армяне, которые, признавая себя сирийцами, придают важное значение сохранению и поддержанию армянской идентичности.

В первой части статьи освещается проблема использования понятия «меньшинство» в научно-академической литературе и некоторых международно-правовых источниках, поскольку очень часто этноконфессиональные группы исследуются именно через призму этого понятия. В большинстве случаев оно передает не количественную характеристику группы, а оценочную характеристику ее положения и роли в различных сферах жизни государства. В результате часто, даже в случаях нейтрального использования понятия «меньшинство» для обозначения этноконфессиональных групп, подразумевающего их относительную численность, оно может вызывать негативные коннотации.

Во второй части анализируется подход официальных сирийских властей и объясняется, чем обусловлен выбор используемой ими терминологии для обозначения этноконфессиональных групп и каким образом он отражает их политику относительно этого вопроса.

Третья часть посвящена рассмотрению в качестве примера армянской общины. Приводятся некоторые варианты используемой сирийскими армянами терминологии и сопоставляется их подход к ее выбору с подходом руководства страны.

Отмечается, что, несмотря на продвигаемую официальными властями идею о существовании единой сирийской идентичности, объединяющей всех сирийцев независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности, сами этноконфессиональные группы продолжают идентифицировать себя (а также представителей других групп) согласно этноконфессиональной принадлежности.

Ключевые словаэтноконфессиональная группа, меньшинство, идентичность, Сирия, армянская община Сирии.
Получено16.08.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов26110
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 События последних двух десятилетий на Ближнем Востоке, для которого характерно наличие большого числа этнических и религиозных (конфессиональных) общностей, актуализировали этноконфессиональную проблематику. Интерес к ней резко возрос как в академической и экспертной среде, так и в международно-политической. С одной стороны, этноконфессиональное многообразие в государствах региона стало рассматриваться как один из факторов конфликта, а с другой – внимание было обращено к проблеме положения этноконфессиональных групп (меньшинств) в условиях конфликтов и кризисов.
2 В исследованиях и аналитических работах рассмотрение этноконфессиональных групп в ближневосточных странах часто проводится через призму дихотомии «меньшинство – не меньшинство». Это неизбежно сводит всю сложность этноконфессиональной ситуации к крайне узкому, часто оценочному видению и не отражает реальной картины или резко контрастирует с тем, как эта проблема рассматривается изнутри в конкретных странах региона.
3

***

4 Учитывая специфику многосоставного сирийского общества, для которого наличие большого числа этноконфессиональных компонентов является чем-то естественным на протяжении многих веков, интересно посмотреть, как этноконфессиональная проблематика видится изнутри: официальными властями, с одной стороны, и отдельными этническими и (или) религиозными группами – с другой.
5 Для этого важно определить, какие понятия используются ими для обозначения этноконфессиональных групп, какой смысл вкладывается в эти понятия, как это отражает реальное отношение к этноконфессиональному вопросу в стране. С этой проблемой тесно связан и круг вопросов, касающихся проблем идентичности.
6 Особенности социально-политического развития Сирии, ее политической культуры, этноконфессионального состава повлияли на формирование и закрепление в структуре сирийского общества некой системы идентичностей, очень часто переплетающихся, накладывающихся и неотделимых друг от друга.
7 Наряду с объединяющей (хотя бы формально, рамочно) всех жителей Сирии идентичностью «сирийца» (жителя Сирийской Арабской Республики (САР)) существует еще множество идентичностей локального или же, наоборот, транснационального уровней. При этом принадлежность к определенной группе (или группам), объединенной общей идентичностью, и, что более важно, ощущение такой принадлежности является чем-то естественным и непременно необходимым в условиях сирийской реальности.
8 В качестве объекта исследования в настоящей статье рассматриваются сирийские армяне. Подобный выбор обусловлен тем, что, являясь гражданами Сирии и придавая сирийской идентичности большое значение, сирийские армяне одновременно продолжают прилагать серьезные усилия для сохранения армянской идентичности, которая, в свою очередь, имеет несколько уровней. При этом важно, что эти идентичности в основном не вступают в серьезные противоречия друг с другом, составляя как бы отдельные компоненты некой единой множественной идентичности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 113

Оценка читателей: голосов 0

1. Беседа автора с К.М. Труевцевым. Июнь 2022.

2. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. 1992 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml (accessed: 03.02.2023).

3. Дустур аль-Джумхуриййа аль-‘арабиййа ас-Суриййа. 2012 https://learningpartnership.org/sites/default/files/resources/pdfs/Syria-Constitution-2012-Arabic-1.pdf (accessed: 01.02.2023).

4. Европейская конвенция по правам человека. 1950 (изм. от 2010 г.) https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols (accessed: 03.02.2023).

5. Интервью автора с представителями органов государственной власти в САР. 2022.

6. Интервью автора с представителями армянской общины Сирии. Февраль 2022, Дамаск, Алеппо.

7. Интервью автора с представителями армянской общины Сирии. Март 2019, Ереван.

8. Ланда Р.Г. Социология современного Востока. М.: Восточный университет, 2008.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (accessed: 03.02.2023).

10. Наумкин В.В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42–59.

11. Права меньшинств: международные стандарты и руководство по их соблюдению. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. 2010 https://www.ohchr.org/documents/publications/minorityrights_ru.pdf (accessed: 04.02.2023).

12. Тишков В.А. Меньшинство этническое. Новая философская энциклопедия https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH131b8ac7772dfe4b7f4613?p.s=TextQuery (accessed: 02.02.2023).

13. Capotorti F. Study on the Rights of Persons Belonging to Ethnic, Religious and Linguistic Minorities. New York: United Nations, 1979.

14. Declaration on the Rights of Persons Belonging to National or Ethnic, Religious and Linguistic Minorities. 1992. https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/declaration-rights-persons-belonging-national-or-ethnic (accessed: 03.02.2023).

15. Longva A.N. Domination, Self-empowerment, Accommodation. Religious Minorities in the Middle East: Domination, Self-Empowerment, Accommodation. A.N. Longva, A.S. Roald (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2012. Pp. 1–23.

16. Kymlicka W. The Internationalization of Minority Rights. International Journal of Constitutional Law. 2008. Vol. 6. No. 1. Pp. 1–32.

17. Kymlicka W. Beyond the Indigenous/Minority Dichotomy? Reflections on the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. S. Allen, A. Xanthaki (eds.). Oxford; Portland: Hart Publishing, 2011. Pp. 183–208.

18. Picard E. Nation-Building and Minority Rights in the Middle East. Religious Minorities in the Middle East: Domination, Self-Empowerment, Accommodation. A.N. Longva, A.S. Roald (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2012. Pp. 325–350.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх