Брак, семья, обучение: установки и представления студентов

 
Код статьиS013216250005795-7-1
DOI10.31857/S013216250005795-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий эксперт
Аффилиация: Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы78-89
Аннотация

На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более 60%) поддерживают поведение тех сверстников, которые во время обучения нашли спутника жизни (создали семью), начали работать и планируют профессиональную карьеру. Рациональным считается, по мнению 47–58% респондентов, также нацеленность на завершение обучения, с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, и началом работы после окончания вуза. Менее приемлемое для студентов развитие событий (поддержано от 30 до 44% респондентов) – жизнь в период обучения в вузе без определенной стратегии, когда предполагается поступать спонтанно в зависимости от обстоятельств. Наименее желательное развитие событий для студента (поддержали менее трети) связано с отсутствием ценности высшего образования. Определена связь между характеристиками респондента, репродуктивными установками и представлениями о них: студенты, имеющие установки создать семью и родить детей, ожидаемо чаще поддерживают рождение ребенка у своих сверстников, обучающихся в вузе. Представители славянских этнических групп, прежде всего девушки, считают, что создание семьи в студенчестве следует отложить. Аборт поддерживают две трети студентов, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию партнерских отношений.

Ключевые словарепродуктивные установки, социальные представления, студенты, семья, брак, виньетки
Получено15.07.2019
Дата публикации16.07.2019
Кол-во символов27611
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Демографическая ситуация в России характеризуется уменьшением числа браков и низким уровнем рождаемости на фоне старения населения. Отмечаются изменения в обществе, связанные с новыми социальными представлениями о семье: социально приемлемым стало разделение супружества, отцовства и материнства [Синельников, 2015], отрицается норма отношения к ребенку как к главной семейной ценности [Безрукова, 2017]. Указанные проблемы затронули разные поколения и социальные группы. Совсем молодое поколение (подростки) ориентируются на просемейно-чувственные и автономно-прагматичные цели, а рождение и воспитание детей не относят к жизненным приоритетам [Безрукова, 2014].
2 В среде наиболее образованных молодых людей студентов сформировался тип (порядка 10% этой социальной группы), представители которого не следуют традиционным ценностям в вопросах брака и семьи [Назарова, Зеленская, 2017а]. Наличие постоянного партнера без регистрации брака является приоритетом для каждого четвертого студента; треть студенток считают, что для начала сексуальных отношений достаточно наступления совершеннолетия [Буркина, Прокопенко, 2013]; более половины молодых людей откладывают официальное оформление отношений, предпочитая сожительство [Пятунина, Шубина, 2016], которое рассматривается в качестве репетиции семейной жизни [Калачикова, 2011; Сергеев, 2010]. Готова создать неполную семью каждая вторая студентка [Пышкина и др., 2011].
3 Государство принимает формальные меры для улучшения демографической ситуации: с одной стороны, оно продекларировало формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей1; с другой стороны, оно запустило программы финансовой поддержки для семей с детьми. 1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р; Послание Президента Федеральному Собранию, 20 февраля 2019 года. URL: >>>> (дата обращения: ?).
4 Репродуктивное поведение граждан в последние годы изменилось: с 2007 г. прирост суммарного коэффициента рождаемости стал более значительным, хотя главным образом в отношении вторых и последующих рождений. В то же время «по первым рождениям, вероятно, будет иметь место уменьшение среднего числа рожденных детей, т.е. некоторое повышение доли женщин, не имеющих рожденных детей» [Архангельский, Зинькина и др., 2017]. При этом фактор финансовой обеспеченности очень важен, но не влияет на репродуктивные планы супругов [Гурко, 2014]. Таким образом, материальных стимулов для рождения первого ребенка недостаточно. В то же время зафиксированы некоторые сдвиги в общественном мнении в пользу традиционных ценностей, которые происходят очень медленно. Например, доля граждан, считающих аборт недопустимым, за 20 лет выросла с 12 до 35%2. 2. Беришвили Н. Осуждающих аборты стало больше // Известия. 2018. [электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.02.2019).
5 Важным фактором, связанным с воспроизводством населения и развитием семьи, являются репродуктивные установки – предиктор репродуктивного поведения. Установки можно рассматривать в качестве комплекса поведенческих актов, суждений, оценок и позиций личности, выражающих ее поведенческое, эмоциональное и сознательное отношение к рождению детей и опосредствующих принятие соответствующих решений в зависимости от собственных потребностей, возможностей и представлений о нормах, традициях, интересах общества [Бойко, 1985]. Репродуктивные установки формируются в определенной социальной среде, где важную роль играют традиции, социальные представления (общественное мнение) о том, что есть правильно или неправильно (ценности) и каким образом следует поступать в конкретном случае (иерархия ценностей). Следовательно, важным является изучение не только установок, но и контекста их формирования.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1239

Оценка читателей: голосов 0

1. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012 году (опубликовано 24.01.2013 г.). URL: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc (дата обращения: 08.02.2019).

2. Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В., Шульгин С.Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 43–50.

3. Безрукова О.Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. 2017. № 1. С. 88–110.

4. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85–97.

5. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.

6. Буркина О.В., Прокопенко Л.А. Современные тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 96–98.

7. Гурко Т.А. Репродуктивные планы супругов // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 77–85.

8. Калачикова О.Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2012. №3. С. 132–136.

9. Калачикова О.Н., Шабунова А.А. Возможности и резервы повышения рождаемости в России // Проблемы развития территории. 2013. № 6 (68). С. 66–72.

10. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 78–87.

11. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи: ценностный аспект (обзорная статья) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017а. Т. 17. № 4. С. 555–567.

12. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Ежегодник под ред. В.И. Герасимова. Ч. 3. Вып. 12. ИНИОН РАН. Отд. науч. сотр-ва, 2017б. С. 523–525.

13. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2015. Т. 15. № 4. C. 44–56.

14. Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2011. Т. 16. № 6–1. С. 1532–1534.

15. Пятунина О.И., Шубина О.А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи // Педагогика и современность. 2016. № 1(21). С. 71–74.

16. Синельников А.Б. Супружество, отцовство и материнство в российском обществе // Социологический журнал. 2015. № 4. С. 132–148.

17. Alexander C.S., Becker H.J. The Use of Vignettes in Survey Research // The Public Opinion Quarterly. 1978. Vol. 42. No. 1. P. 93–104.

18. Finch J. The Vignette Technique In Survey Research // Sociology. Vol. 21. 1987. No. 1. P. 105–114.

19. Ganong L.H., Coleman M. Multiple Segment Factorial Vignette Designs // Journal of Marriage and Family. 2006. Vol. 68. No. 2. P. 455–468.

20. Rateau P., Moliner P., Guimelli C., Abric J.-C. Social Representation Theory // P. Van Lange, A. Kruglanski T. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology. London, Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. Vol. 2. P. 478–498.

21. Straits B.C. Factors Influencing College Women's Responses to Fertility Decision-Making Vignettes // Journal of Marriage and Family. 1985. Vol. 47. No. 3. P. 585–596.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх