Семантика термина upādāna в философских трактатах мадхьямаки

 
Код статьиS086919080026620-9-1
DOI10.31696/S086919080026620-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Адрес: Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18А
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы145-155
Аннотация

Термин upādāna в буддийских текстах обычно переводится как «привязанность», однако истинный смысл его значительно шире, что видно из анализа махаянских текстов и прежде всего – «Коренных строф о Срединном Пути» Нагарджуны (II–III вв.) и комментариев к ним, составленных Чандракирти (VII в.) и Буддхапалитой (V–VI вв.). В «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху (IV в.), составленной с позиции тхеравадинской школы вайбхашика, upādāna определяется как стремление удержаться в сансарическом бытии (bhavagrahaṇa), и это указывает, что объект привязанности в буддизме – не какие-то конкретные вещи или явления сансарического мира, а сансара как таковая. В «Ясном изложении» – комментарии Чандракирти к трактату Нагарджуны – слово upādāna понимается буквально как «обретение» или «получение», а именно – обретение кармического плода прежних деяний живого существа. В IX главе комментария Чандракирти рассматривается понятие воспринимающего субъекта, который назван здесь upādātṛ, а термином upādāna обозначен сам акт восприятия. В школе мадхьямака все понятия и представления считаются пустыми: их истинность или ложность зависит не от реальности, а от истинности или ложности других понятий и представлений, то есть любая теория представляет собой замкнутую систему, не соприкасающуюся с истинной реальностью. Но таково же и понятие воспринимающего субъекта, который понимается в мадхьямаке как ментальный конструкт, порождаемый изначально присутствующими в непросветленном сознании аффектами. В таком случае и upādāna следует понимать как обретение субъектом каких-то ощущений или восприятий, которые сами порождены стремлением удержаться в сансаре и в то же время вызывают и усиливают это стремление. Upādāna – это самоподдерживающийся процесс порождения и обретения плодов кармически значимых действий, который можно прервать только сознательным усилием, направленным на обретение нирваны.

 

Ключевые словабуддийская философия, махаяна, мадхьямака, Нагарджуна, Буддхапалита, Чандракирти, письменные памятники древней Индии, санскрит
Получено14.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов33233
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Карма в «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху (IV в.) определяется как «ментальный импульс (побуждение) и то, что оно порождает» (cetanā tatkṛtaṃ ca), а в комментарии разъясняется, что речь идет о ментальном импульсе (cetanā) и порождаемом им действии – физическом, словесном или умственном [Васубандху, 2001, с. 497; Abhidharmakośabhāṣyam, 1975, p. 192]. Аналогичное определение дано и в «Компендиуме Абхидхармы» Асанги (IV в.): «Что такое карма, управляемая аффектами? Действие [самого] ментального импульса и действие, вызываемое ментальным импульсом» (cetanā karma cetayitvā karma ca) [Asanga, 1950, p. 53]. Ментальный же импульс (или побуждение) в трактате Васубандху понимается как «то, что формирует, обусловливает [деятельность] сознания, ментальная карма» (cetanā cittābhisaṃskāro manaskarma) [Васубандху, 1998, с. 456; Abhidharmakośabhāṣyam, 1975, p. 54].
2 При анализе понятия кармы следует учитывать буквальное значение этого слова: «действие, религиозная церемония, работа, труд, движение, результат, прямое дополнение (в грамматике), действие как причина последующих событий, происходящих с человеком». Все эти значения в равной мере учитываются при исследовании этого понятия в трактате Чандракирти (VII в.) «Прасаннапада» (Prasannapadā) – комментарии к «Коренным строфам о Срединном пути» (Mūla-madhyamaka-kārikā, далее – ММК) Нагарджуны (II – III вв.). В целом в индийской культуре карма как религиозное понятие определяется как последствия сознательных действий человека, имеющие не физический, а магический характер и проявляющиеся в виде тех или иных телесных особенностей его будущего рождения (так что отрицание переселения душ у локаятиков – индийских скептиков и материалистов – автоматически вело и к отрицанию реальности кармы). В «Вишну-смрити» – вишнуитской дхармашастре (правовом трактате) IV – VI вв. – описываются последствия, которые претерпит человек из-за своих действий. Сначала они попадают в один из адов и в зависимости от тяжести прегрешения страдают там определенное время: например, человек, совершивший инцест (это наитягчайшее прегрешение – atipātaka), мучается последовательно в каждом из двадцати двух адов, перечисленных в трактате, в течение целой кальпы, и единственный способ искупить этот грех – самосожжение. Затем, пройдя страдания в аду, человек рождается животным, причем каждое прегрешение влечет рождение совершенно конкретным животным: принявший пищу у тех, чью пищу нельзя есть, или съевший запрещенную пищу рождается червем, похитивший зерно – мышью и т. д., а тот, кто совершил наитягчайшее прегрешение, рождается растением. Далее, пройдя рождение в мире растений или животных, грешник снова рождается человеком, но – больным или в низкой касте (совершивший найтягчайшее прегрешение будет страдать проказой, убийца брахмана – чахоткой, вор родится бродячим певцом и т. д.) [Вишну-смрити, 2007, с. 132 – 139]. Далее в трактате описываются различные виды покаяний – в зависимости от тяжести прегрешения [Вишну-смрити, 2007, с. 139 слл.]. Но, заметим, каждое действие здесь рассматривается как такое, которое влечет определенные кармические последствия. Особо рассматривается ряд конкретных действий (помимо названных, это убийство диких и домашних животных, ростовщичество, ложь, клевета, прелюбодеяние, питье алкогольных напитков и др.), за каждое из которых полагаются те или иные искупительные ритуалы, но очень кратко говорится также и о «разных» (prakīrṇa) прегрешениях, – тех, что не вошли в число упомянутых в трактате; для их искупления следует совершить покаяние в соответствии с указанием брахмана, который должен определить степень тяжести проступка [Вишну-смрити, 2007, с. 136].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 14

Оценка читателей: голосов 0

1. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности. М.: Восточная литература, 2006

2. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998

3. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 2001

4. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхарма). Сост., пер. с санскр., коммент. и исслед. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006

5. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994. С. 7–313

6. Чандракирти. Введение в мадхьямику. Пер. с тиб., предсл., коммент., глоссарий и указатели А.М. Донца. СПб.: Евразия, 2004

7. Шохин В.К. Ватсипутрия. Философия буддизма: Энциклопедия. Под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011(1). С. 208–210

8. Шохин В.К. Самматия. Философия буддизма: Энциклопедия. Под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011(2). С. 594–596

9. Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. – II в. н.э.). М.: Восточная литература, 2004

10. Abhidharmakośabhāṣyam of Vasubandhu. P. Pradhan (ed.) 2nd ed. Patna: K. P. Jayaswal Research Center, 1975.

11. Akira S. A Study of the Buddhapālita-Mūlamadhyamaka-Vṛtti. PhD Thesis. Canberra: Australian National University, 1984.

12. Arnold D. The Sense Madhyamaka Makes as a Buddhist Position: Or, How a ‘Performativist Account of the Language of Self’ Makes Sense of ‘No-Self’. Journal of Indian Philosophy. 2019. Vol. 47. P. 697–726.

13. Asanga. Abhidharma-samuccaya. Pralhad Pradhan (ed.) Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.

14. Banerjee A.Ch. Principal Schools and Sects of Buddhism in India. 2500 Years of Buddhism. P.V. Bapat (ed.) New Delhi: The Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1956. P. 97–123.

15. Dhammasaṅganī. Yangon: Buddhasāsana Society, 2008.

16. Eckel M.D. Bhāviveka and his Buddhist Opponents. Cambridge: Department of Sanskrit and Indian Studies, Harvard University Press, 2008.

17. Gethin R. The Five Khandhas: Their Treatment in the Nikayas and Early Abhidhamma. Buddhism: Critical Concepts in Religious Studies. Vol. IV: Abhidharma and Madhyamaka. P. Williams (ed.) London, New York: Routledge, 2005. P. 143–158.

18. Monier-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary, Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. Oxford: Clarendon Press, 1899.

19. Nāgārjuna. Mūlamadhyamakakārikās (Mādhyamikasūtras) avec la Prasannapadā commentaire de Candrakīrti. Publié par Louis de la Vallée Poussin. St. Pétersbourg: Académie Impériale des Sciences, 1903.

20. Saddharmalaṅkāvatārasūtra. P.L. Vaidya (ed.) Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1963.

21. Santina P. Madhyamaka Schools in India. Delhi: Motilal Banarsidass, 1995.

22. The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nāgārjuna’s Mūlamadhyamakakārika. J.L. Garfield (tr., comm.) New York, Oxford: Oxford University Press, 1995.

23. The Path of Purification (Visuddhimāgga) by Bhadantācariya Buddhaghosa (tr.) Bhikkhu Ñāṇamoli. Kandy: Buddhist Publication Society, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх