Перспективы реализации транзитного потенциала РФ и Казахстана

 
Код статьиS013122270013266-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-11-132-138
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №11
Страницы132-138
Аннотация

Перспективное направление стратегического партнерства РФ и Казахстана в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – сотрудничество в области транзитных перевозок. Потенциал двух стран в этой сфере существенно недоиспользован, более того, здесь между ними наблюдается определенная конкуренция. Сегодня казахстанский маршрут в направлении КНР–Европа по стоимости и скорости перевозки в целом предпочтительнее российского. Углублению интеграции между двумя странами будут способствовать совместные инициативы в рамках ЕАЭС по организации международных перевозок.

Ключевые словаЕАЭС, Россия, Казахстан, КНР экономическая интеграция, транзитные перевозки
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов20627
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Отношений между Россией и Казахстаном нацелены на долгосрочное развитие, в полной мере отвечают духу стратегического партнерства и могут считаться “эталоном межгосударственных связей” [1]. Региональной площадкой для реализации экономической составляющей стратегического партнерства двух стран служит ЕАЭС. Вместе с тем двусторонние отношения России и Казахстана в формате ЕАЭС не свободны от трудностей, в том числе преимущественно сырьевой ориентацией национальных экономик, нарастанием внешних геополитических и геоэкономических рисков.
2 Рассмотрим проблемы и перспективы сотрудничества России и Казахстана в области участия в международных транспортных коридорах (МТК) “Восток–Запад” и “Север–Юг”. Эффективное использование транзитного потенциала двух стран может быть обеспечено на основе модернизации существующей транспортно-логистической инфраструктуры и перехода к единой транспортной политике в рамках ЕАЭС.
3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

4 Сотрудничество стран ЕАЭС в транспортно-логистической области и участии в международных транспортных коридорах привлекает внимание многих отечественных исследователей. Организационно-экономические особенности транзитных перевозок по территории двух стран в транспортных коридорах “Восток–Запад” и “Север–Юг” комплексно раскрыты в научно-аналитических докладах Евразийского банка развития [2] и Международного дискуссионного клуба “Валдай” [3], а также [4, 5, 6, 7, 8]. Особое значение имеет анализ роли ЕАЭС в формировании Большого евразийского пространства [9, 10, 11]. Рассматриваются и конкретные аспекты реализации транзитного потенциала России и Казахстана в системе МТК “Восток–Запад” и “Север–Юг” [12, 13, 14].
5 Следует сказать, что анализ перспектив использования транзитного потенциала России и Казахстана в отечественной литературе преимущественно увязывается с общей оценкой эффективности экономической интеграции в ЕАЭС. С учетом того, что экспертные оценки результатов евразийской интеграции довольно неоднозначны [15, 16], такой подход может привести к неверным научно-практическим выводам. В целом же сравнительный анализ интересов России и Казахстана в контексте перспектив реализации транзитного потенциала ЕАЭС пока отсутствует.
6 Концепция международных транспортных коридоров тесно увязана с процессами экономической интеграции и либерализации, способствующими упрощению процедур торговли, а в ряде случаев созданию единой таможенной территории, что способствует росту эффективности трансграничного товарообмена. Установлено, например, что снижение издержек, связанных с прохождением таможенных и административных формальностей всего на 1%, может привести к дополнительному приросту мирового ВВП на 40 млрд долл. [17, p. 21].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 904

Оценка читателей: голосов 0

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. [Address of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev to the People of Kazakhstan (In Russ.)]. Available at: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g (accessed 01.09.2019).

2. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. Санкт-Петербург, ЦИИ ЕАБР, 2018. 74 c. [Transport corridors of the Silk Road: potential of growth of transit flows via the EAEU. Saint-Petersburg, CII EABR, 2018. 74 p. (In Russ.)]

3. К великому океану – 4: Поворот на Восток. Международный дискуссионный клуб “Валдай”, 2016. [Towards great ocean – 4: A turn to the East. “Valdai” International Discussion Club, 2016 (In Russ.)] Available at: https://ru.valdaiclub.com/files/12395/ (accessed 01.09.2019).

4. Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К. Государственно-частное партнерство – основа инновационного развития и безопасности транзитной экономики. Москва, Экономическое образование, 2017. 528 с. [Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Zoidov Z.K. Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo – osnova innovacionnogo razvitiya i bezopasnosti tranzitnoi ehkonomiki [Public-Private Partnership as a Basis for Innovative Development and Security of Transit Economy]. Moscow, Ekonomicheskoe obrazovanie, 2017. 528 p.]

5. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). Москва, Институт экономики РАН, 2018. 66 с. [Vardomskii L.B., Turaeva M.O. Razvitie transportnykh koridorov postsovetskogo prostranstva v usloviyakh sovremennykh geopoliticheskikh i ekonomicheskikh vyzovov [Development of Post-Soviet transport corridors in terms of contemporary geopolitical and economic challenges]. Moscow, Institut ekonomiki RAN, 2018. 66 p.]

6. Пак Е.В. Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в Евразийском экономическом союзе. Дисс. канд. эк. наук. Москва, 2017. 201 с. [Pak Y.V. Perspektivy razvitiya sotrudnichestva v oblasti transporta i logistiki v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze. Diss. kand. ek. nauk [Prospects of Transport and Logistics Cooperation Development in the Eurasian Economic Union. Dr. Diss. (Econ.)]. Moscow, 2017. 201 p.]

7. Ostrovskii A. Prospects to Interface the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union Projects. Herald of Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 87, pp. 480-490.

8. Chubarov I. Challenges and Opportunities for the Spatial Development of Eurasia under the BRI: The Case of the Eurasian Economic Union. Area Development and Policy, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 81-97.

9. Diesen G. Russia’s Geo-economic Strategy for a Greater Eurasia. London, Routledge, 2018. 206 p.

10. Tsvyk A. Greater Europe or Greater Eurasia? In Search of New Ideas for the Eurasian Integration’. RUDN Journal of Sociology, 2018, vol. 18, no. 2, pp. 262-270.

11. Дынкин А.А., Телегина Е.А., Халова Г.О. Роль Евразийского экономического союза в формировании Большой Евразии. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 4, сс. 5-24. [Dynkin A.A., Telegina E.A., Halova G.O. Rol' Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza v formirovanii Bol'shoi Evrazii [The role of the Eurasian Economic Union in the formation of Great Eurasia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 4, pp. 5-24.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-4-5-24

12. Зуенко И.Ю, Зубань, С.В. Трансконтинентальный транзит Азия–Европа. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 7, сс. 70-76. [Zuenko I.YU, Zuban', S.V. Transkontinental'nyj tranzit Aziya–Evropa [Transcontinental transit Asia-Europe]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 7, pp. 70-76.] DOI:10.20542/0131-2227-2016-60-7-70-76

13. Тураева М.О. Новые реалии евразийского транспортного пространства: казахстанский транзит. Вестник Института экономики РАН, 2018, № 3, сс. 25-39. [Turaeva M.O. Novye realii evraziiskogo transportnogo prostranstva: kazakhstanskii transit [New realities of Eurasian transport space: Kazakhstan transit]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN, 2018, no. 3, pp. 25-39.]

14. Kassenova N. China’s Silk Road and Kazakhstan’s Bright Path: Linking Dreams of Prosperity. Asian Policy, 2017, no. 24, pp. 110-116.

15. Винокуров Е.Ю. Евразийский экономический союз без эмоций. Вопросы экономики, 2016, № 12, сс. 43-60. [Vinokurov E.Ju. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz bez emotsii [Eurasian Economic Union: current state and preliminary results]. Voprosy ekonomiki, 2016, no. 12, pp. 43-60.]

16. Roberts S., Moshes A. The Eurasian Economic Union: a Case of Reproductive Integration? Post-Soviet Affairs, 2016, vol. 32, no. 6, pp. 542-565.

17. ITF Transport Outlook. OECD, 2015. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/transport/itf-transport-outlook-2015_9789282107782-en#page2 (accessed 27.12.2019).

18. Подберезкина О.А. Транспортные коридоры в российских интеграционных проектах (на примере ЕАЭС). Вестник МГИМО-Университета, 2015, № 1, cс. 57-65. [Podberyozkina O.A. Transportnye koridory v rossiiskikh integratsionnykh proektakh (na primere EAES) [Transport corridors in the Russian integration projects, the case of the Eurasian Economic Union]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2015, no. 1, pp. 57-65.]

19. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Евразийский банк развития. Отраслевой обзор, 2009, 58 с. [International transport corridors of the EurAsES: faster, cheaper, greater. Eurasian Development Bank. Industry Review, 2009. 58 p. (In Russ.)] Available at: https://eabr.org/upload/iblock/eba/Mezhdunarodnye-transportnye-koridory-EvrAzES.pdf (accessed 27.12.2019).

20. Гончаренко Е.С. Российские участки международных транспортных коридоров как объект экономического исследования. Дисс. канд. эк. наук, Москва, 2014. 189 с. [Goncharenko E.S. Rossiiskie uchastki mezhdunarodnykh transportnykh koridorov kak ob"ekt ekonomicheskogo issledovaniya. Dis. kand. ekon. nauk [Russian parts of international transport corridors as subject of economic analysis. Dr. Diss. (Econ.)]. Moscow, 2014. 189 p.]

21. Перспективы развития международного транспортного коридора “Север-Юг”. Консалтинговое агентство МГИМО “Евразийские стратегии”, 2019. [Prospects of North-South Transport Corridor Development. MGIMO consulting agency “Eurasian Strategies”, 2019. (In Russ.)] Available at: http://eurasian-strategies.ru/wp-content/uploads/2019/08/Sever-Jug.pdf (accessed 27.12.2019).

22. EAEU Development Prospects up to 2025. Working Paper. Special Issue. Russian International Affairs Council, 2017. Available at: https://russiancouncil.ru/en/activity/workingpapers/eaeu-development-prospects-up-to-2025/?sphrase_id=31357069 (accessed 01.09.2019).

23. 15 трлн рублей и 1.5 трлн долларов на инфраструктуру. [15 Trillion Rubles and 1.5 Trillion Dollars on Infrastructure (In Russ.)] Available at: http://expert.ru/2018/03/13/gosudarstvenno-neschastnoe-partnerstvo/ (accessed 01.09.2019).

24. Amorós J. Trans-Eurasian One Belt One Road. Global Railway Review, 2019, vol. 24, no. 6, pp. 57-60. Available at: http://www.ferrmed.com/sites/default/files/2019-01/Amoros_GRR%206%202018.pdf (accessed 17.02.2020).

25. По итогам 2018 года рост объема перевозок ОТЛК ЕРА составит около 60%. [Transit Flows in 2018 Might Increase by 60% (In Russ.)] Available at: https://www.utlc.com/news/itogi-2018-goda/ (accessed 25.12.2019).

26. Объем транзитных контейнерных перевозок на сервисах ОТЛК ЕРА по итогам 2019 года превысил 333 тыс. ДФЭ. [Container Transit Flows via UTLC in 2019 Have Exceeded 333 Thousand TEU (In Russ.)] Available at: https://www.utlc.com/news/obem-tranzitnykh-konteynernykh-perevozok-na-servisakh-otlk-era-po-itogam-2019-goda-prevysil-333-tys-/ (accessed 15.02.2020).

27. Раровский П.Е. Пути повышения эффективности экспорта транспортных услуг на транссибирском контейнерном маршруте. Российский внешнеэкономический вестник, 2017, № 1, сс. 115-129. [Rarovskii P.E. Puti povysheniya effektivnosti eksporta transportnykh uslug na transsibirskom konteinernom marshrute [Ways to increase transportation services exports efficiency on the Trans-Siberian Container Route]. Rossiiskii vneshneekonomicheskij vestnik, 2017, no. 1, pp. 115-129.]

28. Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территорию государств-членов. Департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, 2019. [Analysis of existing international transport corridors passing through the EAEU states. Department of Transport and Infrastructure of the Eurasian Economic Commission, 2019. (In Russ.)] Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/transport/Documents/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%205%20%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC.pdf (accessed 10.02.2020).

29. Как Китай отвоевывает у России Центральную Азию. [China Supersedes Russia in Central Asia (In Russ.)]. Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii (accessed 10.02.2020).

30. Склады для скоропортящихся продуктов появились в сухом порту “Хоргос”. [Warehouses for Perishable Goods Have Been Built in Dry Port Khorgos (In Russ.)]. Available at: https://forbes.kz/news/2018/08/11/newsid_179282 (accessed 12.02.2020).

31. Как Казахстан развивает транзит из Китая, и что ему мешает. [Kazakhstan’s transit deployment agenda and related obstacles (In Russ.)]. Available at: https://forbes.kz/finances/markets/popast_vkoleyu_1/ (accessed 16.02.2020).

32. Trans-Caspian International Transport Route. Available at: https://middlecorridor.com/ru (accessed 14.02.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх