Хор и другие египетские божества в обличье римских воинов: к возможной интерпретации

 
Код статьиS086919080025899-5-1
DOI10.31857/S086919080025899-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент; профессор
Аффилиация:
МГУ имени М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории древнего мира, доцент
НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук, Школа исторических наук, профессор
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы224-235
Аннотация

Статья посвящена нескольким памятникам из египетской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, изображающим древнеегипетских божеств в образах римских воинов: I, 1a 2985 (наиболее часто воспроизводимый и известный памятник) – статуэтка бога Хора с головой сокола, в двойном венце и в доспехах и одежде римского воина (бронза); I, 1a 2794 – аналогичная статуэтка меньшего размера и худшей сохранности (бронза со следами позолоты); I, 1a 6667 – статуэтка бога Анубиса с головой дикой собаки или шакала в доспехах и одежде римского воина (бронза); I, 1a 3389 – бюст, изображающий бога Хора с головой сокола, в немесе («царском платке»), с солнечным диском и змеей на голове (стеклянная паста); I, 1a 5382 - стела, изображающая бога-сфинкса Туту с головой льва на груди, являющейся частью доспеха. Помимо републикации данных памятников статья ставит задачу общей интерпретации памятников данной категории (к ним также относятся изображения Аписа и единственное изображение Хнума в римском обличье). Среди них наиболее многочисленны именно изображения Хора, которые, по мнению автора, отражают концепцию власти римских принцепсов в Египте, созданную самими египтянами: ими правил не столько конкретный римский правитель, сколько бог Хор, воплотившийся в нем и практически поглотивший его личность. Данная концепция «деривативной сакральности» правителя Египта должна была возникнуть еще в эпоху первого персидского владычества и играла компенсаторную роль, помогая египтянам справиться с неизбежностью чужеземной и не вполне дружественной власти над ними; в римское время она отразилась в титулатурах императоров, Хорово имя которых переносило на них качества воплощающегося в них бога Хора. По всей вероятности, эта концепция непосредственно отразилась в изображениях Хора и Анубиса, возможно Хнума в обличье римских воинов; изображения Туту и, возможно, Аписа скорее обнаруживают перенесение на этих богов иконографического стандарта, выработанного прежде всего в изображениях Хора.

Ключевые словаЕгипет, Рим, мелкая пластика, Хор, Анубис, Туту, Апис, титулатура, сакральность
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда в рамках проекта № 19-18-00369-П «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено15.10.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов24986
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В египетской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится пять памятников, представляющих собой изображения древнеегипетских божеств в образах или с отдельными атрибутами римских воинов:
2 (1) Статуэтка бога Хора (I, 1a 2985; бронза, с утраченной инкрустацией глаз; 43 х 17,2 х 5,1 см; из коллекции В.С. Голенищева, ИГ 3405) [Павлов, Ходжаш, 1985, с. 70, илл. 124; LIMC 5.1/5/2, Horos, no 17; Путь к бессмертию, 2002, с. 185-186 (689), илл. 689; Ägypten – Griechenland – Rom, 2005, S. 617-618 (197); Aglan, 2013, p. 108-109, fig. 102]. Божество изображено с головой сокола, стоящим, в короткой тунике, поверх которой надет панцирь с наплечниками; низ панциря составлен из длинных, расположенных в два ряда пластин; выше нижней части панциря затянутый узлом пояс, на груди изображение горгоны Медузы; на ногах высокие сандалии. Чешуйчатая фактура панциря напоминает птичьи перья, что составляет отдаленную аналогию со статуями времени Нового царства, изображавшими царей (в частности, Тутмоса III) в особых оперенных плащах и ассоциировавшимися с образом Хора [Большаков, 2000, с. 82–83, с отсылками к публикациям] (ср., в частности, с аналогичной фактурой панциря на статуе сидящего Хора в образе римского императора BM EA 51100 [LIMC 5.1/5/2, Horos, no 28; Ägypten – Griechenland – Rom, 2005, S. 617 ()196]). На голове сокола двойная корона Верхнего и Нижнего Египта (пшент) с уреем. Правая рука божества воздета вверх, очевидно, в ней находилось несохранившееся копье, с помощью которого Хор разил распростертого перед его ногами врага (изображение врага также не сохранилось). Данный памятник наилучшего качества и наиболее известен среди предметов этой категории в собрании ГМИИ. (Илл. 1)
3 (2) Статуэтка бога Хора (I, 1a 2794; бронза со следами позолоты; 10,4 х 6,6 х 4,4 см; из коллекции В.С. Голенищева, ИГ 4431) [Путь к бессмертию, 2002, с. 185 (688), илл. 688]. Божество изображено с головой сокола, стоящим, одетым в короткую тунику и панцирь, с развевающимся плащом через левую руку; аналогично (1), низ панциря из длинных пластин, выше талии внизу груди затянут пояс узлом той же конфигурации, что на (1). На голове сокола двойная корона Верхнего и Нижнего Египта. Правая рука божества воздета вверх и должна была держать копье, которым Хор разил распростертого перед ним крокодила. Статуэтка близка (1), но меньшего размера и худших качества и сохранности. (Илл. 2)
4 (3) Статуэтка бога Анубиса (I, 1a 6667; бронза; 12,75 х 6,2 х 3,2 см; поступление из Государственной библиотеки имени В.И. Ленина) [Путь к бессмертию, 2002, с. 211 (855), илл. 855]. Божество изображено с головой дикой собаки или шакала, с солнечным диском над ней, стоящим, одетым в короткую тунику, панцирь и наплечники, через левую руку переброшен плащ; аналогично (1), низ панциря из длинных пластин. Левая рука поднята вверх и, видимо, должна была держать оружие, правая рука согнута в локте и, видимо, тоже должна была быть направлена вверх. Руки ниже локтя, правое бедро и часть головного убора утрачены; аналогии показывают, что таким головным убором могла быть корона-атеф (аналогичные стоящие фигуры Анубиса: Лейден, Rijksmuseum van Oudheden F 1950/3-7 [Ägypten – Griechenland – Rom, 2005, S. 615-616 (194)]; Рим, Национальный музей терм [LIMC 1.1/1.2, Anubis, no 80]) или опять же двойная корона Верхнего и Нижнего Египта (бронзовое изображение Анубиса-всадника: Париж, Лувр, E 17410 [Grenier, 1978]). Можно думать, что по аналогии с (1)-(2) божество должно было поражать врага, скорее всего, копьем и держа его в правой руке. Качество памятника сравнимо с (2). (Илл. 3)

Всего подписок: 0, всего просмотров: 132

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков А.О. Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя». Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 73–87.

2. Васильева О.А., Малых С.Е., Томашевич О.В. Бэс-воин. Египетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вестник древней истории. 2022. Т. 82/2. C. 446–472.

3. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005.

4. Карлова К.Ф. Змееборческий миф как часть государственной идеологии в греко-римском Египте. Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2022. Т. 26. С. 570–584.

5. Ладынин И.А. «Алтарь» из храма Амона в оазисе Бахария с египетской царской титулатурой Александра Великого. I: Надписи памятника. Вестник древней истории. 2014(1). № 2. С. 3–12.

6. Ладынин И.А. «Алтарь» из храма Амона в оазисе Бахария с египетской царской титулатурой Александра Великого. II: Интерпретация и датировка. Вестник древней истории. 2014(2). № 3. С. 3-20.

7. Ладынин И. А. Древнеегипетские концепции сакральности царской власти в I тысячелетии до н.э. «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. (Труды исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова 82; Серия II: Исторические исследования 39). Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. М.; СПб.: РХГА, 2016. С. 136–173..

8. Ладынин И.А. Голова статуи Птолемея V из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина и проблема египтизации царской власти Птолемеев в конце III – начале II вв. до н.э. Восток (Oriens). 2021. № 2. С. 206–220.

9. Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М.: Искусство, 1985.

10. Путь к бессмертию: Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог выставки. Сост. О. Д. Берлев и др. М.: Восточная литература, 2002.

11. Чисталев М.С. Восприятие Египта и египетской культуры в римском обществе (середина I в. до н.э. ‒ начало III в. н.э.). Дисс.... к.и.н. Нижний Новгород, 2014.

12. Ägypten – Griechenland – Rom: Abwehr und Berührung. Städeliches Kunstinstitut und Städtliche Galerie 26. November 2005 – 26. Februar 2006. Hrsg.: H. Beck, P. Bol, M. Bückling. Frankfurt am Main: Städel, 2005.

13. Aglan H.E.A. The Aspects of Animal Sanctification in the Graeco-Roman Monuments in Egypt (Study in Classical Influences). Diss. Köln, 2013.

14. Beckerath J. von. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl. München: Zabern, 1999.

15. Bergman J. Ich bin Isis: Studien zum memphitischen Hintergrund der griechischen Isisaretalogien. Uppsala: Universitatis Upsaliensis, 1968.

16. Berlev O., Hodjash S. Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts. Moscow: Aurora, 1982.

17. Berlev O., Hodjash. S. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt. From the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Friburg; Göttingen: Presses Universitaires; Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.

18. Bernand E. Recueil des inscriptions grecques du Fayoum. Vol. 1. Leiden: Brill, 1975.

19. Bissing W.F. von. Apis Imperator. Archiv für Orientforschung. 1926. Bd. 3. S. 119–120.

20. Blümenthal E. Untersuchungen zum ägyptischen Königtum des Mittleren Reiches. I. Die Phraseologie. Berlin: Akademie-Verlag, 1970.

21. Bosch-Puche F. L’“autel” du temple d’Alexandre le Grand à Bahariya retrouvé. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale. 2008. T. 108. P. 29–44.

22. Bosch-Puche F. The Egyptian Royal Titularies of Roman Emperors: A Local Version of Imitatio Alexandri? Chronique d’Égypte. 2015. T. 90. P. 276–305.

23. Dunand F. Religion populaire en Égypte romaine. Les terres cuites isiaques du Musée du Caire. Leiden: Brill, 1979.

24. Grenier J.-Cl. L’Anubis cavalier du Musée du Louvre. Hommages à Maarten J.Vermaseren. Eds.: M.B. de Boer, T.A. Eldridge. Vol. 1. Leiden: Brill, 1978. P. 405–408.

25. Grenier J.-Cl. Le protocole pharaonique des Empereurs romains (Analyse formelle et signification historique). Revue d’égyptologie. 1987. T. 38. P. 81–104.

26. Herklotz F. Prinzeps und Pharao: Der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt am Main: Antike, 2007.

27. Hölbl G. Zum Titel ḥq3 ḥq3w des römischen Kaisers. Göttinger Miszellen. 1992. Hft. 127. S. 49–52.

28. Hölbl G. Altägypten in Römischen Reich. Der römische Pharao und seine Tempel. Bd. 1. Mainz am Rhein: Zabern, 2000.

29. Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London; New York: Routledge, 2001.

30. Kantorowicz E.H. Gods in uniform. Proceedings of the American Philosophical Society. 1961. Vol. 105. P. 368–393.

31. Kaper O.E. The Egyptian God Tutu. A Study of the Sphinx-god and Master of Demons with a Corpus of Monuments. Leuven; Paris; Dudley: Peeters, 2003.

32. Ladynin I.A. A Fragment of an Early Hellenistic Egyptian Clepsydra from the State Hermitage, St. Petersburg (Inv. No ДВ 2507а): A Native View of Early Macedonian Rule in Egypt. Ruthenia Classica Aetatis Novae: A Collection of Works by Russian Scholars in Ancient Greek and Roman History. Eds.: A. Mehl, O. Gabelko, A. Makhlayuk. Stuttgart: Franz Steiner, 2013. S. 93–116.

33. Lexikon der ägyptischer Götter und Götterbezeichnungen. Bd. I–VII. Hrsg.: Chr. Leitz. Leuven; Paris; Dudley: Peeters, 2002.

34. LIMC – Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. 1–8. Zürich; München; Düsseldorf: Artemis & Winkler Verlag, 1981–1999.

35. Naerebout F. Cuius regio, eius religio? Rulers and Religious Change in Greco-Roman Egypt. Power, Politics and the Cults of Isis. Proceedings of the Vth International Conference of Isis Studies, Boulogne-sur-Mer, October 13–15, 2011. Eds.: L. Bricault, M.J. Versluys. Leiden: Brill, 2011. Pp. 36–61.

36. Paribeni R. Divinità in abito militare romano. Bulletin de la Société archéologique d’Alexandrie. 1910. T. 13. Pp. 177–183.

37. Pfeiffer St. Octavian-Augustus und Ägypten. Identität und Zugehörigkeit im Osten der griechisch-römischen Welt: Aspekte ihrer Repräsentation in Städten, Provinzen und Reichen. Hrsg.: A. Coşkun, H. Heinen, S. Pfeiffer. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009. S. 55–80.

38. Ray J. Egypt, 525–404 B.C. Cambridge Ancient History2. Vol. IV: Persia, Greece and the Western Mediterranean c. 525 to 479 B.C. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

39. Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellen und ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung. Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.

40. Śliwa J. Some Remarks Concerning Victorious Ruler Representations in Egyptian Art. Forschungen und Berichte. 1974. Bd. 16: Archäologische Beiträge. Pp. 97–117.

41. Sternberg-el Hotabi H. “Der gute Gott, Herr der Beiden Länder, Dareios”: Bemerkungen zur Stele Berlin ÄS 7493. From Daēnā to Dîn: Religion, Kultur und Sprache in der iranischen Welt. Festschrift für Philip Kreyenbroek zum 60. Geburtstag. Hrsg.: Chr. Allison, A. Joisten-Pruschke, A. Wendtland. Wiesbaden: Harrassowitz, 2009. S. 399–410.

(https://figshare.com/articles/figure/Horus_figures/24312226) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх