«Южная Азия»: монтаж и демонтаж пространств и институций. Часть II

 
Код статьиS086919080025759-1-1
DOI10.31857/S086919080025759-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник, Центр индийских исследований
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы227-239
Аннотация

В сегодняшнем понимании «Южная Азия» (South Asia) была изобретена в конце 1940-х гг. как переосмысление прежних подходов к изучению (древнего) Ориента, оказавшихся в условиях Второй Мировой войны непригодными. Автор концепта – американский индолог У. Норман Браун (1892–1975) – обозначил таким образом почти всю территорию Британской Индии и создал в Пенсильванском университете факультет региональных исследований Южной Азии1. Следствием этого стала институализация – наряду с традиционным санскритом – современного социально-политического спектра дисциплин, необходимых для полноценного освоения среды бытования изучаемого языка. По мере распространения новой идеи за пределы США и продолжения перемен в геополитическом устройстве деколонизированного пространства «Южная Азия» – концепт в образовательной стратегии и послевоенном мироустройстве стала вытесняться «Южной Азией» – конструктом, сложенным из новых государств и в дальнейшем подкрепленным формированием множества новых институций, включая СААРК на первых ролях. Однако в отличие от Юго-Восточной Азии, в конструировании которой в годы Второй мировой войны также участвовали внешние акторы, «Южная Азия» не превратилась в регион, обладающий собственной идентичностью, и ее номенклатура сохраняется в целях функционального удобства при продолжении поиска в различных сферах объединяющих факторов. Примером последнего является идея «Югоазии» (в одно слово), выдвинутая в Непале и поддерживаемая в настоящее время из Шри-Ланки.

Ключевые словаЮжная Азия, учебные курсы университетов США, Юго-Восточная Азия, СААРК, АСЕАН, Югоазия
Получено26.05.2023
Дата публикации02.07.2023
Кол-во символов36164
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Будучи санскритологом, пристально изучавшим, в том числе, и буддийские тексты в их преемственности от санскрита к пали и пракритам в соответствующих языковым изменениям контекстах1, У. Норман Браун долго воспринимал Восток в сугубо «ориенталистском» духе – как огромную территорию, на протяжении более 5 тыс. лет стянутую общими признаками, идейной неразрывностью и сообразными культурными сдвигами. Он намеренно искал эти «элементы живучести» и механизм их воспроизводства, а, не находя, опирался на притчи как способ убеждения, черпая из индийских религиозно-философских трактатов эту лукавую методику: «Возможно, любое наше усилие найти семя, которое обеспечивало бы жизнестойкость индийской цивилизации, было бы источником ее сознания, если использовать аналогию с буддийской доктриной, может оказаться столь же тщетным, как и попытка Шветакету2 обнаружить сердцевину баньянового дерева. Такая неудача все равно не может убедить исследователя в том, что элемент, ответственный за ее жизнестойкость, отсутствует, как и помешать любопытствующему искать его» [Brown, 1961, p. 434]. 1. Следы буддизма от Афганистана до Бангладеш и от Непала до Мальдив убеждали Брауна в культурно-историческом единстве субконтинента, в том числе в его связанности с Тихоокеанским пространством.

2. Шветакету – персонаж из Чхандогъя-упанишады, эпитомия искателя истины, постигающего ее через метафору семени, из которого произрастает мощный баньян с множеством уходящих в землю побегов, превращающихся в стволы и удерживающих крону. Браун использует этот образ как передающий суть общности / преемственности индийской цивилизации [Brown 1961, p. 433].
2

У. НОРМАН БРАУН И «ЮЖНАЯ АЗИЯ»

3 В менее аллегоричной форме Браун выстроил собственное исследование об отражении в современном индийском фольклоре санскритской «Панчатантры», памятника повествовательной прозы с древними фольклорными корнями, но литературно обработанного в начале I тыс. Вообще «Браун был погружен в [с]овременную Индию в значительно большей степени, чем любой санскритолог до него. Он пристально следил за политическими и социальными преобразованиями на субконтиненте, выражал симпатию его борьбе за независимость и дальнейшему становлению Индии. Этот интерес, уже заявленный его публикациями в американской прессе 1920–1930-х гг., еще более укрепился во время его работы в Исследовательско-аналитическом департаменте [Управления стратегических служб3]» [Rocher, 1976, p. 4]. Именно в 1940-е гг., в условиях Второй мировой войны, он обнаружил еще одну склейку исследуемого им реального пространства: это было противостояние оксидентальному колониализму и движение к индустриальному переобустройству. Однако этот же, предшествующий обретению независимости, период вскрыл усиление напряженности между индусами и мусульманами и затем растущую враждебность уже независимых государств – Индии и Пакистана – по отношению друг к другу. В таком контексте представление Брауна о стягивающем потенциале санскрита в общем цивилизационном континууме оказалось «неприемлемым и глубоко проблематичным», как и его видение мусульман в роли «нарушителей культурного пространства» [Dirks, 2015, p. 3, 8]4. 3. Office of Strategic Services, предшественник ЦРУ.

4. Николас Дёркс, историк и антрополог, в обзоре для общеамериканской конференции «Переосмысление ареальных (региональных) исследований» (1998) подверг критике саму основу брауновского подхода (т. е. через аксиому о классическом языке, лежащем в основе цивилизации) в репрезентации Индийского субконтинента в развитие идеи «Ориентализма» (1978) Эдварда В. Саида. Одновременно критика Дёркса (и др.) свидетельствует о том, что запущенная Брауном реформа принесла великолепные плоды и обеспечила (вкупе с финансовой поддержкой «Закона об образовании для нужд национальной обороны», National Defense Education Act [1958]) подготовку высококвалифицированных South Asianists, владеющих иным инструментарием и методологиями научного анализа.
4 В 1960 г. по просьбе Министерства образования Пенсильванский университет провел конференцию для оценки обеспеченности преподавания языков Южной Азии учебными пособиями. В ней участвовали ведущие американские индологи, т. е. специалисты классического профиля, и индианисты5, нацеленные на современные гуманитарные и общественные дисциплины, представитель Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета, а также участник совещания Международной группы по восточным и африканским языкам, созванного по инициативе НАТО в середине 1959 г. в Лондоне. В преамбуле к материалам конференции, изданным по ее завершении, записано: «Договорились, что под Южной Азией подразумеваются: Индия, Пакистан, Цейлон, Афганистан, Непал, Бутан, Сикким и южная часть Тибета». 5. Первоначально Браун использовал термин Indianist практически в значении Indologist, т. е. знатоков санскрита и классического наследия. Однако позднее денотаты Indianist и шире – South Asianist – закрепились за представителями разных дисциплин, связанными с разными языками субконтинента и любыми научными областями.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 150

Оценка читателей: голосов 0

1. Белокреницкий В.Я. Современный Средний Восток – геополитическая динамика, специфика общества и дивергенция государств. Мусульманский Ближний и Средний Восток: современные процессы, история и историография. Под ред. В.Я. Белокреницкого, Н.М. Мамедовой, Н.Ю. Ульченко. М.: ИВ РАН, 2021. С. 13–27.

2. Глушкова И.П. Концептуализация пространственных сегментов в контексте политической и культурной территориальности. Прошлое, настоящее и будущее. Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. Под рук. И.П. Глушковой, под ред. А.В. Бочковской. М.: Наука–Восточная литература, 2016. С. 8–31.

3. Глушкова И.П. О проекте «Под небом Южной Азии». Полярные категории межличностных, межрегиональных и межгосударственных модальностей взаимодействия. Прошлое, настоящее и будущее. Под небом Южной Азии. Хула и хвала: Коммуникативные модальности исторического и культурного своеобразия. Под рук. И.П. Глушковой, под ред. Е.Ю. Ваниной. М.: Наука–Восточная литература, 2017. С. 8–39.

4. Глушкова И.П. Политика чувств в интерпретации общего пространства. Прошлое, настоящее, будущее. Под небом Южной Азии. Стыд и гордость: введение в стандарты и практики эмоций. Под рук. и ред. И.П. Глушковой. М.: ИДВ РАН–Восточная литература, 2021. С. 8–45.

5. Куприянов А.В. Морской регионализм как ответ на стратегический вызов: теоретическое наследие К.М. Паниккара. Восток (Oriens). 2020. № 2. С. 95–107.

6. Шаститко П.М. Период Ренессанса советской ориенталистики (вторая половина 50-х–первая половина 70-х годов XX в.). Шаститко П.М. Век ушел. Сцены из истории отечественного востоковедения. М.: Восточная литература РАН, 2009. С. 58–77.

7. Юго-Восточная Азия: формирующаяся региональная идентичность. Интервью с проф. Д.В. Мосяковым (Институт востоковедения РАН). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. С. 575–587.

8. Altaf H. Brown as the Mouths of River. Seminar: A Country of Our Own: A Symposium on Re-Imagining South Asia. Seminar. (April) 2012. No. 632. http://india-seminar.com/2012/632/632_hasan_altaf.htm (accessed: 19.11.2022).

9. Brown W.N. Report of the Conference. Resources for South Asian Language Studies in the United States. Ed. by W. Norman Brown. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1960.

10. Brown W.N. The Content of Cultural Continuity in India. Journal of Asian Studies. 1961. Vol. 20. Iss. 4. Pp. 427–434.

11. Brown W.N. South Asia Studies: A History. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1964. Vol. 356. Iss. 1. Pp. 54–62.

12. Dirks N.B. Chapter 12. South Asian Studies: Futures Past. The Paper written for a conference on “Rethinking Area Studies,” organized by David Szanton and funded by the Ford Foundation, held at New York University on April 24–26, 1998. Dirks, Nicholas B. Autobiography of an Archive: A Scholar's Passage to India. N.Y.: Columbia University Press, 2015. Pp. 265–290.

13. Fiefield R.H. Southeast Asian Studies: Origins, Development, Future. Journal of Southeast Asian Studies. 1976. Vol. 7. No. 2. Pp. 151–161.

14. Fiefield R.H. Southeast Asia as a Regional Concept. Southeast Journal of Social Science. Ideology in Southeast Asia. 1983. Vol. 11. No. 2. Pp. 1–14.

15. Ghosh P.S. Region without Regionalism. Cooperation in South Asia. Economic & Political Weekly. 2016. Vol. LI, no. 32. Pp. 114–121.

16. Ghosh P.S. India-South Asia Interface. Religion, Politics and the Wider World. Oxon–N.Y.: Routledge, 2021.

17. India, Pakistan, Ceylon. Ed. by W. Norman Brown. Ithaka: Cornell University Press, 1951 (и послед. изд. вплоть до 2016).

18. Introduction. Region and Regionalism in South Asian Studies: An Exploratory Study. Papers Presented at a Symposium held at Duke University, April 7–9, 1966. Ed. by R. I. Crane. Durham, NC: Duke University Press, 1967.

19. Kumar K. The idea of a South Asian solidarity still has the potential to detoxify the legacies of 1947. The Indian Express. 09.09.2021. https://indianexpress.com/article/opinion/columns/saarc-india-legacy-history-partition-7495284 (accessed: 20.11.2022).

20. Mohammad-Arif . Introduction. Imaginations and Constructions of South Asia: An Enchanting Abstraction? Ideas of South Asia. Symbolic Representations and Political Uses. South Asia Multidisciplinary Journal [Online]. No. 10. 2914. http://samaj.revues.org/3800 (accessed:18.11.2022).

21. Nandy A. The idea of South Asia: a personal note on post-Bandung blues. Inter-Asia Cultural Studies. 2005. Vol. 6, Iss. 4. Pp. 541–545.

22. Pathak D., Perera S. The Poser. Mooting South Asia: Utopias and possibilities beyond Geo-political Calculus. Sociological Bulletin. 2015. Vol. 64. No. 2 May–August. Pp. 219–222.

23. Pathak D.N. Introduction. On ‘Another’ of ‘South Asia’. Another South Asia! Ed. by Pathak Dev Nath. Delhi: Primus Books, 2017. Pp. 1–25.

24. Region, Culture and Politics in India. Ed. by V. Rajendra, A. Felhaus. Delhi: Manohar, 2006.

25. The Right-Side-Up Map of Southasia. Himal Southasian. 14.03.2016. https://himalmag.com/the-right-side-up-map-of-southasia (accessed: 22.11.2022).

26. Rocher R. W. Norman Brown, 1892–1975. Journal of the American Oriental Society. 1976. Vol. 96, No. 1. Pp. 3–6.

27. Subrahmanyam S. Connected Histories: Notes towards a Reconfiguration of Early Modern Euroasia. Modern Asian Studies. 1997. Vol. 31, Iss. 03. Pp. 735–762.

28. Subrahmanyam S. Afterword. On Region and Nation. Ideas of South Asia. Symbolic Representations and Political Uses. South Asia Multidisciplinary Journal [Online]. 2014. No. 10. http://samaj.revues.org/3800 (accessed: 18.11.2022). Pp. 176–184.

29. Subrahmanyam S. Connected History. Essays and Arguments. Verso: London–Brooklyn, 2022.

30. The Southasian Sensibility. A HIMĀL Reader. Ed. by Dixit Kanak Mani. New Delhi: SAGE Publications, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх