Учет мнения населения при преобразовании и изменении границ территорий муниципальных образований и субъектов Российской Федерации

 
Код статьиS013207690004439-4-1
DOI10.31857/S013207690004439-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Пятигорский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Северо-Кавказский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы142-148
Аннотация

Статья посвящена проблематике участия населения в процедуре преобразования территорий и процедуре изменения границ муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Рассматриваются муниципальный, региональный и федеральный уровни участия населения в решении территориальных вопросов. Обосновывается расширение форм участия населения в решении вопросов трансформации территорий. Анализируется современное состояние федерального и регионального законодательства и направления его совершенствования. Авторы приходят к выводу о несовершенстве и недостаточной демократичности существующего порядка участия населения в решении вопросов трансформации территорий, о наличии серьезных пробелов в законодательстве о международных договорах и об изменении государственных границ Российской Федерации.

Ключевые слованародовластие, территория, субъект федерации, местное самоуправление, население, изменение границ, поселение, государственная граница
Получено25.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов23404
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В последние годы на фоне активизации деятельности по укрупнению территориальных образований, как муниципалитетов, так и субъектов Российской Федерации, наметилась тревожная тенденция последовательного отказа населения от непосредственного участия в решении столь важных вопросов.
2 На сегодняшний день в полной мере демократичной является процедура создания нового субъекта в составе Российской Федерации. Эта процедура закреплена Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»1, предусматривающим выражение согласия населения на принятие или образование субъекта федерации путем проведения референдума. 1. См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4916.
3 Однако в случаях иных территориальных преобразований ситуация несколько иная, более тревожная. К тому же анализ отдельных, уже осуществленных процедур показывает не только недостаточную демократичность, подчас игнорирование мнения населения по важнейшим вопросам территориального (государственного) устройства, но и значительный конфликтный потенциал, возможность серьёзного ухудшения социально-экономического положения населения отдельных территорий, нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации.
4 Итак, рассмотрим пробелы, проблемы и потенциальные риски в процедурах территориальных трансформаций на муниципальном и региональном уровнях. Наиболее часто такие процедуры осуществляются на уровне местного самоуправления.
5 В настоящее время нормативно-правовое регулирование территориальных вопросов и процедур муниципального образования осуществляется ст. 131 Конституции РФ, ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления2 и ст. 10-13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. 2. См.: СЗ РФ. 1998. № 36, ст. 4466.

3. См.: СЗ РФ. 2003 г. № 40, ст. 3822.
6 Статья 5 Европейской хартии местного самоуправления закрепляет необходимость предварительных консультаций с соответствующими местными общинами при решении территориальных вопросов, оговаривая преимущественное использование референдума, если это, по формулировке Хартии, «позволяет закон». Таким образом, устанавливая определённый демократический стандарт, Хартия, тем не менее, обозначает его как идеал, а не как императивное требование. Категория «согласие населения» в большинстве случаев конкретизируется законодателем не как применение одной из форм непосредственной демократии, а как решение представительного органа местного самоуправления. Население непосредственно выражает свою волю при изменении границ муниципальных районов, если поселения или населённые пункты попадают на территорию другого муниципального района – согласно п. 3 ст. 12 Закона о местном самоуправлении; при разделении поселения на несколько поселений ̶ согласно п. 5 ст. 13. В этом случае возможен выбор из двух вариантов процедур: «голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования» и «сход граждан», а также «учёт мнения» представительных органов обоих районов.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2038

Оценка читателей: голосов 0

1. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 2–9.

2. Данько А.А. Проблемы территориального устройства субъектов Российской Феде-рации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 141.

3. Забелина М.В. Границы субъектов Российской Федерации: понятие, статус, функ-ции, правовое закрепление // Право и политика. № 1. 2013. С. 18 - 26.

4. Комарова В.В. Институт референдума в современной России. СТП 2, 2014 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Майборода Э.Т., Цапко М.И. Республика Дагестан в информационном простран-стве: современное состояние и перспективы позитивных трансформаций // Этнические проблемы современности. Вып. 16. Ставрополь, 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.politpravo.info/content/view/79/13/ (дата обращения: 26.11.2017).

6. Нарутто С.В. К вопросу об изменении Государственной границы // NB: Админи-стративное право и практика администрирования. 2013. № 12. С. 35–50 [Электрон-ный ресурс] – Режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/al/article_10698.html (дата обращения: 26.11.2017.)

7. Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъек-тов Российской Федерации как пространственного предела их территорий // Жур-нал росс. права. 2009. № 9. С. 17 - 26.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх