Порядок престолонаследия и политическая борьба в Султанате мамлюков Бурджи в период правления аз-Захира Йалбая и аз-Захира Тамурбуги (1467–1468 гг.)

 
Код статьиS086919080025273-7-1
DOI10.31857/S086919080025273-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Кафедры ближневосточных и африканских исследований Института востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы102-112
Аннотация

Начало правления аз-Захира Баркука (1382–1389; 1390–1399), первого бурджитского (черкесского) султана Египта, ознаменовало переход от династийного к нединастийному принципу передачи власти в Султанате мамлюков (1250–1517). Султаны завещали трон своим сыновьям, но эмиры смещали этих наследников, выдвигая лидера из мамлюкской среды. К началу третьего десятилетия XV в. нединастийная система престолонаследия приобрела устойчивый характер, а кратковременное правление султана-наследника стало играть роль переходного периода, в течение которого эмиры объединялись в коалиции и определяли кандидатуру следующего султана. Сбой в работе этой новой, бурджитской системы перехода власти, исправно работавшей более сорока лет, произошел после смерти султана румийского происхождения аз-Захира Хушкадама (1461–1467) в 1467 г. В статье на примере кризиса власти в 1467–1468 гг. в Египте будет предпринята попытка выявить комплекс факторов, определявших уровень стабильности политической системы в условиях нединастийного престолонаследия.

 Источниковую базу работы составили сочинения крупнейших историографов мамлюкского периода Абу ал-Махасина Йусуфа Ибн Тагри Бирди (ум. в 1469 г.), ‘Абд ар-Рахмана ас-Сахави (ум. в 1497 г.), ‘Абд ал-Басита Ибн Шахина ал-Малати (ум. в 1514 г.), Мухаммада б. Ахмада Ибн Ийаса (ум. в 1524 г.).

 

 Исследование вопросов, связанных с порядком перехода власти в Султанате мамлюков Бурджи, опирается на концепцию мамлюкизации, т.е. трансформации мамлюкских политических институтов и формирования устойчивого бюрократического аппарата для поддержания нединастийной модели, разработанную Й. Ван Стеенбергеном и его коллегами на основе идей У. Хаармана, а также на работы А. Леванони, которая выдвинула и аргументировала тезис о том, что что время номинального правления султанов-наследников использовалось мамлюкской верхушкой для выбора наиболее достойного кандидата на трон  [Levanoni, 1994; Haarmann, 2001; VanSteenbergenetal., 2016].

 

 

Ключевые словаСултанат мамлюков, Египет, политический кризис, порядок престолонаследия, аз-Захир Йалбай, аз-Захир Тамурбуга
Источник финансированияПубликация подготовлена в ходе проведения исследования (23-00-027 «Армия и военные традиции в политике, обществе и культуре арабских стран») в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)»
Получено18.06.2023
Дата публикации02.07.2023
Кол-во символов31459
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

СИСТЕМА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ В СУЛТАНАТЕ МАМЛЮКОВ

2 На протяжении всей своей истории мамлюки демонстрировали некоторую двойственность в подходе к вопросу о принципах престолонаследия. В течение почти ста лет, предшествовавших бурджитскому перевороту, султанами в Египте становились представители одной семьи – дети и внуки ал-Мансура Калауна (1279–1290). После смерти одного из самых выдающихся представителей этой династии, ан-Насира Мухаммада (1293–1294; 1299–1309; 1309–1341), на троне в Каире сменилось тринадцать султанов, многие из которых были лишь пешками в политической игре мамлюкских эмиров [Levanoni, 1995, p. 186]. Управление государством находилось, как правило, в руках одного или двух могущественных армейских командиров, что только подогревало распри внутри мамлюкской элиты [Бартольд, 2002, с. 40].
3 Первый бурджитский султан аз-Захир Баркук, один из таких могущественных командиров и опекун малолетнего правителя, сломал эту устоявшуюся и порочную традицию, добился смещения последнего представителя династии Калаунидов и сам занял трон [Зеленев, 2007, с. 142]. Начался новый период в мамлюкской истории.
4 Политическое развитие Султаната мамлюков в бурджитский период привело к закреплению ненаследственного принципа перехода власти. Если при Калаунидах легитимность обеспечивалась принадлежностью к семье султана – основателя династии, то в XV в. сложилась диаметрально противоположная ситуация: наследник султана воспринимался как временная политическая фигура, власть которого не считалась вполне легитимной как раз по тому, что он получил ее по праву родства, а не в соответствии с решением большинства влиятельных эмиров [Petry, 1981, p. 19; Van Steenbergen et al., 2016, p. 565].
5 Тем не менее, султаны-Бурджиты неоднократно предпринимали попытки основать династию в полном смысле этого слова и передать власть наследнику. Первая такая попытка была сделана аз-Захиром Баркуком, и период правления его сына, молодого султана ан-Насира Фараджа (1399–1405; 1405–1412), стал переломным в переходе от престолонаследия, основанного на династическом начале, к новым способам установления верховной власти. Ан-Насир Фарадж был казнен, и в дальнейшем ни одному из наследников престола не удавалось удержаться на троне более двух лет. Султанами становились эмиры, обладавшие наибольшим могуществом и влиянием. Периоды пребывания у власти наследников престола представители мамлюкской элиты использовали для того, чтобы избавится от соперников, сформировать альянсы сторонников и подготовиться к захвату власти. Необходимость таких переходных этапов становится особенно очевидной, если обратиться к тем эпизодам мамлюкской политической истории, когда кандидатура наследника по каким-либо причинам была неприемлема, и власть передавали безвольному и легкоуправляемому кандидату. Первый из таких эпизодов связан с событиями, имевшими место после казни ан-Насира Фараджа. Вариант передачи власти сыну Фараджа не рассматривался ни одной из фракций [Conermann, 2013, p. 391–392]. Для этого была весьма веская формальная причина: ан-Насир Фарадж был признан преступником, заслуживающим смерти, в ходе судебного процесса в присутствии халифа. Выход был найден: на трон усадили этого самого халифа, который пытался, но не смог избежать такого крайне нежелательного и опасного для себя поворота событий.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 193

Оценка читателей: голосов 0

1. Бартольд В.В. Халиф и султан. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Восточная литература, 2002. С. 15–78.

2. Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.

3. Илюшина М.Ю. Ал-Ашраф Инал (1453–1461) и аз-Захир Хушкадам (1461–1467): две модели формирования мамлюкской политической элиты. Восток (Oriens). 2021. № 1. С. 31–41.

4. Ayalon D. Studies of the Structure of the Mamluk Army – III. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1954. Vol. 16. No. 1. Pp. 57–90.

5. Conermann S. Mamlukica. Studies on the History and Society of the Mamluk Period – Studien zu Geshcichte and Gesellschaft der Mamlukenzeit. Goettingen: V & R unipress, Bonn University Press, 2013.

6. Haarmann U. The Mamluk System of Rule in the Eyes of Western Travelers. Mamlūk Studies Review. 2001. Vol. 5. Pp. 1–24.

7. Ibn Iyās. Badāʾiʿ al-zuhūr fī waqāʾiʿ al-duhūr. Die Chronik des Ibn Ijās. 6 vols. Leipzig; Istanbul; Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1931–1975.

8. Ibn Taghrī birdī, Abū al-Maḥāsin Yūsuf. al-Dalīl al-Shāfī ʿalá al-Manhal al-Ṣāfī. 2 vols. Mecca: Jāmiʿat Umm al-Qurá, Markaz al-Baḥth al-ʿIlmī wa-Iḥyāʾ al-Turāth al-Islāmī, 1983.

9. Ibn Taghrī Birdī, Abū al-Maḥāsin Yūsuf. Ḥawādith al-Duhūr fī Maḍá al-Ayyām wa-al-Shuhūr. 2 vols. Beirut: ʿĀlam al-Kutub, 1990.

10. Ibn Taghrī Bardī, Abū al-Maḥāsin Yūsuf. Al-Nujūm al-Zāhira fi Mulūk Miṣr wa-l-Qāhira. 16 vols. Beirut: Dār al-Kutub al-‘Ilmiya, 1992.

11. Levanoni A. The Mamluk Conception of the Sultanate. International Journal of Middle East Studies. 1994. Vol. 26. Pp. 373–392.

12. Levanoni A. A Turning Point in Mamluk History. The Third Reign of al-Nasir Muhammad Ibn Qalawun (1310–1341). Leiden; New York; Köln: Brill, 1995.

13. al-Malaṭī, ʿAbd al-Bāsiṭ ibn Khalīl ibn Shāhīn. Nayl al-Amal fī Dhayl al-Duwal. 9 vols. Beirut and Ṣaydā: al-Maktabah al-ʿAṣrīyah, 2002.

14. Petry C.F. The Civilian Elite of Cairo in the Later Middle Ages. Princeton: Princeton University Press, 1981.

15. Petry C.F. Twilight of Majesty: The Reigns of Mamlūk Sultans Al-Ashraf Qāytbāy and Qānṣūh al-Ghawrī in Egypt. Seattle: University of Washington Press, 1993.

16. Petry C.F. Protectors or Praetorians? The Last Mamluk Sultans and Egypt’s Waning as a Great Power. Albany: State University of New York Press, 1994.

17. Al-Sakhāwī, Shams al-Dīn Muḥammad. Al-Ḍawʾ al-Lāmiʿ l-Ahl al-Qarn al-Tāsiʿ. 12 vols. Beirut: Dar al-Jil, 1992.

18. Al-Sakhāwī, Shams al-Dīn Muḥammad. Kitāb al-Tibr al-Masbūk fī Dhayl al-Sulūk. 4 vols. Cairo: Dār al-Kutub wa-al-Wathāʾiq al-Qawmīyah – Markaz Taḥqīq al-Turāth, 2002–2007.

19. al-Ṣayrafī, Alī b. Dāwud. Inbāʾ al-Haṣr bi-Abnāʾ al-ʿAṣr. Cairo: al-Hayʾah al-Miṣrīyah al-ʿĀmmah lil-Kitāb, 2002.

20. Van Steenbergen J., Wing P., D’hulster K. The Mamlukization of the Mamluk Sultanate? State Formation and the History of Fifteenth Century Egypt and Syria: Part II – Comparative Solutions and a New Research Agenda. History Compass. 2016. Vol. 14 (11). Pp. 560–569.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх