Европейцы и Типпу Тип: взаимные описания африканских встреч по материалам европейских мемуаров и суахилийской автобиографии

 
Код статьиS086919080025179-3-1
DOI10.31857/S086919080025179-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы129-140
Аннотация

В центре проблематики статьи – столкновение двух цивилизаций как «столкновения двух колонизаций» в Восточной Африке: многовековой торговой арабской колонизации, породившей синтез культур и пласт населения смешанного происхождения, и европейской, пришедшей в регион с целью его изучения и дальнейшего раздела. Работа сфокусирована на описании встреч европейских путешественников и колониальных деятелей посл. трети XIX в. с представителем арабо-суахилийской элиты, самым влиятельным торговцем Центральной и Восточной Африки Хамедом бин Мохаммедом аль Мурджеби, более известным как Типпу Тип (1837–1905). Образ Типпу Типа оказался запечатлён на страницах путевых заметок и мемуаров, которые позволяют проследить отношение европейцев к этому «арабу»-мусульманину, представителю чужой исламской цивилизации на ещё более чужой и неизведанной африканской земле. Удивительно, но эти встречи нашли отражение и в автобиографии самого Типпу Типа, написанной на суахили. Она позволяет взглянуть на пришельцев из Европы глазами представителя местной африканской арабизированной культуры. Взгляд европейцев на местную элиту интересен тем, что затрагивает расовый дискурс того времени, а также проблему формирования и функционирования групповых репрезентаций и восприятия другого, отличного, как отсталого: очень часто это взгляд «цивилизующих просветителей» на «отсталых работорговцев». Для носителя арабо-суахилийской культуры Типпу Типа не существует ни европоцентристской, ни расовой иерархии: для него европейцы – просто чужаки, их расовые, религиозные, этнические идентичности не укладываются у него ни в какую единую иерархию (в которой арабо-суахилийский мир стоял бы выше или ниже европейского). Также в статье разбирается конфликт между Генри М. Стэнли и Типпу Типом, возникший в ходе так называемой экспедиции по спасению Эмина-паши, поскольку каждый из них (а также другие участники экспедиции) излагает свою версию событий.

Ключевые словаТиппу Тип, Генри М. Стэнли, Европейские путешественники в Цен-тральной и Восточной Африке, Экспедиция по спасению Эмина-паши, Автобиографии, Мемуары и путевые заметки
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00734, https://rscf.ru/project/22-28-00734/
Получено23.10.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов32235
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Оглавление
2

ВВЕДЕНИЕ

3 До середины XIX в. в Европе мало знали о Восточной и Центральной Африке. Легенды о Внутреннем море и Лунных горах, загадки истоков Нила и Конго волновали воображение не одного поколения европейцев и вдохновили ряд экспедиций [Coupland, 1967, p. 102; Pakenham, 1992, p. xxi]. Начало нового этапа колониализма и обострившийся к середине XIX в. интерес европейцев к этому региону привели к резкому расширению их присутствия в нём и общественного и научного внимания к нему. Европа, по сути, заново открывала для себя развитую суахилийскую цивилизацию побережья с центрами в Момбасе, Малинди, Ламу и на Занзибаре (с 1840-х гг. – столица султанов оманской династии). Взаимодействие путешественников с местной арабской и арабизированной средой шло рука об руку с исследованием внутренних областей региона, так как её представители были главными информантами и единственными проводниками караванов.
4 Пока европейцы не ставили перед собой задачу непосредственной колонизации региона, это взаимодействие было мирным [Bennett, 1968, p. 231]. Однако с 1880-х гг. в отношениях между сторонами росло напряжение. Если раньше приход европейцев грозил местной элите лишь в перспективе, то после Берлинской конференции 1884–1885 гг. подобные опасения стали реальностью, что вызвало ряд столкновений (восстание Бушири 1888–1889 гг., бельгийско-арабская война 1892–1894 гг.) [Uzoigwe, 1973, p. 199; Pakenham, 1992, p. 15]. При этом оманская династия Занзибара, связанная с ней элита и арабские торговцы были тесно вовлечены в работорговлю и рабовладение в регионе [Bennett, 1968, p. 219–220], а европейцы использовали борьбу с работорговлей для оправдания колониальных захватов [Rhodes, 2018, p. 166]. Хотя история и роль арабов в Восточной Африке не сводится к их месту в работорговле XIX в., имперские амбиции, с одной стороны, и миссионерская пропаганда, направленная также против ислама в целом, с другой, сформировали устойчивый негативный образ «арабов-работорговцев» [Alpers, 2010; Glassman, 2011, p. 6, 17]. Именно в таком контексте состоялись встречи европейских путешественников и колониальных деятелей с Типпу Типом.
5 Деятельность занзибарского торговца Хамеда бин Мохаммеда аль-Мурджеби (Рис. 1, 2) по прозвищу Типпу Тип1 (1837–1905) оказалась в немалой степени связана с европейскими географическими открытиями в Африке и с последующей колонизацией региона. Он родился на Занзибаре в семье Мохаммеда бин Джумы аль-Мурджеби, араба оманского происхождения, занимавшегося торговлей и почти постоянно проживавшего в Таборе2 (в центральной части современной Танзании) [Laing, 2019, p. 11]. Первые путешествия Типпу Тип совершил в сопровождении старших родственников, когда ему было 12 и 18 лет [Whitely, 1974, p. 13]. Позднее он начал торговать самостоятельно и заниматься крайне выгодной на тот момент торговлей слоновой костью, постепенно становясь самым влиятельным человеком в континентальной зоне современной территории Танзании и в смежных регионах Центральной Африки. В 1860-х гг. ему уже была подконтрольна и богатая слоновой костью область Утетера (регион Маньема) между реками Ломани и Луалаба. Там он обосновался в поселении Касонго (в области Маньема). В 1887 г. земли, подвластные Типпу Типу, вошли в состав Свободного государства Конго – личной колонии бельгийского короля Леопольда II, а сам он был назначен губернатором округа Стэнли-Фолс, оказавшись на службе у европейцев. В этой должности он пробыл до 1890 г., после чего вернулся на Занзибар и отошел от дел. Там же находятся его дом (Рис. 3, 4) и могила (Рис. 5). 1. Ему существует два объяснения: первое – что это подражание звуку передергивания затвора винтовки, в этом случае прозвище связывают с якобы жестокостью торговца; второе – что это указание на подергивание глаза и нервный тик.

2. Во второй половине XIX в. – один из крупнейших торговых центров Восточной Африки.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 101

Оценка читателей: голосов 0

1. Alpers Edward A. Image and Reality of Arabs in East Africa. Journal of African Development. 2010. Vol. 12. No 1. Pp. 38–51.

2. Barttelot W. G. The Life of Edmund Musgrave Barttelot; Being an Account of His Services for the Relief of Kandahar, of Gordon and of Emin; from His Letters and Diary. London: Richard Bentley and Son, 1890.

3. Becker J. La vie en Afrique ou trois ans dans l'Afrique centrale. Paris: J. Lebegue, 1887.

4. Bennett R. Norman. Arab versus European: Diplomacy and War in Nineteenth-century East Central Africa. New York: Africana Publishing Company, 1986.

5. Bennett. N.R. The Arab Impact. Zamani: A Survey of East African History. Eds. B.A. Ogot, J.A. Kieran. Nairobi: East African Publishing House and Longman Group Ltd., 1968. Pp. 216–237.

6. Bissell W.H. Urban Design, Chaos, and Colonial Power in Zanzibar. Indiana University Press, 2011.

7. Cameron V.L. Across Africa. London: Daldy Isbister and Co., 1877.

8. Coupland R. The Exploitation of East Africa, 1856–1890. The Slave Trade and the Scramble. Evanston: Northwestern University Press, 1967.

9. Decker M. The СAutobiographyТ of Tippu Tip. Interventions. 2015. Vol. 15. Issue. 5. Pp. 744–758.

10. Glassman J. War of Words, War of Stones. Racial Thought and Violence in Colonial Zanzibar. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2011.

11. Gray J. M. Stanley versus Tippoo Tib. Tanganyika Notes and Records. 1944. No. 18. Pp. 11–27.

12. Jameson J. S. The Story of the Rear Column of the Emin Pasha Relief Expedition. New York: National Pub. Co.

13. Junker W. Travels in Africa During the years 1875–1886. London: Chapman and Hall, 1892.

14. Laing S. Tippu Tip. Ivory, Slavery and Discovery in the Scramble for Africa. Dar-es-Salaam: Mkuki na Nyota, 2019.

15. Livingstone D. The Last Journals of David Livingstone in Central Africa from 1865 to His Death. V. 1. London: John Murray, 1874.

16. Melvin E. Page. The Manyema Hordes of Tippu Tip: A Case Study in Social Stratification and the Slave Trade in Eastern Africa. The International Journal of African Historical Studies. 1974. Vol. 7. No. 1. Pp. 69–84.

17. Middleton J. The World of the Swahili: An African Mercantile Civilization. New Haven: Yale University Press, 1992.

18. Pakenham T. The Scramble for Africa. New York: Avon Books, 1992.

19. Rhodes Daniel T. History, Materialization, and Presentation of Slavery in Tanzania. Journal of African Diaspora Archaeology and Heritage. 2018. Vol. 7. Iss. 2. Pp. 65–191.

20. Smith Iain R. The Emin Pasha Relief Expedition, 1886–1890. Oxford, Clarendon Press, 1972.

21. Stanley H.M. In Darkest Africa; or, The Quest, Rescue, and Retreat of Emin, Governor of Equatoria. V. 1. New York: C. Scribner's Sons, 1890.

22. Stanley H.M. Through the Dark Continent: or, The Sources of the Nile Around the Great Lakes of Equatorial Africa, and Down the Livingstone River to the Atlantic Ocean. New York: Harper and Bros., Publishers, 1878.

23. Troup J. R. With Stanley's Rear Column. London: Chapman and Hall, 1890.

24. Uzoigwe G. N. The Slave Trade and African Societies. Transactions of the Historical Society of Ghana. 1973. Vol. 14. No. 2. Pp. 187–212.

25. Ward H. Five Years with the Congo Cannibals. London: Chatto and Windus, 1891.

26. Whitely W. H. Maisha ya Hamed bin Muhhamed el Murjebi yaani Tippu Tip. Kampala: East African Literature Bureau, 1974.

27. Wissmann Von H. My Second Journey through Equatorial Africa from the Congo to the Zambezi. London: Chatto and Windus, 1891.

28. Жуков А.А. Суахили: Язык и литература. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997.

29. Плоткин В.И. Автобиография Типпу Типа (суахилийский документ XIX в. как этнографический источник). Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука, 1975. Т. 103. С. 98–109.

Рис. 1. Фотопортрет Типпу-Типа, ок. 1890 г. (Рис._1._Фотопортрет_Типпу-Типа,_ок._1890_г._Tippu_Tip,_ca._1890..jpeg, 379 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Фотопортрет Типпу-Типа, ок. 1890 г. (Рис._2._Фотопортрет_Типпу-Типа,_ок._1890_г._Tippu_Tip,_ca._1890..jpeg, 251 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Дом Типпу-Типа в Стоун Тауне, Занзибар. Фото автора (Рис._3._Дом_Типпу-Типа_в_Стоун_Тауне,_Занзибар._Фото_автора_Tippu_Tip’s_house_in_Stone_Town,_Zanzibar_(photo_by_author)..jpeg, 557 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Дом Типпу-Типа в Стоун Тауне, Занзибар. Фото автора (Рис._4._Дом_Типпу-Типа_в_Стоун_Тауне,_Занзибар._Фото_автора_Tippu_Tip’s_house_in_Stone_Town,_Zanzibar_(photo_by_author)..jpeg, 457 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Могила Типпу-Типа в Стоун Тауне, Занзибар. Фото автора. (Рис._5._Могила_Типпу-Типа_в_Стоун_Тауне,_Занзибар._Фото_автора_Tippu_Tip’s_grave_in_Stone_Town,_Zanzibar_(photo_by_author)..jpeg, 1,559 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх