Раскопки Западного загородного комплекса Большого Кырк-Кыза в 2022 году

 
Код статьиS086919080025171-5-1
DOI10.31857/S086919080025171-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы26-36
Аннотация

В ходе кампании 2022 г. на Западном загородном комплексе (ЗЗК) Большого Кырк-Кыза продолжались работы в помещении III (Синем зале). Обнаруженные там два фрагмента керамики относятся к древнехорезмийскому периоду. На отметках -210 и -212 см от реперной точки была открыта первоначальная вымостка, выполненная из сырцовых кирпичей размером 41–42 × 41–42 см.

Основная масса находок сезона 2022 г. приходится на долю живописи, которая была выполнена клеевой краской по лёссовой штукатурке, покрытой белым рыхлым грунтом – гипсом в форме дигидрата. Исследование состава образцов красок методом поляризационной микроскопии показало, что синий пигмент представлен натуральным ультрамарином (минерал лазурит), красно-коричневый – красной охрой, а зеленый – атакамитом (гидроксихлорид меди).

После завершения периода функционирования помещение III сначала утратило крышу и стало постепенно заполняться натечными, завальными и надувными слоями. Судя по полному отсутствию костей животных, очагов и/или кострищ, а также мизерному количеству керамики, говорить о вторичном обживании руинированного помещения явно не приходится. Обнаруженные кирпичные вымостки, верхняя граница которых располагается примерно на одном уровне (отметка -150 см от реперной точки), не связаны с периодом функционирования ЗЗК и появились уже после того, как процесс разрушения стен зашел достаточно далеко, в качестве культовых мероприятий по консервации все еще почитаемого здания.

Последняя стадия разрушения Синего зала соответствует слою, лежащему поверх кирпичной выкладки в северо-восточном углу помещения III и содержащему многочисленные фрагменты сползшей со стен расписной штукатурки. Поскольку именно к этому слою относится фрагмент венчика хумчи древнехорезмийского периода, то на сегодняшнем уровне наших знаний наиболее обоснованным представляется уже сформулированное авторами статьи мнение, что время жизни и разрушения ЗЗК ограничено рубежом IV/III – II в., возможно, I в. до н.э.

Ключевые словаДревний Хорезм, Большой Кырк-Кыз, Западный загородный комплекс, Синий зал, настенные росписи
Получено13.04.2023
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов24511
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В ходе полевого сезона 2022 г. (9–28 сентября) работы на раскопе Западного загородного комплекса (ЗЗК) велись только в помещении III (Синем зале). Наши каракалпакские коллеги (два реставратора и один археолог) сосредоточились на извлечении фрагментов живописи в квадрате 1, разбитом еще в 2021 г., и в северо-западном углу Синего зала. Российская команда1 продолжила траншею 2021 г. в южном направлении и разбила новый квадрат 2 (2 × 3 м). Сразу же после снятия верхнего надувного слоя была выявлена занимавшая значительную часть квадрата полусмытая, разъеденная такыром вымостка2 L-образной формы (рис. 1)3, мощностью в один кирпич (ок. 38–40 × 40–42 × 8(?) см), под которой шли слои, связанные с периодом запустения и разрушения здания.

1. И.о. начальника экспедиции с российской стороны и начальник раскопа – А.С. Балахванцев, археолог – Т.О. Двуреченская. Авторы статьи считают своим долгом выразить глубокую благодарность волонтеру О.В. Бельшу, чья работа в качестве археолога в огромной степени способствовала успеху экспедиции.

2. О нашей интерпретации этой вымостки речь пойдет ниже.

3. Рисунки к статье находятся на цветной вклейке.
2

Непосредственно под кирпичной выкладкой и такыром (рис. 2, 1)4 залегала небольшая прослойка песка от 2 до 5 см (рис. 2, 2). Ниже располагались хорошо читаемые слои лёссовидных натеков, перемежающиеся мелкими песчанистыми линзами (рис. 2, 3), под которыми располагался уровень финального разрушения здания – плотный жесткий глинистый слой с кусками кирпича (рис. 2, 4). Далее шел неоднородный слой лёссовидной супеси (рис. 2, 56) с примесями рыжего песка, золистыми включениями, вкраплениями угольков, песчаными линзами (рис. 2, 78) и фрагментами кирпича. В юго-западном углу квадрата был выявлен угол пахсового блока размером 20 × 20 см (рис. 2, 9). На отметках -210 и -212 см от реперной точки была открыта первоначальная вымостка «Синего зала» (рис. 2, 10), выполненная из сырцовых кирпичей размером 41–42 × 41–42 см. Никаких индивидуальных находок в квадрате обнаружено не было.

4. В ссылках на рис. 2 и 3 цифры после запятой означают отсылку к нумерации слоев и объектов внутри самих иллюстраций.
3

Рис. 2. Южный борт квадрата 2.

Fig. 2. South side of square 2.

4 Затем площадь работ была расширена в восточном направлении квадратом 3 (2 × 3 м). С точки зрения стратиграфии квадрат 3 выглядит следующим образом: верхние слои представлены такыром (рис. 3, 1) и залегающими под ним слоями разрушений (рис. 3, 2), под которыми зафиксирована свита слоев первичного запустения/завала стен (рис. 3, 3) вплоть до песчаной прослойки (рис. 3, 6) и уровня первичной вымостки ЗЗК (рис. 3, 7). С уровня слоев первичного запустения (нижняя граница светлой лёссовидной супеси) в центральной части квадрата (80 см от СЗ, 60 см от СВ борта) была зафиксирована заполненная мелким желтым песком столбовая ямка № 1, частично впущенная в кирпичную вымостку помещения III (диаметр – 24 см, глубина – 35 см).
5

Рис. 3.Восточныйбортквадрата 3.

Fig. 3. East side of square 3.

6

В плане стратиграфии квадраты 2 и 3 схожи. Среди особенностей последнего стоит отметить некоторое уменьшение мощности слоя финального разрушения в северо-восточном направлении, а также наличие промоин, образованных дождевыми потоками, которые в древности полностью или частично уничтожили сырцовые кирпичи первоначального пола и заполнили свои русла песком.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 177

Оценка читателей: голосов 0

1. Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент: Фан, 1975.

2. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: ИВ РАН, 2017.

3. Балахванцев А.С., Двуреченская Т.О. Раскопки Западного загородного комплекса Большого Кырк-Кыза в 2021 году. Восток (Oriens). 2022. № 1. С. 36–45.

4. Болелов С.Б. Керамика. Калалы-гыр 2: Культовый центр в Древнем Хорезме IV–II вв. до н.э. М.: «Восточная литература», 2004. С. 93–147.

5. Воробьева М.Г. Керамика Хорезма античного периода. Керамика Хорезма. Труды Хорезмской экспедиции. Т. IV. М.: Наука, 1959. С. 63–220.

6. Воробьева М.Г. Керамика. Кой-Крылган-кала – памятник культуры Древнего Хорезма IV в. до н.э. – IV в. н.э. Труды Хорезмской экспедиции. Т. V. М.: Наука, 1967. C. 102–131.

7. Воробьева М.Г. Предметы вооружения, бытового и производственного назначения, украшения. Древности Южного Хорезма. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XVI. М.: Наука, 1991. С. 214–250.

8. Воробьева М.Г., Лапиров-Скобло М.С., Неразик Е.Е. Археологические работы в Хазараспе в 1958–1960 гг. Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 6. М.: Наука, 1963. С. 157–200.

9. Воронина В.Л. Строительная техника древнего Хорезма. Археологические и этнографические работы Хорезмской экспедиции 1945–1948. Труды Хорезмской экспедиции. Т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 87–104.

10. Воронина В.Л. Архитектурный орнамент древнего Пянджикента. Скульптура и живопись древнего Пянджикента. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 87–138.

11. Дьяконов М.М. Росписи Пянджикента и живопись Средней Азии. Живопись древнего Пянджикента. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 83–158.

12. Ковалева Н.А. Работы реставраторов отдела монументальной живописи ВЦНИЛКР-ВНИИР в Хорезме. Исследования, консервация и реставрация фрагментов монументального декора. Приаралье на перекрестке культур. Ред. В.Н. Ягодин. Самарканд: МИЦАИ, 2013. C. 59–72.

13. Косолапов А.И., Маршак Б.И. Стенная роспись Средней и Центральной Азии. СПб.: Формика, 1999.

14. Костров П.И. Техника живописи и консервация росписей древнего Пянджикента. Живопись древнего Пянджикента. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 159–197.

15. Кошеленко Г.А., Лелеков Л.А. Живопись древнего Хорезма позднеантичной эпохи. Сообщения Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейно-художественных ценностей. 1972. № 28. С. 195–210.

16. Кругликова И.Т. Настенные росписи в помещении 16 северо-восточного культового комплекса Дильберджина. Древняя Бактрия. Вып. 2. М.: Наука, 1979. С. 120–145.

17. Лапиров-Скобло М.С. Портал развалин караван-сарая на городище Таш-кала в Куня-Ургенче. Археологические и этнографические работы Хорезмской экспедиции 1949–1953. Труды Хорезмской экспедиции. Т. II. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 529–542.

18. Лапиров-Скобло М.С. Строительная техника и архитектурные конструкции. Топрак-кала. Дворец. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XIV. М.: Наука, 1984. С. 21–52.

19. Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджина-Тепа. Архитектура, живопись, скульптура. М.: Искусство, 1971.

20. Лурье П.Б., Семенов Н.В., Степанов А.Ю. Стенная живопись из Хисорака. Bulletin of the Miho Museum. 2017. Vol. 17. Pp. 61–80.

21. Мамбетуллаев М. Городище Большая Айбуийр-кала (раскопки 1976–1977 и 1981 гг.). Археология Приаралья. Вып. IV. Ташкент: Фан, 1990. С. 91–131.

22. Массон М.Е. Работы Кешской археолого-топографической экспедиции ТашГУ (КАТЭ) по изучению восточной половины Кашкадарьинской области УзССР. Археология Средней Азии. Ред. М.Е. Массон. Ташкент, 1977. С. 3–63.

23. Писарчик А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX–XX вв. Среднеазиатский этнографический сборник. Т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 216–298.

24. Пугаченкова Г.А. Халчаян. Ташкент: Фан, 1966.

25. Рапопорт Ю.А. Топрак-кала, Высокий дворец. Общие сведения. Топрак-кала. Дворец. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XIV. М.: Наука, 1984(1). С. 10–20.

26. Рапопорт Ю.А. Центральный массив. Топрак-кала. Дворец. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XIV. М.: Наука, 1984(2). С. 53–194.

27. Рапопорт Ю.А. Заключение. Топрак-кала. Дворец. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XIV. М.: Наука, 1984(3). С. 287–301.

28. Рапопорт Ю.А., Лапиров-Скобло М.С. Раскопки дворцового здания на городище Калалы-гыр 1 в 1958 г. Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 6. М.: Наука, 1963. С. 141–156.

29. Соколовский В.М. Росписи и скульптура Елхараса. Древности Южного Хорезма. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XVI. М.: Наука, 1991. С. 270–276.

30. Соколовский В.М. Монументальная живопись VIII – начала IX века дворцового комплекса Бунджиката, столицы средневекового государства Уструшаны. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009.

31. Фрумкина М.А. Некоторые приемы сейсмозащиты в сооружениях Древнего Хорезма и других районов Средней Азии. Новые открытия в Приаралье. Вып. 2. М.: ИЭА РАН, 1991. С. 95–104.

32. Шишкин В.А. Варахша. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

33. Betts A., Yagodin V.N., Grenet F., Kidd F., Minardi M., Bonnat M., Khashimov S. The Akchakhan-kala Wall Paintings: New Perspectives on Kingship and Religion in Ancient Chorasmia. Journal of Inner Asian Art and Archaeology. 2017. Vol. 7. Pp. 121–162.

34. Bonnat M. Reconstituting the Colossal Avestan Gods from Akchakhan-kala, Ancient Chorasmia: the Contribution of the Painting Conservators. История и археология Приаралья [History and Archaeology of the Aral Sea region]. 2019. № 1. Pp. 71–86.

35. Curtis J.E., Razmjou S. The Palace. Forgotten Empire. The world of Ancient Persia. Eds. J.E. Curtis, N. Tallis. London: The British Museum Press, 2005. Pp. 50–103.

36. Helms S.W., Yagodin V.N., Betts A.V.G., Khozhaniyazov G., Kidd F. Five Seasons of Excavations in the Tash-k'irman Oasis of Ancient Chorasmia, 1996–2000. An Interim Report. Iran. 2001. Vol. 39. Pp. 119–144.

37. Kidd F., Negus Cleary M., Yagodin V.N., Betts A., Baker Brite E. Ancient Chorasmian Mural Art. Bulletin of the Asia Institute. 2004 [2008]. Vol. 18. Pp. 69–95.

38. Manassero N. Il vaso dipinto di Merv. Parthica. 2004. T. 5. Pp. 131–152.

Рис. 1. Раскоп на Западном загородном комплексе: план (Рис._1._Синий_зал-2022.psd, 647 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Квадрат 3 (фото). (Рис._4.png, 1,100 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Керамика из помещения III. (Рис._5.png, 292 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Черный бордюр с белыми «перлами». (Рис._6.png, 1,749 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Синее сердечко на черном фоне. (Рис._7.png, 2,095 Kb) [Скачать]

Рис. 8. Туловище тигра. (Рис._8.png, 2,122 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх