Пакистан – «Талибан»: парадоксальные отношения

 
Код статьиS086919080024982-7-1
DOI10.31857/S086919080024982-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы140-151
Аннотация

В статье анализируются сложные отношения между Пакистаном и афганским движением «Талибан» на протяжении более двадцати лет. Тесное сотрудничество двух сторон, особенно на первом этапе, сменялось периодами напряженности. Негативное влияние на отношения оказывала нерешенная проблема признания линии Дюранда в качестве государственной афгано-пакистанской границы. Автор отмечает стремление Исламабада иметь лояльное правительство в Кабуле, которое было бы не подвержено сильному воздействию идей пуштунского национализма. Подчеркивается важная роль Объединенного разведывательного управления (ОРУ) Пакистана не только в оказании всесторонней помощи движению «Талибан», но и организации плотного контроля за его деятельностью. В работе исследуется политика Пакистана, направленная на сочетание поддержки движения «Талибан» с американо-пакистанскими отношениями в рамках асимметричного союза. Цель статьи состоит в том, чтобы показать степень результативности политики Исламабада, в основе которой лежит стремление угодить разным сторонам с противоположными политическими интересами. В заключении автор приходит к выводу, что афганская политика Пакистана характеризуется отсутствием достижений по основным внешнеполитическим вопросам. В 2021 году пакистанцы не смогли интегрировать талибов в афганские структуры власти для формирования временного правительства Афганистана. После прихода талибов к власти влияние Исламабада на Кабул уменьшилось, пакистанцы не смогли убедить талибов соблюсти международные требования в управлении страной, пакистано-афганская граница не признана, активизировались контакты Афганистана с Индией, Пакистан перестал быть незаменимым партнером для США на афганском треке, Исламабад не смог убедить Кабул отказаться от поддержки экстремистского «Движения талибов Пакистана». Вместе с тем Исламабад по-прежнему считает своих бывших афганских союзников основным средством сохранения позиций Пакистана в Афганистан, рассчитывая убедить афганских талибов принять изменившиеся международные реалии.

Ключевые словаПакистан, «Талибан», США, линия Дюранда, пуштунский национализм, концепция «стратегической глубины»
Получено19.08.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов27366
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении десятилетий афганское измерение неизменно оставалось важной частью региональной политики Пакистана, который стремился к политическому доминированию в регионе. Вместе с тем отношения как между Пакистаном и Афганистаном, так и между афганскими талибами и Исламабадом, носили нестабильный характер. Не секрет, что эти отношения находились под воздействием застаревшей и до сих пор не разрешенной проблемы, связанной с линией Дюранда, которая разделила традиционную для пуштунов родину «Пуштунистан» на две части [Москаленко В.Н., Топычканов П.В., 2013, с. 35-36]. Ни одно афганское правительство, включая нынешнюю власть талибов в Кабуле, не признало «линию Дюранда» в качестве афгано-пакистанской границы. Оказалось, что пуштуны отделены друг от друга не только линией Дюранда, но и мировоззренчески. Об этом свидетельствуют беседы автора с представителями пакистанского чиновничества пуштунской национальности, которые никак не связывают себя с афганскими пуштунами и не разделяют их националистических взглядов. Многие афганские беженцы пуштунской национальности, нашедшие убежище в Пакистане, не торопятся возвращаться на родину, которая испытывает огромные экономические трудности и где зачастую беженцев ожидает участь временно перемещенных лиц. Наоборот, в современных сложных условиях обедневшие афганцы пуштунской национальности вновь ищут убежище и средства к существованию в Пакистане.
2 Что же касается афганских талибов, то национальная идея объединения с пакистанскими пуштунами никогда не оставляла их в покое. Даже сформированные на основе деобандийской школы религиозно-политические взгляды боевиков движения «Талибан» (ДТ), а также связи со своими традиционалистскими и фундаменталистскими пакистанскими союзниками из «Джамаат-е ислами» не могли поколебать идею единого «Пуштунистана» [Плешов, 2001].
3 Втянувшись в афганский кризис, Исламабад целенаправленно стремился к тому, чтобы иметь в Кабуле максимально лояльное Пакистану правительство. Подобный подход был основой концепции «стратегической глубины», создание в Афганистане прочного тыла в противостоянии с Индией. Подходящими инструментами для реализации концепции «стратегической глубины» стали афганские исламистские организации в 80-х годах, которых в дальнейшем с успехом заменило созданное при непосредственном участии Объединенного разведывательного управления (ОРУ) и отставных офицеров–пуштунов из пакистанской армии движение «Талибан» [Белокреницкий, Москаленко, Шаумян, 2003]. На том этапе пакистанцы строили планы об интегрировании ДТ в той или иной форме в афганские властные структуры.
4 Одновременно пакистанские правящие круги никогда не забывали о значимости своего асимметричного союза, правда в качестве младшего партнера, с США, от которых Пакистан регулярно получал военную помощь, а также кредиты по линии международных финансовых организаций. Для того, чтобы следовать своим национальным интересам Исламабаду необходимо было на протяжении многих лет постараться «усидеть на двух стульях». В этой противоречивой ситуации пакистанская элита вынуждена была идти на определенные уступки Вашингтону, оказывая при этом всестороннюю помощь афганским талибам. Поэтому и задача автора состоит в том, чтобы показать степень результативности такой политики Пакистана, в основе которой лежит стремление угодить разным сторонам с противоположными интересами.

РЕТРОСПЕКТИВА СОТРУДНИЧЕСТВА ПАКИСТАНА С ДВИЖЕНИЕМ «ТАЛИБАН»

Поддерживая в 90-х годах тесные отношения с афганскими талибами, пакистанцы опасались быть обвиненными в одновременной поддержке и «Аль-Каиды», которая базировалась в Афганистане. Поэтому Исламабад предпринимал усилия, чтобы отделить борьбу с международным терроризмом от действий в отношении афганских талибов, даже несмотря на то, что в конце 90-х они стремились ослабить свою зависимость от Пакистана, проявляя все больше самостоятельности [Белокреницкий, 2016, с.83-91].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 175

Оценка читателей: голосов 0

1. Белокреницкий В.Я. Пакистан и афганский кризис. Мировая экономика и международные отношения. 2016. Том 60. № 3. С. 83–91

2. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. М., 2003.

3. Москаленко В.Н., Топычканов П.В. Сила и слабость Пакистана. Москва. Московский Центр Карнеги. 2013. С. 35–36.

4. Наумкин В.В. Проблема цивилизационной идентификации и кризис наций-государств. Восток (Oriens). 2014. № 4. C. 5–20.

5. Плешов О.В. Исламизм и номинальная демократия в Пакистане. (Сборник: Ислам и политика). Институт востоковедения РАН. 2001. С. 208–230.

6. Топычканов П.В. Военные операции в северо-западном Пакистане. Экспорт вооружений. 2013. № 4. С. 69–75.

7. Afghanistan: The Problem of Pashtun Alienation. International Crisis Group. Asia Report No. 62. 05.08.2003. https://www.crisisgroup.org/library/documents/report_archive/A401078_05082003.pdf (accessed: 03.03.2023).

8. Afzal M. Pakistan: Five Major Issues to Watch in 2023. Brookings. 13.01.2023. https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2023/01/13/pakistan-five-major-issues-to-watch-in-2023/ (accessed:11.03.2023).

9. Agreement for Bringing Peace to Afghanistan between the Islamic Emirate of Afghanistan which is not recognized by the United States as a state and is known as the Taliban and the United States of America. U.S. Department of State. 29.02.2020. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/02/Agreement-ForBringing-Peace-to-Afghanistan-02.29.20.pdf (accessed: 10.03.2023).

10. Ahmad M. Mapping Pakistan’s internal dynamics. The National Bureau of Asian Research. NBR special report No. 55. 2016. https://eprints.soas.ac.uk/22307/1/SR55_Mapping_Pakistan_February2016.pdf (accessed: 04.03.2023).

11. Coll S. Directorate S: The C.I.A. and America’s Secret Wars in Afghanistan and Pakistan. 2001–2016. Penguin Press. 2018. https://ndupress.ndu.edu/Media/News/News-Article-View/Article/1682154/directorate-s-the-cia-and-americas-secret-wars-in-afghanistan-and-pakistan/ (accessed: 05.03.2023).

12. Craig T., Khan H. N. ‘Pakistani Taliban leaders pledge allegiance to Islamic State’. Washington Post. 14.10.2014. https://www.washingtonpost.com/world/pakistan-taliban-leaders-pledge-allegiance-to-islamic-state/2014/10/14/ (accessed: 09.03.2023).

13. Franco C. “The Evolving Taleban: Changes in the Insurgency’s DNA.” Afghanistan Analysts Network. 19.05.2013. https://www.afghanistan-analysts.org/en/reports/war-and-peace/the-evolving-taleban-changes-in-the-insurgencys-dna (accessed: 07.03.2023).

14. Instability in Pakistan. Center for Preventive Action. 07.02.2023. https://www.cfr.org/global-conflict-tracker/conflict/islamist-militancy-pakistan (accessed: 10.03.2023).

15. Kaura V. Pakistan-Afghan Taliban relations face mounting challenges. The Middle East Institute. 02.12.2022. https://www.mei.edu/publications/pakistan-afghan-taliban-relations-face-mounting-challenges (accessed: 11.03.2023).

16. Khan Z.A. Military operations in FATA and PATA: implications for Pakistan. Institute of Strategic Studies Islamabad. 06.2014. https://www.issi.org.pk/wp-content/uploads/2014/06/1339999992_58398784.pdf (accessed: 07.03.2023).

17. Militants Overrun Pakistan Fort. BBC News. 17.01.2008. http://news.bbc.co.uk/2/hi/south_asia/7191200.stm (accessed: 06.03.2023).

18. O’Сonnor T. Pakistan FM Says Taliban Must Be Part of Asia Anti-Terror Fight. Newsweek. 16.12.22. https://www.newsweek.com/exclusive-pakistan-fm-says-taliban-must-part-asia-anti-terror-fight-1767568 (accessed: 09.03.2023).

19. Pak help not needed for talks with Taliban, says US envoy. Tribune. 24.10.2022. https://tribune.com.pk/story/2383255/pak-help-not-needed-for-talks-with-taliban-says-us-envoy (accessed: 13.03.2023).

20. Pakistan foreign minister calls for easing sanctions on Afghanistan. Reuters. 30.06.2022. https://www.reuters.com/world/asia-pacific/pakistan-foreign-minister-calls-easing-sanctions-afghanistan-2022-06-30/ (accessed: 14.03.2023).

21. Pakistan’s Tribal Areas: Appeasing the Militants. International Crisis Group. Asia Report No. 125.11.12.2006. https://www.refworld.org/pdfid/45a4b3d72.pdf (accessed: 05.03.2023).

22. Radfar R. One Year After the Taliban Takeover: Regional Risks and Repercussions. South Asian Voices. 15.08.2022. https://southasianvoices.org/the-talibans-repercussions-for-the-region-one-year-later/ (accessed:11.03.2023).

23. Raman B. Pakistan as a Major Non-Nato Ally (MNNA) of US. Observer Research Foundation. 22.03.2004. https://www.orfonline.org/research/pakistan-as-a-major-non-nato-allymnna-of-us/ (accessed: 02.03.2023).

24. Riedel B. Pakistan’s Osama bin Laden Report: Was Pakistan Clueless or Complicit in Harboring Bin Laden? Brookings. 12.07.2013. https://www.brookings.edu/opinions/pakistans-osama-bin-laden-report-was-pakistan-clueless-or-complicit-in-harboring-bin-laden/ (accessed: 04.03.2023).

25. Rubin B. An Assassination That Could Bring War or Peace. The New Yorker. 04.06.2016. https://www.newyorker.com/news/news-desk/what-the-u-s-strike-on-the-taliban-means-for-peace-in-afghanistan (accessed: 10.03.2023).

26. Ruttig T. Have the Taliban Changed? CTC Sentinel. March 2021. Volume 14. Issue 3. https://ctc.westpoint.edu/have-the-taliban-changed/ (accessed: 06.03.2023).

27. Ruttig T. The Taliban Arrest Wave in Pakistan. CTC Sentinel. March 2010. Volume 3. Issue 3. https://ctc.westpoint.edu/the-taliban-arrest-wave-in-pakistan-reasserting-strategic-depth/ (accessed: 07.03.2023).

28. Salim A., Khan P. Contextualizing Military Operations In Pak-Afghan Borderland & District Swat to Contain Fomenting Insurgencies. Central Asia Journal. 2019. No. 84. https://www.asc-centralasia.edu.pk/index.php/ca/article/view/22 (accessed: 03.03.2023).

29. Sayed A. The Evolution and Future of Tehrik-e-Taliban Pakistan. Carnegie Endowment for International Peace. 21.12.2021. https://carnegieendowment.org/2021/12/21/evolution-and-future-of-tehrik-e-taliban-pakistan-pub-86051 (accessed: 12.03.2023).

30. Sheikh M. K., Khan A. Prospects of a Settlement with the Afghan Taliban: Exit, Peace and Governance from the Taliban Perspective. Danish Institute for Security Studies. DIIS Report no. 2019:01. 2019. https://pure.diis.dk/ws/files/2635559/DIIS_Report_2019_1_Final.pdf (accessed: 09.03.2023).

31. Tamanna Z. Switching white flags for black: ISIL and Afghan Taliban. Anadolu Agency. 03.02.2015. http://www.aa.com.tr/en/politics/switching-white-flags-for-black-isil-and-afghan-taliban/78274 (accessed:12.03.2023).

32. Wilson J. Did Killing Mullah Mansour Work? Council on Foreign Relations. 25.05.2017. https://www.cfr.org/blog/did-killing-mullah-mansour-work (accessed: 11.03.2023).

33. Yousaf K. Pakistan gives damning assessment of Taliban’s 16-month rule. Tribune. 17.11.2022. https://tribune.com.pk/story/2386689/pakistan-gives-damning-assessment-of-talibans-16-month-rule (accessed: 09.03.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх