Идеология монгольского мирового доминирования в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина

 
Код статьиS086919080024941-2-1
DOI10.31857/S086919080024941-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы48-58
Аннотация

В статье излагаются результаты, полученные в ходе работы по выявлению в средневековых письменных источниках сюжетов, демонстрирующих проявления монгольской имперской идеологии и позволяющих не только четко обозначить ее контуры и содержание, но и с максимально возможной точностью установить момент перехода монголов от грабительских и карательных экспедиций к планомерному подчинению всего известного им мирового пространства. Для достижения поставленной цели были проанализированы материалы, содержащиеся в коллективном труде «Сборник летописей» («Джами ат-таварих»), составителем и, видимо, основным автором которого был персидский врач и крупный администратор еврейского происхождения Фазлаллах Рашид ад-Дин Хамадани (1247–1318), служивший при дворе ильханов Газана (1295–1304) и Олджейту (1304–1316). Это произведение по праву считается одним из важнейших источников по Монгольской империи. По количеству сведений о ее предыстории и ранней истории ему нет равных. В «Сборнике летописей» содержится уникальная информация о духовном климате степей в XII – начале XIII вв., о личности Тэмучжина/Чингисхана (1162?–1227), проливающая свет на его представления о мировом пространстве и возможные замыслы относительно его подчинения, о завоевательных планах его потомков и их реализации. Трудно назвать аспект имперской идеологии монголов, который не нашел бы отражения на его страницах. Рашид ад-Дин, как человек, занимавший высокие посты в государстве ильханов, имел весьма широкий доступ к информации, ввиду чего его слова, в целом, заслуживают доверия и во многих случаях подтверждаются другими источниками. Несмотря на то, что ко времени составления его труда Монгольская империя как единое целое давно не существовала, «Сборник летописей» пронизан идеей единства монголосферы.

Ключевые словаРашид ад-Дин, монгольские завоевания, Монгольская империя, имперская идеология, Чингисхан, Ильханат
Получено16.08.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов27831
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Капитальный труд Рашид ад-Дина1 имеет большую ценность как источник по имперской идеологии средневековых монголов. Он дает возможность лучше понять скрытые механизмы монгольской экспансии в XIII в., а также нащупать тот момент в ее развитии, когда имперская элита сформулировала в качестве своей цели установление власти над «всей землей» и приступила к ее осуществлению. Как правило, таким моментом считают решение курултая 1235 г., зафиксированное в «Сборнике летописей». Этот курултай описывается и в книге Ала ад-Дина Ата-Мелика Джувейни (1226–1283), проанализированной нами в том же ключе ранее, однако там он не датирован [Дробышев, 2023, c. 170]. Следует заметить, что эта важная дата еще не дает нам ключа к ясному пониманию трансформации монгольского военного потенциала из грабительского в захватнический, т.е. не позволяет назвать точное время возникновения монгольских претензий на владение всей ойкуменой, по-видимому, произошедшей почти на полтора десятилетия раньше, еще при жизни Чингисхана2. 1. Помимо издания трудов Рашид ад-Дина в оригинале и переводах, его личности и сочинениям посвящено огромное число статей и несколько монографий. Из числа последних можно назвать: [Krawulsky, 2011; Rashid al-Din, 2013; Kamola, 2019].

2. Если предполагать, что впервые мысли о подчинении всех земных владык родились в голове Чингисхана в ходе успешной военной кампании против Хорезма, то все-таки должно было пройти какое-то время, прежде чем они оформились в виде продуманной концепции мирового доминирования с конкретным планом ее реализации. Нам представляется, что у Чингисхана просто не было времени на размышления, так как после разгрома государства хорезмшахов он был вынужден поспешить в Монголию, где проявили непокорность кочевые племена, подстрекаемые тангутами. Источники не содержат информацию о репрессиях, развернутых им в степях после своего возвращения в 1225 г., но хорошо известно, что он без долгих промедлений отправился в карательный поход на тангутскую державу, где и скончался, в целом, успев достичь поставленных целей.
2 Сочинение Рашид ад-Дина сложно для изучения ввиду его большого объема и обилия содержащейся в нем информации. Как придворный историк, автор внес в свой нарратив явный панегирический акцент. Он составил «Сборник летописей» несколько десятилетий спустя утраты в монгольском мире единства и рассмотрел фрагменты имперской идеологии в региональном, ильханидском ракурсе в свете ислама, что в совокупности привело к практически неизбежным и, по-видимому, иногда довольно сильным искажениям. Поэтому необходимо отделить сведения об идеологическом фундаменте Монгольской империи от сообщений, относящихся к более поздней эпохе.
3 Ко времени написания «Сборника летописей» завоевательный импульс монголов практически повсеместно иссяк. Попытки Газана поставить под свой контроль Сирию или Олджейту – Гилян были одними из последних и не самых успешных военных предприятий потомков Чингисхана. Несмотря на это, утверждения Рашид ад-Дина, что род Чингисхана покорил всю землю, и все султаны подчиняются ему, вполне естественны для придворного историка, и мы не видим большой пользы в заострении внимания на этом вопросе. Вместе с тем, Рашид ад-Дин, как, пожалуй, никто другой из пишущей братии своей эпохи, осознавал необъятность мира, в котором еще оставалось много неподвластных монголам стран, поэтому он время от времени, перечисляя захваченные территории, говорит о подчинении не всех, а большинства государств, но и в этом случае допускает преувеличения: «В данное время … [все] страны и концы населенной части мира находятся в обладании Чингизханова рода, мудрецы и астрологи, ученые и историки, [принадлежащие] к людям [разных] вероисповеданий и национальностей, вроде обитателей Северного и Южного Китая [Хитай и Мачин], Индии и Кашмира, Тибета и Уйгурии и других народов: тюрков, арабов и франков; [все] они толпами собрались на службу [нашему] небоподобному величеству…» [Рашид ад-Дин, 1952a, c. 47]. Подобных цитат при желании можно привести еще довольно много.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 140

Оценка читателей: голосов 0

1. Дробышев Ю.И. Идеология монгольского мирового доминирования в «Истории завоевателя мира» Ата-Мелика Джувейни. Восток (Oriens). 2023. № 1. С. 163–173.

2. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та’рих (Полный свод истории). Пер. П.Г. Булгакова, доп. Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

3. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

4. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1979.

5. Плано Карпини, Иоанн де. История монголов: Текст, перевод, комментарии. Под ред. А.А. Горского, В.В. Трепавлова; подгот. лат. текста П.В. Лукина, пер. А.А. Вовина, П.В. Лукина, коммент. А.А. Горского, П.В. Лукина, С.А. Масловой, Р.Ю. Почекаева, В.В. Трепавлова; вступит. ст. А.А. Горского, В.В. Трепавлова. М.: ИДВ РАН, 2022.

6. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Л.: Изд-во АН СССР, 1927.

7. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. Пер. Л.А. Хетагурова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952а.

8. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952б.

9. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. Пер. Ю.П. Верховского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

10. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. III. Пер. А.К. Арендса. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

11. Скрынникова Т.Д. Социальная структура монгольского улуса. Средние века. 2011. № 72. С. 352–368.

12. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. СПб.: Евразия, 2013.

13. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «Ненавистного плебса сатаны». Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015.

14. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» брата Ц. де Бридиа. Критич. текст, пер. С.В. Аксенова и А.Г. Юрченко. Экспозиция, исслед. и указ. А.Г. Юрченко. СПб.: Евразия, 2002.

15. Aigle D. The Mongol Empire between Myth and Reality. Studies in Anthropological History. Leiden; Boston: Brill, 2015.

16. Amitai R. Political Legitimation in the Ilkhanate: More Thoughts on the Mongol Imperial Ideology, the Introduction of Muslim Justifications, and the Revival of Iranian Ideals. New Approaches to Ilkhanid History. Eds. T. May, D. Bayarsaikhan, and Ch.P. Atwood. Leiden; Boston: Brill, 2021. Рp. 209–248.

17. Biran M. The Mongol Imperial Space: From Universalism to Glocalization. The Limits of Universal Rule: Eurasian Empires Compared. Eds. Y. Pines, M. Biran, and J. Rüpke. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. Pp. 220–256.

18. Blair Sh. The Coins of the Later Ilkhanids: A Typological Analysis. Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1983. Vol. XXVI. Part III. Pp. 295–317.

19. Jackson Р. Mongols and the Islamic World: From Conquest to Conversion. New Haven; London: Yale University Press, 2017.

20. Juvaini, Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. Transl. by J.A. Boyle. Manchester: Manchester University Press, 1997.

21. Kamola S. Making Mongol History: Rashid al-Din and the Jami‘ al-Tawarikh. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019.

22. Krawulsky D. The Mongol Ilkhans and their Vizier Rashid al-Din. Frankfurt: Peter Lang, 2011.

23. May T. The Mongols as the Scourge of God in the Islamic World. Violence in Islamic Thought from the Mongols to European Imperialism. Eds. R. Gleave, I.T. Kristo-Nagy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2018. Рp. 32–57.

24. May T. Muhammad II Khwarazmshah Meets Chinggis Khan: A Tale of Hubris and Failed Leadership in the Thirteenth Century. Historians on Leadership and Strategy. Case Studies from Antiquity to Modernity. Ed. M. Gutmann. Zurich: Springer, 2020. Pp. 215–232.

25. Petrushevsky I.P. Rash͟id al-Din’s Conception of the State. Central Asiatic Journal. 1970. Vol. 14. No. 1/3. Pp. 148–162.

26. Rachewiltz, Igor de. Index to the Secret History of Mongols. Bloomington: Indiana University, 1972.

27. Rashid al-Din. Agent and Mediator of Cultural Exchanges in Ilkhanid Iran. Eds. A. Akasoy, Ch. Burnett, and R. Yoeli-Tlalim. London: The Warburg Institute; Turin: Nino Aragno Editore, 2013.

28. Rashiduddin Fazlullah. Jami’u’t-Tawarikh. Compendium of Chronicles. A History of the Mongols. Transl. and annot. by W.M. Thackston. Part Two. [Cambridge, Mass.]: Harvard University, 1999.

29. The Secret History of the Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century. Transl. and Comment. by Igor de Rachewiltz. Vol. I-II. Leiden; Boston: Brill, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх