«Удержание» понятия колдовства и экзорцизм в культуре современных сокотрийцев

 
Код статьиS086919080024434-4-1
DOI10.31857/S086919080024434-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: академик РАН, профессор, д.и.н., научный руководитель Института востоковедения РАН; заведующий Базовой кафедрой Института востоковедения РАН Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа эконом
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Профессор
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: преподаватель
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы6-25
Аннотация

Так сложилось, что данная статья, основанная на материалах очередного полевого сезона работы с сокотрийскими информантами (лето 2022 года), становится своего рода научным реквиемом по трагически ушедшему из жизни другу и коллеге, замечательному африканисту, лингвисту-семитологу и культурологу Виктору Порхомовскому. В середине 1970-х годов он сыграл важную роль в попытках старшего среди авторов этой статьи понять и интерпретировать материалы по малоизученному бесписьменному языку сокотрийцев, собранные им в ходе первых, не лишенных авантюризма, путешествий по острову. В статье авторов, двое из которых вместе работают над сбором и анализом сокотрийского наследия уже почти полтора десятка лет, показано, что вера в населяющие мир сверхъестественные существа, способные овладевать человеком и наделять его колдовскими способностями, в одних случаях угрожая его жизни и благополучию, а в других – помогая ему в трудных ситуациях, всегда была составной частью системы традиционных сокотрийских верований. В статье показана роль таких сокотрийских обрядов, как водные и огненные ордалии, которые постепенно замещались другими формами фактического экзорцизма. Авторы демонстрируют, что вера в колдовство, несмотря на заметную редукцию, и сегодня является объектом рецепции, «удержания» в весьма модернизированной культуре сокотрийцев. Она стала важным инструментом сохранения их устного народного творчества, корни которого, как полагают авторы, восходят к древним обрядам и практикам инициации (в том числе обрезания). Рассматриваются отдельные структурные и сюжетные элементы канонического построения мифов, легенд и сказаний (например, бинарные оппозиции), часть из которых повествует о преодолении человеком демонической одержимости и победе над страхом смерти. Представлены образцы переведенных на русский язык сокотрийских текстов, связанных с темой колдовства. Анализируются и переосмысливаются ряд важных терминов (в частности, ḳábe), обозначающих реконцептуализируемые авторами понятия.

Ключевые словаСокотра, колдовство, мифы, ордалии, экзорцизм, ведьмы, оборотни, ясновидение, джинны
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках проекта РНФ 22-18-00163 «Сокотрийский словарь».
Получено26.04.2023
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов51863
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Светлой памяти Виктора Яковлевича
2 Порхомовского посвящается
3 To the Beloved Memory of Victor
4 Yakovlevich Porkhomovsky
5

Введение. Немного истории

6 Еще в эпоху античности, когда путешественники, торговцы и мореплаватели из различных стран стали посещать остров Сокотра, а потом рассказывать о жизни и поверьях его обитателей, они едва ли ни в первую очередь cообщали о вере сокотрийцев в колдовство, ведовство и ясновидение. Во вредоносном типе колдовства чаще всего обвиняли женщин, так как именно они, как считалось, могли применять разного рода сверхъестественные способности, в том числе становиться оборотнями, превращаясь в животных, человеческие существа или даже деревья, заговаривать людей, совершать членовредительство (в том числе препятствовать благополучному разрешению от бремени), летать, незаметно перемещаться с места на место, накликать беду, влиять на будущее.1 Заметное место на социальной лестнице традиционного общества занимал народный знахарь мэколи, в «лечебном» репертуаре которого встречались и прижигание раскаленным железом (до сих пор весьма популярное среди сокотрийцев), и использование растительных снадобий, и магические манипуляции и заговоры. 1. Здесь нетрудно усмотреть проявление мизогинии, характерной для ближневосточных (и не только) традиционных культур. В то же время, женщины играли весьма важную роль не только в доисламском, но и в позднейшем сокотрийском обществе, где они пользовались исключительно большой свободой [Наумкин, 2012]. В более или менее реликтовом виде высокий социальный статус женщины характерен для Сокотры и в настоящее время.
7

В Средние века сокотрийские ведьмы и колдуны снискали дурную славу обитателям острова, большинство из которых исповедовали христианство несторианского толка2. Побывавший на Сокотре в XIII в. Марко Поло сообщал: «Здешние христиане самые ловкие в свете колдуны. Архиепископ, по правде сказать, не желает, чтобы они занимались колдовством, и упрашивает, и наказывает, но все это не помогает» [Марко Поло, 2022, с. 165]. «“Деды наши, – говорят они, – в старину занимались этим. А потому и мы станем то же делать” ... Христиане как хотят, так и колдуют. Всякое дело делают колдовством» [Марко Поло, 2022, с. 165]. Марко Поло рассказывает, будто бы сокотрийские колдуны могли заставить корабли выбрасываться на берег, когда они хотели их ограбить [Наумкин, 2012, с. 32], а подозреваемого в колдовстве связывали и на трое суток оставляли на вершине холма: если выпадал дождь, жертву забивали камнями [Наумкин, 2012, с. 421].

2. Группой археологов из российской экспедиции во главе с А.В. Седовым, которые вели работы на средневековом городище Хажря близ современной столицы острова Хадибо, были обнаружены развалины несторианского храма.
8 Рассказы о колдовстве стали важной составной частью сокотрийского фольклора (иной формы трансляции произведений народного творчества, кроме устной, здесь никогда не существовало). Австрийский исследователь, руководитель Южноаравийской экспедиции Венской Императорской Академии Наук3 в конце XIX–начале XX вв. Давид Хайнрих Мюллер записал и расшифровал немало сокотрийских повествований о кознях ведьм-оборотней, способных делать людей одержимыми, вводить в транс или в ступор, «поедать» (т.е. насылать порчу), а в определенных случаях, наоборот, помогать им (т.е. наделять драгоценным даром). Как мы полагаем, бинарные оппозиции «злой – добрый» и «вредитель – даритель» лежат в основе представлений о противоречивых сверхъественных способностях людей (среди них – злобная старуха ди-Йизхамитин и добрый волшебник Дихекё, который упоминается в целом ряде текстов, вошедших в Naumkin et al. 2014 и 2018). 3. О её работе см. [Наумкин, 2020(1); 2020(2)].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 303

Оценка читателей: голосов 0

1. Игина Ю.Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб.: Алетейя, 2009.

2. Игина Ю.Ф. Медицина против демонологии: дискуссии вокруг ведовства, одержимости дьяволом и экзорсизм. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2007. Вып. 3. С. 150–155.

3. Крылова Д.Д. Рассказ об одержимости как сказочный нарратив. Методология В.Я. Проппа применительно к материалам позднесредневековых английских памфлетов. Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 96–104.

4. Лявданский А. К. Арабские версии Сисиниевой легенды. Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 193–202.

5. Наумкин В.В. Острова архипелага Сокотра (экспедиции 1974–2010 гг.). М.: Языки славянской культуры; 2012.

6. Наумкин В.В. Австрийские пионеры южноаравийских исследований. Восток (Oriens). 2020(1). № 4. С. 207–226.

7. Наумкин В.В. Австрийские пионеры южноаравийских исследований: наука, политика, разведка. Восток (Oriens). 2020(2). № 5. С. 225–242.

8. Наумкин В.В., Порхомовский В.Я. Очерки по этнолингвистике Сокотры. Москва: Наука, 1981.

9. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. Неклюдов С.Ю. Структура волшебной сказки. Традиция – текст – фольклор. М.: РГГУ, 2001. C. 122–162.

10. Поло М. Путешествие Марко Поло. Пер. И.П. Минаева, К.И. Кунина; под редакцией В.В. Бартольда. М.: Юрайт, 2022.

11. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М: КоЛибри, 2021.

12. Священный Коран. В переводе, с комментариями Абдуллы Юсуфа Али. Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2007.

13. Тогоева О.И. Сказка о Синей Бороде, или Две жизни Жиля де Ре. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории (Альманах). Под ред. О.И. Тогоевой, И.Н. Данилевского. Вып. 5. М.: ОГИ, 2003. С. 254–304.

14. Greek Medicine: Being Abstracts Illustrative of Medical Writers from Hippocrates to Galen. London, Toronto: Dent and sons, 1929.

15. Elie S.D. A Post-Exotic Anthropology of Soqotra. Vol. 2. Cultural and Environmental Annexation of an Indigenous Community. Cham: Palgrave Macmillan, 2020.

16. Morris M.J. The Oral Art of Soqoṭra. Vols. 1–3. Leiden: Brill, 2021.

17. Müller D. Die Mehri- und Soqotri-Sprache. II. Soqotri-Texte. Wien: Hölder, 1905.

18. Naumkin V., Kogan L. Gumaan I., Issa A., Cherkashin D., Bulakh M., Vizirova E. Corpus of Soqotri Oral Literature. Vol. 1. Leiden, Boston: Brill, 2014.

19. Naumkin V., Kogan L. Gumaan I., Issa A., Cherkashin D., Bulakh M., Vizirova E. Corpus of Soqotri Oral Literature. Vol. 2. Leiden, Boston: Brill, 2018.

20. Snell I.E. Witch Trials on Soqotra. (American Documentation Institute. No. 5623). Washington: Library of Congress, 1955.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх