Хадрамаутские арабы в малайском мире: особенности натурализации и место в социуме

 
Код статьиS086919080024380-5-1
DOI10.31857/S086919080024380-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы185-192
Аннотация

В регионе островной Юго-Восточной Азии, начиная с первых веков мусульманского летосчисления, устойчиво присутствует арабская диаспора. Ее основу составляют арабы Хадрамаута, контролировавшие морскую торговлю на юге Аравийского полуострова еще с доисламских времен. Они издавна торговали с Индией, а порой  плыли еще дальше, минуя Андаманское море и Малаккский пролив, к заветной цели – Островам пряностей (Молуккам).

С приходом ислама  присутствие арабов в портах региона возросло и в целом воспринималось положительно: они не только содействовали оживлению торговли, но и выступали носителями и проповедниками новой религии. С течением времени окрепли их деловые контакты с купеческим сообществом на местах. Самый мощный приток арабов в Нусантару датируется началом XVIII в., когда из-за политической нестабильности и экономических трудностей у себя на родине хадрамаутцы стали массово эмигрировать на восток. Впоследствии, с открытием Суэцкого канала (1869), этот процесс приобрел еще больший размах.

 

За годы своего присутствия на Малайском архипелаге пришельцы шаг за шагом завоевывали себе место на новой родине. Хадрамаутцы сумели проявить себя в области коммерции, в сельском хозяйстве и судостроении, в сфере исламской проповеди, в дипломатии, просвещении и политике. Некоторые из них положили начало новым малайским династиям  (султанаты Сиак и Калимантан, XVIII в.) или же просто вошли в круг лиц, близких к местным правителям. С начала ХХ в. предприниматели-арабы участвуют в организации первых политических партий Индонезии. В качестве примера в статье вкратце рассмотрены биографии отдельных представителей семей хадрамаутской аристократии, саййидов и шарифов, занявших видное место в культурной, экономической и политической жизни Малайзии и Индонезии в доколониальную и постколониальную эпоху.

Ключевые словаарабы, Хадрамаут, Малайский архипелаг, саййиды, натурализация, диаспора, элита
Получено04.05.2023
Дата публикации02.07.2023
Кол-во символов18193
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 За последние десятилетия круг вопросов, связанных с этническими арабами, проживающими в островной Юго-Восточной Азии, обсуждается исследователями достаточно широко, а публикации, посвященные этой теме, исчисляются многими десятками. Впрочем, как явствует из библиографии одной из таких работ [Jeffri, Ramli, 2021, p. 37–41], их авторами, как правило, являются сами представители арабской диаспоры. В то же время арабское меньшинство порой называют «белым пятном на этнической карте Индонезии» [Lukas, 2022, p. 5], что в определенной мере может относиться и к территориям нынешней Малайзии. Стоит отметить, прежде всего, отсутствие четких, проверенных статистических данных о численности этой этнической группы в той и другой стране, особенно с учетом распространенной практики браков арабов с местными уроженками. Нельзя сбрасывать со счетов и политическую составляющую любой официальной статистики.
2 Пожалуй, наиболее фундаментальным и заслуживающим доверия исследованием на эту тему – своего рода «историей вопроса» – является написанный почти полтора века назад труд голландского ученого Лодвика ван ден Берга «Хадрамаут и арабские колонии на Индийском архипелаге» [Van den Berg, 1886]. Его автор не только подробно изучил труды своих предшественников, но и существенно дополнил их данными собственных «полевых» исследований, проводившихся во время его службы на Яве, в том числе – множеством статистических таблиц. Он отметил, в частности, отсутствие у арабов своих особых поселений (по крайней мере, до начала XIX в.), хотя в социальной иерархии Голландской Индии лица из этой группы занимали подчас весьма высокое положение.
3 Продвижение арабов Хадрамаута в островную Юго-Восточную Азию исходно диктовалось сугубо экономическими причинами. Как известно, жители юга Аравийского полуострова с давних времен контролировали морскую торговлю и порты Адена и Сокотры. Особое место среди них занимали саййиды и шарифы1, потомки пророка Мухаммада по линии его внука, имама Хусейна, именуемые также Ба ‘Алави или Ахл ал-Байт Хадрами. Семьи, не принадлежащие к этой группе, возводили свое родство к курейшитам, хотя большая часть населения Южной Аравии принадлежала к кахтанитам, с курейшитами никак не связанными [Abdul Rahman Tang Abdullah, 2009, p. 45-46]. Хадрамаутцы издавна занимались коммерцией, торговали с Индией, вели товарообмен. Были и те, кто двигался все дальше в юго-восточном направлении: от Индии через Андаманское море и Малаккский пролив – вплоть до Островов пряностей (Молукк). Другие огибали Индокитайский полуостров и плыли на северо-восток, трассой Морского Шелкового пути. Все эти маршруты были освоены арабами задолго до прихода ислама. 1. В Малайзии и Индонезии эти слова принято писать с заглавной буквы как часть имени собственного. То же относится и к артиклю «ал-»: как часть имени собственного он пишется с заглавной буквы и без дефиса. Написание одного и того же исконно-арабского имени на малайском и индонезийском языках также весьма произвольно (см.ниже о клане ал-Аттас). В цитируемых нами источниках оно варьируется, и мы сохраняем эту особенность в переводе.
4 На раннем этапе, предшествующем появлению европейцев, на крайнем северо-западе Малайского архипелага, в прибрежных областях Аче и Малакки стали возникать первые колонии арабских купцов. Позднее пришельцы укрепили свои позиции на Молукках и даже доминировали в торговле между Ближним Востоком и Островами пряностей.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 133

Оценка читателей: голосов 0

1. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама: изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. Перевод с английского. Москва: Институт исламской цивилизации; Куала-Лумпур: Международный ин-т исламской мысли и цивилизации, 2001.

2. Abdul Rahman Tang Abdullah. Arab Hadhramis in Malaysia: Their Origins And Assimilation in Malay Society. Ahmed Ibrahim Abushouk, Hassan Ahmed Ibrahim. The Hadhrami diaspora in Southeast Asia. Identity Maintenance or Assimilation? Leiden: Brill, 2009. Pp. 45–56.

3. Alatas, Syed Hussein. The Myth of the Lazy Native: A Study of the Image of the Malays, Filipinos and Javanese from the 16th to the 20th century and its function in the ideology of Colonial capitalism. London-New York: Frank Cass, 1977.

4. Bambang Budijanto. Islam in Indonesia. Transformation. Vol. 20. No. 4. Hinduism, Islam and Mission Challenges Today (October 2003). Pp. 216–219.

5. Berg L.W.C. van den. Le Hadhramaut et les Colonies Arabes dans L'Archipel Indien. Batavia: Imprimerie du Gouvernement, 1886.

6. Clarence-Smith, William G. The Hadhrami Sada and the Evolution of an Islamic Religious International, c.1750s to 1930s. A. Green et al. (eds.) Religious Internationals in the Modern World © Palgrave Macmillan, 2012. Pp. 233–251.

7. Freitag Ulrike,  Clarence-Smith William G. Hadhrami Traders, Scholars and Statesmen in the Indian Ocean, 1750s to 1960s. Leiden–New York–Köln, Brill, 1992.

8. Hall D.G.E. History of South East Asia. London: Macmillan, 1955.

9. Idrus F. Shahab. Habib di Nusantara. Jakarta: Tempo Publishing, 2019.

10. Latifah Abdul Latif. The Hadhrami Arabs in Malaya Before the Second World War. Sejarah: Journal of the Department of History. Vol. 23. No. 1 June 2014.

11. Lukas H. The perception of Indonesia’s history and culture by Western historians and social scientists. https://homepage.univie.ac.at/~lukash2/history.PDF (accessed 04.02.2023).

12. Mahani Musa, Badriyah Haji Salleh. Muslim Merchants and Traders in Penang, 1860s–1970s. Journal of the Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society. Vol. 86. No. 2 (305) (December 2013). Pp. 33–58.

13. Mobini-Kesheh N. Islamic modernism in colonal Java: the Al-Irshād movement. Hadhrami Traders, Scholars and Statesmen in the Indian Ocean, 1750s–1960s. Social, Economic and Political Studies of the Middle East and Asia, Vol. 57. Leiden-New York-Köln, 1997. Pp. 231–248.

14. Mobini-Kesheh N. The Hadhrami Awakening: Community and Identity in the Netherlands East Indies, 1900–1942. Ithaca-New York: Cornell University Press, 2018.

15. Mohammad Redzuan Othman. Malay, Islam and the Middle East Before World War Two: A Critical Analysis on the Historical Sources. Danny Wong Tze Ken et al. (eds), Sejarah: Sumber dan Pendekatan. Kuala Lumpur: Penerbit Universiti Malaya, 2006. Pp. 203–228.

16. Muhammad Hassan bin Muhammad Arshad. Al-Tarikh salasilah negeri Kedah. Kuala Lumpur: Dewan Bahasa Dan Pustaka, 1968.

17. Nursanti R. The Role of al Irsyad al Islamiyyah to the Development of Islamic Education in Indonesia. International Conference Of Moslem Society. Vol. 3. 2019. Pp. 34–47.

18. Shaharil Talib. The Trengganu Ruling Class in the Late Nineteenth Century. Journal of the Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society. 1977. Vol. 50. No. 2 (232). Pp. 25–47.

19. Syed Mohd Jeffri Syed Jaafar and Mohd Anuar Ramli. Sejarah Ahl Al-Bayt Hadhrami di Pahang: Salasilah dan Sumbangan. Jebat: Malaysian Journal of History, Politics and Strategic Studies. 48 (3). December 2021. Pp. 1–42.

20. Winstedt R.O. The Hadhramaut Saiyids of Perak and Siak. Journal of the Straits Branch of the Royal Asiatic Society. Vol. 79. September 1918. Pp. 49–52.

21. Zulkifli. The Struggle of the Shi’is in Indonesia. Canberra, Australian State University EPress, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх