[Review of:] Munkh-Erdene, Lhamsuren. The Taiji Government and the Rise of the Warrior State. Leiden: Brill, 11 Oct. 2021.

 
PIIS086919080024275-9-1
DOI10.31857/S086919080024275-9
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor, Institute of Asian and African Studies of Lomonosov Moscow State University
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Moscow, Mokhovaya 11
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages262-267
Abstract

 

 

 

 
Keywords
Received18.12.2023
Publication date26.12.2023
Number of characters15866
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В историографии долгое время господствовало представление о Цинской империи (1636–1912) как преимущественно китайском государстве, которое колонизировало Внутреннюю Азию. В 1980–1990-е гг. сформировалось направление, называемое «новая цинская история» (New Qing History), представители которого подвергли подобный взгляд критике. Основываясь на маньчжурских источниках, исследователи предлагают уйти от синоцентричного взгляда на историю Цин в сторону большей мультикультурности. При таком подходе Китай оказывается лишь одной из частей огромной империи [Ильюхов, 2022].
2 Автор данной монографии, профессор истории и социальной антропологии Монгольского государственного университета Лхамсурэнгийн Мунх-Эрдэнэ, следуя парадигме «новой цинской истории», предлагает свой, во многом революционный взгляд как на историю Монголии XVI–XVII вв., так и на взаимоотношения монголов с маньчжурами. Основной тезис, который Мунх-Эрдэнэ крайне скрупулезно, шаг за шагом доказывает в своей книге, заключается в том, что империя Цин была маньчжуро-монгольским аристократическим союзом и буддийской монархией. Основываясь на монгольских моделях управления, десятичной системе и доктрине буддийской империи, маньчжуры вместе с монголами создали империю, которая завоевала Китай.
3 Сразу хочется отметить, что книга написана на изучении широкого круга монгольских, маньчжурских, тибетских, русских и китайских источников, как известных, так и недавно изданных. К последним относятся недавно опубликованные материалы из исторических архивов КНР. Это монгольские документы первой половины XVII в., опубликованные Ли Баовенем в 1997 г. Они раскрывают особенности монголо-маньчжурских отношений до 1636 г. Далее, коллекция монгольских записей и свитков, опубликованные в Хух-Хото в 2003 г.; записи монгольской канцелярии Секретариата Цинской династии, опубликованные в Хух-Хото в 2005 г. Это более 3000 монгольских и маньчжурских документов, которые охватывают период с 1671 по 1743 гг. Наконец, это собрание документов палаты внешних сношений (Лифаньюань), охватывающие период с 1653 по 1898 гг. Из маньчжурских источников автор использовал «Правдивые записи о маньчжурах» и др.
4 Книга разделена на 11 глав. Первая глава представляет собой критический историографический обзор основных работ и подходов к анализу истории Цин. Автор полемизирует со сторонниками бюрократически-колониальной модели (N. Di Cosmo), которая пришла на смену аристократически-вассальной (J. Fairbank). Он показывает, как под влиянием ведущих западных историков (N. Di Cosmo, Peter Perdue, Michael Adas) сложилась концепция «маньчжурского колониализма», с помощью которой ученые интерпретировали исторические события XVII в. Истоки этой модели автор усматривает в том, что многие исследователи полагали, что социальное устройство монголов доцинского периода носило племенной характер, а Цины принесли им государственность и цивилизацию [Munkh-Erdene, 2021, р. 51]. Мунх-Эрдэнэ, обращаясь к детальному анализу социально-политических понятий того времени (хошун, тайджи и пр.), показывает ошибочность таких представлений. Примечательно, что свою критику он отчасти строит, привлекая сочинения монгольского автора XIX в. Инжинаша. Последний описывал Цинскую империю как маньчжуро-монгольское государство.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 67

Readers community rating: votes 0

1. Eighteen steppe laws. A monument of Mongolian law of the 16th–17th centuries. Translation from Mongolian, commentary and study by A.D. Nasilov. Saint Petersburg: Publishing house “Petersburg Oriental Studies”, 2002 (in Russian).

2. Golman M.I., Slesarchuk G.I. (compl.). Russian-Mongolian relations in 1607–1636. Collection of documents. Moscow: Izdatel’stvo vostochnoy literaury, 1959 (in Russian).

3. Golman M.I., Slesarchuk G.I. (compl.) Russian-Mongolian relations 1636–1654. Collection of documents. Moscow: Izdatel’stvo vostochnoy literaury, 1974 (in Russian).

4. Gorokhova G.S. Mongolian sources about Dayan-khan. Moscow: Nauka, 1986 (in Russian).

5. Dmitriev S.V., Kuzmin S.L. The Qing Empire as China: The Anatomy of the Historical Myth. Vostok (Oriens). 2014. No. 1. Pp. 5–17 (in Russian).

6. Zlatkin I.Ya. Essays of the new and modern history of Mongolia. Мoscow: Izdatel’stvo vostochnoy literaury, 1957 (in Russian).

7. Zlatkin I.Ya. History of the Dzungarian Khanate. Мoscow: Nauka, 1964 (in Russian).

8. Ilyukhov A.A. “New Qing History”: Manchurian Turn in American Historiography. Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology. 2022. No. 21(10). Pp. 156–166 (in Russian).

9. History of Erdene Zuu. Facsimile of the manuscript. Translation from Mongolian, introduction, comments and appendices by A.D. Tsendina. Moscow: Vostochnaya literatura, 1999 (in Russian).

10. Lubsan Danzan. Altan tobchi. Translated from the Mongolian, with a commentary and appendix by N.P. Shastina. Мoscow: Nauka, 1973 (in Russian).

11. Skrynnikova T.D. Lamaist Church and State. Outer Mongolia XVI – the beginning of XX century. Novosibirsk: Nauka, 1988 (in Russian).

12. Khalkha Jirum. A monument of Mongol feudal law of the 18th century. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 1965 (in Russian).

13. Tsaajin bichig (“Mongolian Statute”). Qing legislation for the Mongols, 1627–1694. Introduction, transliteration of Mong. text, translation and comment. S.D. Dylykov. Moscow: Vostochnaya literatura, 1998 (in Russian).

14. “The Shara Tuji” – a Mongolian chronicle of the 17th century. A composite text, an introduction and comments by N.P. Shastina, Moscow, Leningrad: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, 1957 (in Russian).

15. Munkh-Erdene L. The Taiji Government and the Rise of the Warrior State. Leiden: Brill, 2021.

Система Orphus

Loading...
Up