Тайвань, большой Китай и восточноазиатская метацивилизационная миросистема: к новому видению азиатской глобальности

 
Код статьиS086919080024095-1-1
DOI10.31857/S086919080024095-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор-исследователь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы142-152
Аннотация

Глухой тупик, в который зашли отношения между Китаем и Тайванем требует поиска новых подходов к проблеме безопасности и стабильности в АТР. В статье рассматривается современное противостояние между «двумя берегами Тайваньского пролива» в свете особенностей китайской цивилизации и процессов глобализации. Тайвань –  не только периферия Китая, но и уникальная в своем роде страна китайского фронтира, окно Китая в глобальный мир. Курс современных властей Тайваня на «декитаизацию» и превращение жителей острова в «океаническую нацию» анализируется в контексте трех измерений современной китайской цивилизации: континентального централизованного государства имперского типа, представленного Китаем как «Срединным государством», китайской периферии и китайской диаспоры, представляющей глобальный аспект китайского мира. Подлинный фокусом китайского мира является точка фронтира, имеющая, согласно определению М. Фуко, характер гетеротопии способной сводить воедино особенное и общее, внутреннее и внешнее, свое и чужое. Автор предлагает новую концепцию Большого Китая как посредующего звена между локальным и глобальным в структуре китайской цивилизации. Указанное посредование носит характер преображения отдельных качеств существования в надвременные типы –  символы высшей целостности и полноты мира. Как показывает автор, это посредование осуществляется через особый тип коммуникативного пространства, который он называет Восточноазиатской метацивилизационной миросистемой. Последняя определяется внутренней логикой самопознания и не совпадает с историческими формами цивилизаций. Указанный подход к отношениям между Китаем и Тайванем и их глобалистским устремлениям позволяет выявить соотношение общего и особенного в Восточноазиатском типе глобальности. Несмотря на очевидные различия между внешнеполитическими курсами КНР и Тайваня, теория метацивилизационного сообщества позволяет сделать возможным сотрудничество Китая и Тайваня на основе синергии. Приводятся аргументы в пользу тезиса о том, что тихоокеанский регион является удобным полигоном для налаживания подобного типа отношений.

 

Ключевые словаКитай, Тайвань, цивилизационные типы, океаническая нация, метацивилизационная общность, синергия, восточноазиатская глобальность.
Получено31.03.2023
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов29955
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тайваню выпала уникальная судьба. Этот остров, который португальцы назвали Формоза, что значит Прекрасный, не раз переходил из рук в руки или, точнее сказать, на него ложились тени разных государств, но ни одна не задерживалась надолго. Название романа тайваньского писателя У Чжолю присвоило ему крылатое прозвище «Cирота Азии». Перед лицом пришлой и чужой им власти тайваньцам оставалось разве что любить свой остров, и теперь от тайваньских политиков требуется в первую очередь демонстрировать «любовь к родной земле». Но этого явно недостаточно для рождения нации. К тому же Тайвань – остров иммигрантов, и его население весьма неоднородно по своим этническим и историческим корням. А главное, Тайвань – не просто периферия Китая, но его последний фронтир, и его жители более других народов Восточной Азии открыты мировому простору. В итоге политика на Тайване зависла между двумя полюсами: фактом «жизненной общности» островитян и мечтой о «глобальном мире» человечества. За неимением средств, адекватно выражающих связь этих полюсов, она выливается в споры о том, является ли Тайвань частью Китая. Но тайваньцы чувствуют фиктивность этого противопоставления и в большинстве своем не возражают против нынешнего двусмысленного статуса острова [Fell, 2018, p. 162].
2 Попробуем поставить отмеченные напряжения и сопряжения тайваньского общества в контекст китайской цивилизации. Первое, что бросается в глаза, когда мы обращаемся к самообразу последней, это тенденция определять единство страны через ее особенности и отличие от окружающего мира. Главное свойство Китая – «китайская специфика» в ее бесконечном разнообразии. В основе такого взгляда на мир лежит, в сущности, сведение реальности к событию, перемене – всегда единичным, несравненным. Это означает, что вещи достигают внутренней полноты, реализуют себя как раз в пределе своего существования, в моменте перехода в иное и потому существуют ровно настолько, насколько не существуют. Следовательно, все в мире только подобно себе, и в нем нет ничего реальнее мнимости.
3 В итоге вещи едины именно в их отличии от других. Эта квазидиалектика превращения закреплена в центральном для китайской культуры понятии ритуала1. Последний определяет единение людей через различие между ними и даже делает непрозрачность отношений залогом согласия вовлеченных в них сторон! Воспитывая бодрствование духа, ритуал учит ценить специфику момента ⁠и локальное своеобразие. 1. Первостепенная роль ритуала (не путать с обрядом) в культурной практике Китая в последнее время заняла важное место в китаеведческих исследованиях [Seligman et al., 2008].
4 Неудивительно, что власть в КНР зиждется не столько на абстрактном единстве нации, сколько именно на различиях: с одной стороны – отличии Китая от прочих цивилизаций, с другой – разделении на управляющих и управляемых внутри государства или, по сути, «сознательных» вождей общества, живущих в соответствии с ритуальным порядком, и элементов «несознательных», пренебрегающих ритуалом ради личной выгоды. Первые обладают внутренним знанием «предельно утонченного» ритма мировых превращений, а вторым доступна только «грубая» сторона вещей, которая познается физическим восприятием и работой умозрения.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 168

Оценка читателей: голосов 0

1. Дао-Дэ цзин. Книга о Пути жизни. Пер. В.В. Малявина. Москва: Феория, 2010.

2. Дикарев А.Д., Лукин А.В. «Тайваньская нация»: от мифа к реальности? Сравнительная политика. 2021. № 1. С. 118–133.

3. Малявин В.В. Уроки тайваньской демократии. Отечественные записки. 2007. № 6. С. 197–212.

4. Малявин В.В. Китайский этос, или Дар покоя. Иваново: Роща, 2016.

5. Малявин В.В. «Поднебесная» или «Азия»? Об утопических установках современной политики в Дальневосточном регионе. Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 1. С. 130–146.

6. Малявин В.В. Евразия и всемирность. Изд. 2-е. Москва: Шанс, 2022.

7. Чэнь Цзя-вэй. Демократическая Прогрессивная партия Тайваня и поставторитарная модернизация. СПб: Алетейя, 2017.

8. Шань хай цзин. Каталог гор и морей. Пер. Э.М. Яншиной. Москва: Наука, 1977.

9. Taiwan rejects cheque-book diplomacy tag over Pacific aid. АBC News. 02.09.2013. http://www.abc.net.au/news/2013-09-02/an-taiwan-reject-chequebook-diplomacy-tag/4928456 (accessed: 28.12.2022).

10. Blanchard B. China to lift aid to Pacific, sees cooperation with Taiwan allies. Reuters. 13.11.2014. http://news.yahoo.com/china-lift-aid-pacific-sees-cooperation-taiwan-allies-052745950.html (accessed: 28.12.2022).

11. Fell D. Government and Politics in Taiwan. New York: Routledge, 2018.

12. Foucault M., Miskowiec J. Of Other Spaces. Diacritics. 1986. Vol. 16. No. 1. Pp. 22–27.

13. Hsia A. Viable Diplomacy and Taiwan – U.S. – China Relations. Berkeley: University of California, 2009. https://china.usc.edu/calendar /viable-diplomacy-and-taiwan-us-china-relations (accessed: 28.12.2022).

14. Istenič S. In Search for More Sun: Taiwan’s International Space. Presentation at the 11th Annual Conference on the Taiwan Issue in China-Europe Relations. Shanghai: Shanghai Institute for International Studies, 14–16 September 2014. Vol. 1.

15. Ong A. Flexible Citizenship: The Cultural Logics of Transnationalism. Durham: Duke University Press, 2012.

16. Seligman A.B., Weller R.P., Puett M.J., Simon B. Ritual and Its Consequences. An Essay on the Limits of Sincerity. Oxford: Oxford University Press, 2008.

17. Ting-Hui Lin. Taiwan’s Contribution to the Pacific Islands Security from the Perspective of the Pacific Plan. Managing the Regional Security Agenda. Ed. by Ming-Hsien Wong. New Taipei City: Tamkang University Press, 2013.

18. Tu Wei-ming. Cultural China: The Periphery as the Center. Daedalus. 1991. Vol. 120. No. 2. Pp. 1–32.

19. Ungrounded Empires: The Cultural Politics of Modern Chinese Transnationalism. Ed. by A. Ong, D.M. Nanimi. New York: Routledge, 2003.

20. Wang A. Sharing Success, One Project at a Time. Taiwan Review. 01.12.2012. https://taiwantoday.tw/news.php?unit=4,29,29,31,45&post =7952 (accessed: 28.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх