Действительно ли опросы общественного мнения изучают общественное мнение?

 
Код статьиS013216250003169-8-1
DOI10.31857/S013216250003169-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: кафедра исторической социологии факультета гуманитарных исследований Карлова университета
Адрес: Чехия, Прага
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы56-62
Аннотация

Социологические дискуссии об общественном мнении содержат в себе ряд теоретических дилемм. Первая из них касается момента возникновения данного феномена: появляется ли он только с формированием современного общества, или же присутствует и в других, более ранних типах общества. Вторая дилемма связана с противопоставлением реалистского и номиналистского подходов, а третья – со спором сторонников монистической и плюралистической перспектив. В то же время с исследовательской точки зрения упомянутые теоретические дилеммы не имеют принципиального значения. Ученые-практики исходят из так называемого операционального определения понятия «общественное мнение», которое они трактуют как то, что изучают опросы общественного мнения. Однако в этом случае тоже возникает проблема – исследование, направленное на изучение и анализ общественного мнения, легко может стать его же источником. Другими словами, метод изучения общественного мнения рискует обернуться инструментом его создания.

Ключевые словаобщественное мнение • общественность • опрос общественного мнения • теоретические дилеммы • модернизм • примордиализм • реализм • номинализм • монизм • плюрализм
Получено26.12.2018
Дата публикации09.01.2019
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2125

Оценка читателей: голосов 0

1. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967.

2. Гэллап Дж., Рей С.Ф. Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 2017.

3. Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963.

4. Allport F.H. (1965) Toward a Science of Public Opinion. In: Katz D., Cartwright, D., Eldersveld S., McClung L.A. (eds) Public Opinion and Propaganda: A Book of Readings. New York: Holt, Rinehart and Winston: 51–61.

5. Bain R. (1970) Veřejnost. In: Studijní a informační materiály II. Praha: ÚVVM ČSAV: 19–20. (In Czech)

6. Bauer W. (1930) Die Öffentliche Meinung in der Weltgeschichte. Wildpark; Potsdam: Akademische

7. Verlagsgesellschaft Athenaion. (In German)

8. Bláha A. (1946a) Veřejné mínění. Veřejné mínění. Vol. 1. No. 3: 2–3. (In Czech)

9. Bláha A. (1946b) Veřejné mínění. Veřejné mínění. Vol. 1. No. 4-5: 2–3. (In Czech)

10. Bourideu P. (1979) Public Opinion Does Not Exist. In: Matterlat A., Siegelaug S. (eds) Communication and Class Struggle. Vol. I: Capitalism, Imperialism. New York: International General: 124–130.

11. Bryce J. (1899) American Commonwealth. Vol. I–III. New York: The Macmillan Company.

12. Davison W.P. (1970) Veřejné mínění. In: Studijní a informační materiály II. Praha: ÚVVM ČSAV: 1–16. (In Czech)

13. Durkheim É. (1926). Pravidla sociologické methody. Praha: Orbis. (In Czech)

14. Filmer P., Phillipson M., Silverman D., Walsh D. (1975) Neue Richtungen in der soziologischen Theorie. Wien; Köln; Graz: Hermann Bölhaus Nachf. (In German)

15. Gallup G. (1948) Průvodce po výzkumu veřejné mínění. Praha: Orbis. (In Czech)

16. Gellner E. (2002) Nacionalismus. Brno: CDK. (In Czech)

17. Habermas J. (2000) Strukturální přeměna veřejnosti. Praha: Nakladatelství Filozofického ústavu AV ČR. (In Czech)

18. Le Bon G. (1994) Psychologie davu. Praha: KRA. (In Czech)

19. Lundberg G.A. (1939) Foundations of Sociology. New York: The Macmillan Company.

20. Mc Dougall W. (1921) The Group Mind: A Sketch of the Principles of Collective Psychology with Some Attempt to Apply Them to the Interpretation of National Life and Character. Cambridge: The University Press.

21. Monroe A.D. (1975) Public Opinion in America. New York: Dodd, Mead and Co.

22. Noelle-Neumann E. (1980) Die Schweigespirale: Öffentliche Meinung – Unsere soziale Haut. München: Piper. (In German)

23. Noelle-Neumann E. (1989) Öffentliche Meinung: Die Entdeckung der Schweigespirale. Frankfurt/Main; Berlin: Ullstein. (In German)

24. Ogle M.B. jr. (1950) Public Opinion and Political Dynamics. Boston: Houghton Mifflin Co.

25. Tarde G. (1901) L'Opinion et la foule. Paris: Félic Alcan, Éditeur. (In Fr.)

26. Tönnies F. (1922) Kritik der öffentlichen Meinung. Berlin: Julius Springer. (In German)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх