Аннотация | В статье рассматривается литературная ситуация в Турции 1990–2000-х годов, которая характеризуется сменой парадигмальных установок писателей, резкой десакрализацией писательского труда, лишением литературы познавательной и воспитательной функции и превращением ее в работу, бизнес, игру. Подчеркивается, что ориентировка турецкой литературы исключительно на потребление делает актуальной ее «вертикальную» градацию, т.е. деление в зависимости от интеллектуального уровня потребителей художественной продукции: «высокая» / «элитарная» литература, предназначенная для узкого круга ценителей и требующая немалых усилий и большого культурного кругозора для адекватного восприятия текста (О. Памук, А. Тунч, С. Кайгусуз, Х. Гюндай и др.), «массовая» литература, рассчитанная на чтение в транспорте, дома на диване после трудного рабочего дня (А. Арас, Г.Ш. Бирсель, Н. Безмен, Ф.О. Шеран, К. Алкан, Г. Огют и др.). Особое место в статье отводится срединной / «промежуточной» литературе (О.З. Ливанели, А. Кулин, Б. Узунер, А. Умит, Дж. Тан, И. Пала, Т. Киремитчи, С. Шахинер и др.), которую в российском литературоведении чаще всего называют «беллетристикой». В турецком литературоведении этот термин не прижился. Срединная беллетристика тесно смыкается как с «верхом», так и с «низом» литературы. Окончательную принадлежность того или иного текста к беллетристике, «высокой» или «массовой» прозе может определить только время. В рамках данной вертикальной градации рассматривается мейнстримовское направление турецкой массовой словесности – фантастика (жанры, представители, издательства, специализирующиеся на издании фантастической продукции и т.п.). Подчеркивается, что исследование турецкой фантастики осложняется сегодня и тем, что о ней все труднее говорить как о явлении исключительно литературном. Устойчивую конкуренцию фантастическим книгам составляют кинопродукция турецкого Голливуда, киностудии Йешильчам, комиксы и компьютерные игры. В итоге делается вывод, что изучать современную турецкую фантастику только с помощью литературоведения едва ли возможно. Для исследования этого феномена необходимо привлечение представителей других гуманитарных наук – культурологов, социологов, философов, психологов. Т.е. нужны новые междисциплинарные методики. |