Литературный процесс в Турции 1990-2000-х годов

 
Код статьиS086919080023952-4-1
DOI10.31857/S086919080023952-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, заведующий кафедрой тюркской филологии, ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы196-203
Аннотация

В статье рассматривается литературная ситуация в Турции 1990–2000-х годов, которая характеризуется сменой парадигмальных установок писателей, резкой десакрализацией писательского труда, лишением литературы познавательной и воспитательной функции и превращением ее в работу, бизнес, игру. Подчеркивается, что ориентировка турецкой литературы исключительно на потребление делает актуальной ее «вертикальную» градацию, т.е. деление в зависимости от интеллектуального уровня потребителей художественной продукции: «высокая» / «элитарная» литература, предназначенная для узкого круга ценителей и требующая немалых усилий и большого культурного кругозора для адекватного восприятия текста (О. Памук, А. Тунч, С. Кайгусуз, Х. Гюндай и др.), «массовая» литература, рассчитанная на чтение в транспорте, дома на диване после трудного рабочего дня (А. Арас, Г.Ш. Бирсель, Н. Безмен, Ф.О. Шеран, К. Алкан, Г. Огют и др.). Особое место в статье отводится срединной / «промежуточной» литературе (О.З. Ливанели, А. Кулин, Б. Узунер, А. Умит, Дж. Тан, И. Пала, Т. Киремитчи, С. Шахинер и др.), которую в российском литературоведении чаще всего называют «беллетристикой». В турецком литературоведении этот термин не прижился. Срединная беллетристика тесно смыкается как с «верхом», так и с «низом» литературы. Окончательную принадлежность того или иного текста к беллетристике, «высокой» или «массовой» прозе может определить только время. В рамках данной вертикальной градации рассматривается мейнстримовское направление турецкой массовой словесности – фантастика (жанры, представители, издательства, специализирующиеся на издании фантастической продукции и т.п.). Подчеркивается, что исследование турецкой фантастики осложняется сегодня и тем, что о ней все труднее говорить как о явлении исключительно литературном. Устойчивую конкуренцию фантастическим книгам составляют кинопродукция турецкого Голливуда, киностудии Йешильчам, комиксы и компьютерные игры. В итоге делается вывод, что изучать современную турецкую фантастику только с помощью литературоведения едва ли возможно. Для исследования этого феномена необходимо привлечение представителей других гуманитарных наук – культурологов, социологов, философов, психологов. Т.е. нужны новые междисциплинарные методики.

Ключевые словасовременная турецкая литература, вертикальные литературные срезы, жанры фантастики
Получено06.01.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов18190
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Литературная ситуация в Турции в 1990-е годы изменилась коренным образом по сравнению с предшествующим периодом. Сошло на нет четкое разделение художественного процесса на направления и течения. Ведущее реалистическое направление «социального реализма» (О. Кемаль, Я. Кемаль, С. Коджагез, А. Несин, Ф. Байкурт и др.), которое не сдавало свои позиции на протяжении полувека, обнаружило изношенность реалистического кода и практически прекратило свое существование. Перестали быть актуальными и другие реалистические течения – социально-психологической (О. Акбал, Т. Уяр, Б. Карасу, Д. Джейхун и др.) и субъективно-психологической (С. Сойсал, Э. Оз, Ч. Алтан, М. Эроглу, Д. Озлю и др.) прозы [Репенкова 2020: 5–6].
2 Во многом слому привычных парадигм литературного процесса способствовал постмодернизм (О. Памук, М. Мунган, Б. Карасу, Н. Эрай, И.О. Анар и др.), который в 1990 – начале 2000-х годов оставался мейнстримом [Репенкова 2016: 19–25]. Именно благодаря ему произошла резкая десакрализация писательского труда («смерть автора»). Кем был турецкий писатель от Намыка Кемаля до Кемаля Тахира? Учителем жизни, честью и совестью народа. Кем он стал в 1990-е годы? Кем-то вроде развлекающего публику. Именно постмодернизм лишил литературу ее прежней гражданской роли, связанной главным образом с «левыми» идеями, подтолкнув к достаточно скромному, по сравнению с предшествующими десятилетиями, месту в современной развлекательной культуре. Здесь она с трудом конкурирует с кинофильмами, компьютерными играми и общением в Интернете. Художественная литература перестала восприниматься турецким обществом как носитель высшей истины, нравственный ориентир в потоке жизни. Поэтому единственное, что может выдвинуть писатель сегодня, это его собственный, индивидуальный взгляд на жизнь, не претендующий на абсолют или истину. Кому-то этот взгляд может показаться интересным, тогда книгу прочтут. А кому-то нет. Но мешать автору высказывать свое мнение никто не будет. Иными словами, если раньше, например, левоориентированному писателю было что сказать читателям (о социальном неравенстве, борьбе масс за свои права), но он далеко не всегда имел возможность высказаться из-за жестких цензурных ограничений, то теперь левые идеи стали неактуальны. Автор волен их декларировать, но они интересуют относительно немногих.
3 Лишившись своей познавательной и воспитательной функции, а соответственно и задач, выполнение которых турецкая художественная литература добровольно или вынужденно брала на себя на протяжении нескольких десятилетий, она обрела принципиально иную роль в жизни общества. Литература перестала быть священнодействием, а стала работой, бизнесом, игрой. Игровая составляющая художественного творчества тоже идет от постмодернизма. Важнейшей закономерностью сегодняшней литературной деятельности является обязанность писателя нравиться читателю. Конечно, и раньше писатели старались писать занимательно. Однако теперь рыночная конкурентноспособность их произведения выходит на первый план [Ковтун 1999: 99].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 304

Оценка читателей: голосов 0

1. Ковтун Е.Н. Поэтика фантастического. М.: Изд-во МГУ, 1999.

2. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М: Высшая школа, 2008.

3. Репенкова М.М. Турецкая литература на рубеже ХХ – ХХI веков: основные парадигмы. М.: Наука – Восточная литература, 2016.

4. Репенкова М.М. Турецкие писатели переходной эпохи. Литературные портреты. М.: Наука – Восточная литература, 2020.

5. Özlük N. Türk Edebiyatında Fantastik roman. Doktora tezi. İstanbul Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Türk Dili ve Edebiyatı Anabilim Dalı Yeni Türk Edebiyatı Bilim Dalı, 2010. S.71–72, 337–338.

6. Uğur V. Türk Edebiyatında Fantastik Roman. Türk Dili ve Edebiyatı Dergisi. İstanbul: İstanbul Üniversitesi Edebiyat Fakültesi, 2011. S. 133–154.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх