Нематериальная консолидация — формы, факторы, ключевые подходы

 
Код статьиS023620070015644-5-1
DOI10.31857/S023620070015644-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, 117218 Россия, Москва, ул. Кржижановского 24/35, корп. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №3
Страницы46-72
Аннотация

Человек — существо социальное. Но то, что стоит за этим описанием, в разных теоретических традициях предстает по-разному. Так, в структурно-функционалистских подходах социальность понималась как проблема социального порядка, зачастую рассматривалась в отрыве от самого человека и получала соответствующие коннотации (солидарности, интеграции, коммуникации и т.д.). В то же время «понимающая» социология, фокусирующаяся на обобщенных смыслах действий или установках индивидов, в свою очередь, проблематизировала условия возможности консенсуса и порядка, отталкиваясь от ситуации самого индивида. «Понимающие» подходы, по мнению авторов, делают возможным более широкий взгляд на проблему социального порядка, который в этом смысле не редуцируется исключительно к системным (материальным, экономическим, административным) факторам, мотивациям или ориентирам, но предполагают иные основания рационального, общественно-консенсусного поведения. Цель статьи — операционализация социальной природы человека через более широкое понятие консолидации и деконсолидации (связывающее системный макро-уровень и индивидуальный микро-уровень социального анализа), а также реконструкция суммы консолидационно-значимых факторов. Так, авторы обращаются к теории рационального выбора Дж. Коулмана и Х. Эссера и соответствующему пониманию человеческой рациональности, нацеленной на максимизацию в том числе «нематериальной прибыли». При этом источники и условия нематериальной консолидации авторы связывают с аккумуляцией самых разных форм «социального капитала», обеспечивающего доверие людей к его держателям. Концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса даёт авторам основания считать нематериальным условием социальной консолидации «публичную сферу» как пространство структурных сцеплений «жизненно-мировых» ожиданий акторов и политической системы, в своей повестке зачастую игнорирующей «недорефлексированные темы» и «недопредставленные сообщества». Ориентируясь на теорию Э. Гидденса, авторы рассматривают в качестве методологического инструмента анализа нематериальной консолидации его концепт «двойной герменевтики». Последняя обеспечивает обмен морально-нормативными истолкованиями политических событий и решений между интеллектуалами, учеными, политиками и обычными гражданами, в свою очередь способными к «рефлексивному мониторингу» действий и решений «вышестоящих инстанций».  В качестве другого условия социальной консолидации рассматриваются так называемые «экспертные системы знания», обеспечивающие социальный консенсус и стандартизирующие коммуникацию. Идеи П. Бурдье о «социальном пространстве» дают основания считать фактором (де-)консолидации общества рассогласования между контрадикторными типовыми габитусами (стилями жизни, типами потребления, социальными ожиданиями) в гетерогенном социальном пространстве. В итоге кристаллизуется комплексное и синтетическое понятие социальной консолидации, конкретизирующее абстрактное понятие социальной природы человека.

Ключевые словасоциальная консолидация, нематериальные факторы, социальная теория, коммуникация
Получено29.06.2021
Дата публикации29.06.2021
Кол-во символов53643
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 566

Оценка читателей: голосов 0

1. Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 36‒59.

2. Луман Н. Введение в системную теорию / пер. с нем. К. Тимофеева. М.: Логос, 2007.

3. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011.

4. Bourdieu P. et al. First Lecture. Social Space and Symbolic Space: Introduction to a Japanese Reading of Distinction. Poetics Today. 1991. Vol. 12. N. 4. P. 627–638.

5. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

6. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital. The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95‒120.

7. Coleman J.S. Weber and the Protestant Ethic. A Comment on Hernes // Rationality and Society. 1989. Vol. 1. Iss. 2. P. 291–294.

8. Esser H. Soziologie: allgemeine Grundlagen / H. Esser. —3 aufl. — Frankfurt. New York: Campus Verlag, 1999.

9. Giddens A. New Rules of Sociological Method. New York: Basic Books, 1976.

10. Habermas J. Civil Society and the Public Sphere. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge. MA: MIT Press, 1996.

11. Olson M. The logic of collective action: Public Goods and the theory of Groups. Cambridge. MA: Harvard University Press, 1971. P. 9‒16.

12. Opp K.-D. Der 'Rational Choice'-Ansatz und die Soziologie sozialer Bewegungen // Forschungsjournal Soziale Bewegung. 1994. Iss. 2. p. 11–26.

13. Pähler M. Rational-Choice-Theorie - Ein Einblick in die Rational-Choice-Theorie nach Coleman und Esser mit anschließender Anwendung des Themas Emotionen. Munich: GRIN Verlag, 2005, [online]. Accessed 06.03.2021. URL: https://www.grin.com/document/56636

14. Smelser N.J. Theory of Collective Behavior. London: Routledge & Paul, 1962.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх