Учебные поездки в Китае как инструмент повышения качества образования

 
Код статьиS086919080023910-8-1
DOI10.31857/S086919080023910-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы151-162
Аннотация

В последнее десятилетие Китай продолжает вести активную политику в реформировании системы образования и повышении качества человеческого капитала, создавая среду, благоприятную для социально-экономического развития государства. Развитие образовательной сферы происходит по всем направлениям, и реформы уже не ограничиваются только обязательным девятилетним образованием. Власти подчеркивают необходимость качественного обучения и предпринимают шаги для совершенствования образовательного процесса. «Высокое качество» образования должно быть всесторонним, так как оно является ключевым способом обеспечить долгосрочный экономический рост всей страны в целом. В подобных условиях развитие сегмента учебных поездок, как инструмента для расширения кругозора учащихся и развития их практических навыков, становится все более популярным, в связи с чем и получил поддержку властей. Учебные туры организуются школами в соответствии с особенностями региона, возрастом учащихся и потребностями содержания учебных программ по конкретным предметам. Целью подобных поездок за пределы школы является обогащение знаний учащихся начальных и средних школ, знакомство с природой и культурой, а также получение опыта коммуникации в обществе и принятия самостоятельных решений.

Несмотря на вызовы, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, сегменту в целом удалось справиться с кризисом и выйти на новый виток развития. Незадолго до начала реализации Политики «двойного сокращения», нацеленной на сокращение объемов домашних заданий и внеучебной нагрузки, и повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения, учебные поездки стали неотъемлемой частью образовательных программ начальных и средних школ страны, однако это направление все еще находится на пути формирования и стандартизации.

Сегодня все чаще отмечается, что учебные поездки сегодня наследуют и развивают традиционную китайскую философию образования «прочитать тысячу книг и проехать тысячу миль», и становятся важным новым содержанием и новым инструментом качественного образования в стране.

Ключевые словаКитай, учебные поездки, качественное образование, политика «двойного сокращения», STEAM-образование, пандемия
Получено21.02.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов28358
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 В связи с проводимыми в последние годы в Китае реформами национального образования и необходимостью развития системы качественного обучения, так называемые учебные туры получили новый стимул к развитию, а их роль в системе образования КНР становится все более заметной.
3 Под учебными турами/поездками (研学 yánxué) подразумеваются "внешкольные образовательные мероприятия, сочетающие в себе проведение исследовательских работ, экскурсий, путешествий, организованных отделами образования и школами в плановом порядке посредством групповых поездок и совместных работ", обычно проводимых государственными школами в сотрудничестве с туристическими агентствами [Гоцзя чжунчанци цзяоюй…, 2010].
4 Привычные зимние и летние лагеря, зарубежные учебные поездки, интегрированные в учебный процесс, практические мероприятия, весенние и осенние туры и экскурсии - все это в широком смысле относится к учебным турам и поездкам. Тематика, как правило, охватывает различные виды практической деятельности в области культуры, истории, расширения кругозора и проведения научных исследований.
5 Учебные поездки рассматриваются как важный инструмент в построении системы качественного образования и помогают поддерживать интерес учащихся к учебе, развивать навыки мышления, принятия независимых решений, а также способствуют «укреплению коллективного сознания». Именно поэтому подобные мероприятия постепенно вошли в учебные планы всех образовательных учреждений Китая.
6 Целью данного исследования было проследить историю развития нового направления внеклассной деятельности в Китае, рассмотреть процесс организации и содержания учебных поездок, их связь с учебным процессом и качеством образования, а также изучить влияние пандемии и новых образовательных реформ на реализацию внеклассных активностей.
7 В связи с тем, что подобный формат дополнительного образования является для Китая относительно новым явлением, для рассмотрения вопроса особое внимание было уделено нормативным правительственным документам и ряду проведенных исследований и опросов, позволяющих оценить первые годы развития этого образовательного сегмента.
8 Автор целенаправленно уделяет внимание развитию направления практических внеклассных мероприятий только в китайских школах, поскольку несмотря на имеющийся схожий опыт в других странах, подобное компаративная работа может лечь в основу отдельного комплексного исследования.
9

История вопроса

10 В 2010 году в «Национальной среднесрочной и долгосрочной программе реформ и развития образования» в рамках учебного процесса было предложено активно проводить научные исследования, общественные работы и практику, а в 2013 году в Национальной программе по туризму и отдыху (2013-2020 гг.), изданной Госсоветом КНР, впервые было предложено «постепенно внедрять учебные поездки для учащихся начальной и средней школы» [Гоминь люйю сюсянь…, 2013; Чжунсяосюэ сюэшэн фу цзинвай…, 2014]. В 2014 году Министерство образования выпустило «Руководство по учебным поездкам учащихся начальной и средней школы за границу», которое определяет содержание обучения, сроки, механизмы и зоны ответственности за организацию безопасности летних и зимних учебных поездок учащихся начальной и средней школы в другие государства [Цзяоюй бумэнь 11 бумэнь…, 2016].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 251

Оценка читателей: голосов 0

1. Гоминь люйю сюсянь ганъяо (2013–2020 нянь) дэ тунчжи. Официальный сайт Правительства КНР. (国民旅游休闲纲要(2013—2020年)的通知). http://www.gov.cn/zwgk/2013-02/18/content_2333544.htm (accessed: 25.06.2022).

2. Гоцзя чжунчанци цзяоюй гайгэ хэ фачжан гуйхуа ганъяо (2010–2020 нянь). Официальный сайт Правительства КНР. (国家中长期教育改革和发展规划纲要(2010–2020年). http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143.htm (дата обращения: 25.06.2022).

3. Гуаньюй иу цзяоюй цзедуань сюэкэлэй сяовай пэйсюнь шоуфэй югуань вэньти дэ тунчжи. Официальный сайт правительства провин-ции Хунань. (《关于义务教育阶段学科类校外培训收费有关问题的通知). http://www.hunan.gov.cn/zqt/zcjd/bmjd/202111/t20211124_21176639.html (дата обращения: 25.06.2022).

4. Гуаньюй цзиньибу цзяньцин иу цзяоюй цзедуань сюэшэн цзое фудань хэ сяовай пэйсюнь фудань дэицзянь. Байдувэньку (百度文库). (关于进一步减轻义务教育阶段学生作业负担和校外培训负担的意见). https://wenku.baidu.com/view/b18d6932b4360b4c2e3f5727a5e9856a561226f7.html (дата обращения: 25.06.2022).

5. Ли Тин (李 婷). K12 Цзяоюй гунсы жуцзю, «Шуанцзянь» с жи-хоу яньсюэ цзяоюй вэйцзи бинцунь. Байду Вэньку (K12教育公司入局,“双减”之后研学教育危机并存). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1716896870481617328&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 25.06.2022).

6. Цзиньшинянь люйюсинъе тоужун цзышуцзюй баогао. Цичача яньцзююань (企查查研究院). (近十年旅游行业投融资数据报告). https://new.qq.com/omn/20210127/20210127A05TYO00.html (дата обращения: 25.06.2022).

7. Цзяоюй бумэнь 11 бумэнь иньфа «Гуаньюй туйцзинь чжунсяо-сюэшэн яньсюэ люйсин дэ ицзянь». Официальный сайт Министерства образования КНР. (教育部等11部门印发《关于推进中小学生研学旅行的意见》). http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201612/t20161219_292360.html (дата обращения: 25.06.2022).

8. Чжан Ди (张笛). Цяньтань яньсюэ люйсин юй яньсюэ цзиди цзыжань шоумин чжоуци. Байду Вэньку (浅谈研学旅行与研学基地自然寿命周期). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1721104896405024030&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 25.06.2022).

9. Чжунго циньцзы юй яньсюэ люйсин няньду фачжань баогао. Туристическая компания Ханьвэнь Китайской туристической ассоциации (汉文旅集团联合中国旅游协会). (中国亲子游与研学旅行年度发展报告). https://xw.qq.com/cmsid/20200330A0L6V800 (дата обращения: 25.06.2022).

10. Чжунсяосюэ сюэшэн фу цзинвай яньсюэ люйсин ходун чжинань (中小学学生赴境外研学旅行活动指南). https://baike.baidu.com/item/中小学学生赴境外研学旅行活动指南(试行/14919854?fr=aladdin (дата обращения: 25.06.2022).

11. Чжунсяо сюэшэн цзунхэ шицзянь ходун кэчэн чжидао ганъяо. Байдувэньку (百度文库). (中小学生综合实践活动课程指导纲要). https://wenku.baidu.com/view/1bb2c75f6429647d27284b73f242336c1fb930df.html (дата обращения: 25.06.2022).

12. Чжунсяо сюэшэн шуцзя яньсюэ тяочжа баогао. Байдувэньку (百度文库). (中小学生暑假研学调查报告 (2021). https://wenku.baidu.com/view/d160361929f90242a8956bec0975f46527d3a7f2.html (дата обращения: 25.06.2022).

13. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань дишисы гэ унянь хэ 2035 нянь юаньцзин мубяо ганъяо. Государственный комитет КНР по делам развития и реформам. (中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要). https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghwb/202103/t20210323_1270124.html?code=&state=123 (дата обращения: 25.06.2022).

14. «Шисыу» Вэньхуа чанье фачжан гуйхуа. Байдубайкэ (百度百科) (“十四五”文化产业发展规划). https://baike.baidu.com/item/“十四五”文化产业发展规划/57212318?fr=aladdin (дата обращения: 25.06.2022).

15. «Шуанцзянь» дэ тунши туйдун «Шуанцзэн», цзэнцзя сяонэй тиюй дуаньлянь, сяовай тиюй пэйсюнь дэн шицзянь, цзихуэй. Министерство образования КНР (“双减”的同时推动“双增”,增加校内体育锻炼、校外体育培训等时间、机会 ). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1714914080347481968&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 25.06.2022).

16. Шуци яньсюэ ю жэньшу тунби цзэнчан чао 650%. Яньсюэ юцзоу цяо, Фуу бяочжунь яо гэнь шан (暑期研学游人数同比增长超650% 研学游走俏,服务标准要跟上). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1711914471384285340&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 25.06.2022).

17. Яньсюэ люйсин фуу гуйфань. Байдувэньку (百度文库). (研学旅行服务规范). https://wenku.baidu.com/view/fe4c2ec249fe04a1b0717fd5360cba1aa8118c7e.html (дата обращения: 25.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх