Роль образовательных центров в становлении и развитии транснационального шиитского движения

 
Код статьиS086919080023795-1-1
DOI10.31857/S086919080023795-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры иностранных языков
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация,
Должность: доцент
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы125-138
Аннотация

Статья посвящена выявлению влияния шиитских образовательных центров, расположенных в Ираке и Иране, на  становление и развитие транснациональных шиитских партий и движений в условиях, когда Иран сталкивается с обвинениями в попытке создать «шиитский полумесяц», то есть консолидировать вокруг себя шиитские сообщества, проживающие в различных странах Ближнего и Среднего Востока. Образовательные центры играют решающую роль в формировании политического мировоззрения рядовых шиитов, поскольку именно в ходе обучения шииты подпадают под идеологическое влияние того или иного религиозного авторитета – марджа‘ ат-таклид («образца для подражания»). Впоследствии по возвращении на родину шииты, активно вовлекающиеся в политическую деятельность, продолжают продвигать взгляды, привитые им их учителем в образовательном центре. В этой связи естественными являются соперничество образовательных центров за привлечение студентов, а также конкуренция взглядов на участие шиитских религиозных деятелей в политических процессах, усугубляющаяся расколом на сторонников и противников «правительственного шиизма» в самом Иране. Именно это соперничество определяет отсутствие единства внутри так называемого транснационального шиизма, что позволяет утверждать, что даже если у Ирана имеются амбиции по созданию «единого шиитского фронта», то они на данный момент не имеют под собой идеологических оснований. Как представляется, данный вывод подкрепляет тезис о развернувшейся вокруг Исламской Республики «информационной войны», направленной на демонизацию Тегерана, особенно в арабо-мусульманском мире, и недопущение закрепления Ирана  на позициях регионального лидера. При этом принципиально важно, чтобы научные изыскания не шли на поводу у политической конъюнктуры, рассматривая как данность деятельность Ирана по созданию Pax Islamica Shi‘a, а выявляли реальные возможности и ограничения Тегерана на данном направлении, и одним из этих ограничений как раз выступает соперничество шиитских образовательных центров, их руководителей и последователей.

Ключевые словашиизм, образовательные центры, Иран, Ирак, Неджеф, Кум, ислам, марджа‘ ат-таклид, транснациональное шиитское движение
Получено17.02.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов37800
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Образование (в том числе религиозное) играет особую роль в жизни мусульманских сообществ по нескольким причинам. Во-первых, в ходе получения образования формируется мировоззрение, прививаются ценности и определенные взгляды на политику. Недаром студенчество, еще не обремененное сковывающими социальными обязательствами, считается самой политически активной частью населения. Во-вторых, исламское вероучение рассматривает процесс получения знаний как форму служения Богу, что делает ученых и педагогов особо почитаемыми фигурами в мусульманских сообществах и объясняет высокую ценность образования для людей, исповедующих ислам.
3 Идея данной статьи возникла в ходе поиска ответа на следующий вопрос: каким образом можно эмпирически доказать или опровергнуть господствующие в академической и обывательской среде обвинения в адрес Ирана, касающиеся его стремления создать под своим руководством «шиитский полумесяц», в который входили бы как страны, где шииты составляют большинство (Ирак, Бахрейн) или влиятельное меньшинство населения (Ливан, Сирия), так и политические движения, представляющие интересы шиитского меньшинства в странах Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ, Катар).
4 Особый интерес для авторов представляла разработка подхода к оценке идеологического ресурса Ирана, позволяющая сравнить политическое видение различных организаций, которые могут составить так называемое транснациональное шиитское движение, их отношение к Ирану, его концептуальным представлениям о роли шиитских религиозных деятелей во внутренней и внешней политике государства. Поскольку политическое мировоззрение формируется главным образом в ходе обучения, в качестве исследовательской призмы были избраны шиитские образовательные центры, которые отвечают за подготовку шиитских муджтахидов, идейных вдохновителей и духовных «вождей» шиитских общин по всему миру. На основе обобщения данных из исторических источников (партийных документов, заявлений лидеров отдельных партий и движений, новостных сообщений, отражающих реакцию шиитских активистов на события, происходящие на Ближнем Востоке) и научной литературы, а также на базе анализа особенностей взаимодействия данных политических партий и движений с действующими правительствами в своих странах авторы выявляют особенности течений внутри транснационального шиитского движения, их связи с различными шиитскими образовательными центрами и отдельными религиозно-политическими деятелями.
5 Для того чтобы проследить влияние шиитских образовательных центров, в которых проходили обучение лидеры или идейные вдохновители отдельных шиитских политических организаций, представляется целесообразным провести сравнительный анализ данных организаций по следующим критериям: 1) участие во внутриполитических процессах в своих государствах – активное (активизм) или пассивное (квиетизм); 2) отношение к концепции «велаят-э факих», которое позволит определить степень близости идеологической платформы каждого из движений к иранскому видению роли шиитского правоведа в управлении государством; 3) отношение к марджаʻийе Али Хаменеи для оценки того, насколько «проиранским» в действительности является то или иное движение с точки зрения религиозных взглядов их руководителей.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 339

Оценка читателей: голосов 0

1. Беренкова Н.А. Особенности шиитских транснациональных движений в арабских странах Ближнего Востока. Религия и общество на Востоке. 2018. № 2. С. 113–135.

2. Раванди-Фадаи Л.М. Роль религиозного наставничества в противодействии экстремизму и терроризму. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. № 6. С. 1529–1540.

3. Филин Н.А. Изменения в институте религиозного наставничества после Исламской революции 1979 года в Иране. Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 31–37.

4. Филин Н.А. Система религиозного наставничества в трансформациях социальной реальности современного Ирана. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2014. № 1(123). С. 219–226.

5. Чикризова О.С. Конфессиональный фактор в антибританском восстании 1920 года в Ираке. Новая и новейшая история. 2021. № 2. С. 93–108.

6. Buchta W. Who Rules Iran? The Structure of Power in the Islamic Republic. The Washington Institute for Near East Policy, Konrad Adenauer Stiftung, 2000.

7. Ghobadzadeh N., Akbarzadeh Sh. Religionization of politics in Iran: Shiʻi seminaries as the bastion of resistance. Middle Eastern Studies. 2020. Pp. 1–15. DOI: 10.1080/00263206.2020.1748013

8. Litvak M. Shiʻi scholars of nineteenth-century Iraq. The “Ulama’” of Najaf and Karbala. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

9. Louër L. Shiʻism and Politics in the Middle East. London: Hurst & Company, 2012.

10. Nakash Y. The Shiʻis of Iraq. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1994.

11. Schooling Islam: The Culture and Politics of Modern Muslim Education. Eds. R.W. Hefner, M.Q. Zaman. Princeton: Princeton University Press, 2007.

12. Smyth Ph. The Battle for the Soul of Shiʻism. Middle East Review of International Affairs. 2012. Vol. 16. No. 3 (September). Pp. 1–17.

13. The Most Learned of the Shiʻa. The Institution of Marjaʻ Taqlid. Ed. L.S. Walbridge. Oxford: Oxford University Press, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх