К пониманию времени в вишишта-адвайта-веданте

 
Код статьиS086919080023319-7-1
DOI10.31857/S086919080023319-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры истории философии, руководитель Центра исследования философии и культуры Индии «Пурушоттама»
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Центр исследования философии и культуры Индии «Пурушоттама»
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы221-231
Аннотация

Целью статьи является освещение понимания феномена времени (kāla) в индийской философской традиции вишишта-адвайта-веданта (viśiṣṭādvaita vedānta) – одной из важнейших философских систем средневековой Индии, в развитие которой внес большой вклад философ и теолог рубежа XI–XII веков Рамануджа (Rāmānuja, 1017–1137). Как и весьма многие иные проблемы, трактовка времени в индийской философской традиции тесно связана с сотериологической задачей: «освобождение» означает выход из сансары, а важнейшей характеристикой ее является время. В вишишта-адвайте частный вопрос времени рассматривается в рамках фундаментальной проблемы соотношения мира и Брахмана. Время, как нечто феноменальное и имеющее отношение к материальному миру, рассматривалось последователями этой школы в широком контексте «мирского» (jagat), поскольку Брахман в своей чистой форме вневременен и трансцендентен пространству и времени. Для решения проблемы соотношения мира и Брахмана Рамануджа использует логико-грамматический принцип, именуемый sāmānādhikaraṇya. В статье анализ данного принципа предваряется философской и историко-философской экспозицией проблемы времени. Также представлена краткая эволюция взглядов представителей вишишта-адвайты на понятие времени, начиная с Натхамуни (Nāthamuni, 824–924) и заканчивая Мегханадарисури (Meghanādarisūri, ок. 1350). Отдельно представлена полемика Рамануджи с джайнами по проблеме времени, изложенная им в «Шрибхашье» (Śrībhāṣya), философском комментарии на «Брахма-сутры» (Brahma-sūtra). В заключении конституируется понимание феномена времени в рамках традиции вишишта-адвайты в аспекте ее философских реляций с адвайта-ведантой и актуального на сегодняшний день понимания времени как линейного необратимого процесса (на чем зиждется понятие прогресса и футуризма).

Ключевые словаВеданта, вишишта-адвайта, проблема времени, философия языка, Рамануджа, саманадхикаранья, «Шрибхашья», индийская философия
Источник финансированияРабота подготовлена при поддержке Мегагранта Минобрнауки (VIII очередь) № 075-15-2021-603 «Разработка методологии и интеллектуальной базы нового поколения по изучению индийской философии в ее соотношении с другими ведущими философскими традициями Евразии» (получатель Псху Р.В.: написание, редактирование), а также при поддержке гранта № 104701-2-000 «Познавательные стратегии основных философских традиций Евразии» Программы стратегического академического лидерства РУДН «Приоритет-2030» (получатель Роман Л.Г.: написание, редактирование).
Получено18.12.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов37191
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Понятие времени, вероятно, самое философское понятие в науке, является также и одним из самых популярных. Помимо того, что оно понимается в различных науках сообразно специфике их предметов (так, можно говорить о понятии времени в естествознании, лингвистике, психологии, истории и др., специфические особенности понимания времени в данных областях упомянуты ниже), бытует еще и множество трактовок времени в каждой из этих дисциплин. Существующие классификации времени, какое название они не носили бы, соотносятся по сути с двумя регистрами сознания, первый из которых приводит к объективации времени (рационалистическая традиция), второй – к его субъективации (мистическая) [Парибок, Псху, 2020, с. 59]. Рационалистическое понимание времени так или иначе связано с объективным миром человека, мистическое – с его внутренним. Им. Кант (1724–1804) в своем учении о времени попытался объединить оба регистра в противопоставлении времени как формы априорной формы чувственности (то, что имеет отношение к феноменальному миру) и вневременности как характеристики мира вещей в себе (то, что имеет отношение к ноуменальному миру). Время не является чем-то объективным и реальным: это чистая форма внутреннего, дробность которого предполагает тотальность временной последовательности [Гайденко, 2003, с. 134–150]. «Все действительные вещи мы представляем себе находящимися во времени, а не содержащимися под общим его понятием» [Кант, 1964, с. 398–399]. В физике понятие времени понимается как форма существования вещества и поля, что в принципе не противоречит Канту, если дополнить это утверждение фразой «как они представляются субъекту». Но в отличие от Канта, утверждающего вневременность мира вещей в себе, в физике понятие времени само по себе бессодержательно в отрыве от материальных процессов, продолжительность, последовательность и развитие которых оно характеризует. В лингвистике время – это категория глагола, которая выражает в отношении определенной точки отсчета либо одновременность, либо предшествование, либо предвосхищение некоего события или действия. То есть мы видим здесь также ориентацию на внешний мир, даже если идет описание внутренних переживаний. В психологии время используется в трех измерениях (ситуативном, биографическом и историческом), но также есть некий отсыл к внешнему миру, производящий определенные воздействия на мир внутренний. Особого внимания заслуживает и понятие исторического времени, используемого в истории [Герасимов, 2018], которое естественным образом отсылает нас к миру прошлых событий и их осмыслению в сознании историка.
2 Посюсторонность понимания времени в различных науках обусловлена самой спецификой времени – помыслить его вне связи с неким материальным наполнением невозможно. Но его природу можно понять не через материальность (в широком смысле этого слова), а через противопоставление вневременности. Такое понятие есть в философском учении Канта, но оно также есть и в мистически-ориентированных системах интеллектуальной истории человечества (к примеру, в суфизме и вишишта-адвайте). Подробнее см. [Парибок, Псху 2020].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 288

Оценка читателей: голосов 0

1. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М.: Восточная литература, 2002.

2. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003. № 9. С. 134–150.

3. Герасимов Г.И. Историческое время. Философия и культура. 2018. № 4. С. 28–38.

4. Денисов Ю.Н. Представление о времени в философии Бхартрихари (на материале «Главы о времени», карики 1–15). История философии. – 2000. № 7. С. 6–38.

5. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 381–426.

6. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. Под ред. В.И. Кальянова. С приложением «Грамматического очерка санскрита» А.А. Зализняка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1987.

7. Лысенко В.Г. Время. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. [интернет-источник: ВРЕМЯ (iphlib.ru)]. Дата обращения 21.02.2022.

8. Лысенко В.Г. Кала. Индийская философия: Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. С. 424–429.

9. Лысенко В.Г. Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика. Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988. С. 75–102.

10. Псху Р.В. «Ведартхасамграха» Рамануджи и становление вишишта-адвайта-веданты: Монография. М.: РУДН, 2007.

11. Парибок А.В., Псху Р.В. Мистическое переживание вечности как предел переживания времени Идеи и идеалы. 2020. Т.12. № 4. Ч. 1. С. 59–76.

12. Петрова М.И. Представления о времени и действии в древнеиндийском эпосе (на материале «Шантипарвы» и «Анушасанапарвы»). История философии. 2004. № 11. С. 134–146.

13. Хайдеггер М. Время и Бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

14. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Часть II. Источники и пределы познания. Санскритские параллели, ред. и примеч. А.В. Парибка. СПб.: Аста-пресс, 1995.

15. Buddhism and Jainism. Ed. K.T.S. Sarao, J, D. Long. Dortrecht. The Netherlands: Springer, 2017.

16. Balsev A.N. A Study of Time in Indian Philosophy. Wiesbaden, 1983.

17. Bedekar V.M. The Doctrines of Svabhāva and Kāla in the Mahābhārata and other old Sanskrit works. Journal of the University of Poona, Humanities, 13. 1961. P. 17–38.

18. Bilimoria P. Śabdapramāṇa: Word and Knowledge in Indian Philosophy. Kluwer Academic Publishers, 1988.

19. Monier-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary. Etymologically and Philologically Arranged. Motilal Banarsidass. Delhi – Varanasi – Patna – Madras. 1899.

20. Panikkar R. Time and History in the Tradition of India: Kāla and Karma. Cultures and Time. Paris, 1976. P. 63–78.

21. Patañjali. Mahābhāṣya. [Интернет-источник: व्याकरणमहाभाष्य खण्ड 25 - विकिपुस्तकानि (wikibooks.org)] Дата обращения: 20.02.2022.

22. Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. XX. Viśiṣṭādvaita vedānta. Ed. by S.H. Phillips, K.H. Potter. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers. 2017.

23. Rāmānuja. Śrībhāṣya. Madras, 1967. Vol. II.

24. Rāmānuja. Śrībhāṣya. Transl. By G. Thibaut. Sacred Books of the East. Ed. by M. Muller. Vol. XLVIII, 1904.

25. Rāmānuja. Vedārthasaṃgraha. [Интернет-источник: Ramanuja: Vedarthasamgraha (uni-goettingen.de)] Дата обращения 20-21.02.2022.

26. Schmücker M. Rāmānuja on time Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 233. Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018), P. 49–53.

27. Vassilkov Y.V. Kālavāda (the doctrine of Cyclical Time) in the Mahābhārata and the concept of Heroic Didactics. Composing a Tradition: Concepts, Techniques and Relationships. Proceedings of the First Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Puranas. Ed. by M. Brockington and P. Schreiner. Gen. Ed. R. Katišić. Zagreb. 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх