Древнеегипетская расписная ткань из коллекции Р. де Рустафьелля

 
Код статьиS086919080023083-8-1
DOI10.31857/S086919080023083-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ГМИИ имени А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Москва, Россия
Должность: художник-реставратор
Аффилиация: ФГБНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации», Москва, Россия
Адрес: Российская Федерация
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Центр египтологических исследований РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы228-241
Аннотация

Статья представляет собой первую подробную публикацию древнеегипетской расписной ткани эпохи Нового царства, некогда принадлежавшую Р. де Рустафьеллю и ныне хранящуюся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГМИИ I, 1а 6113). Целью статьи является введение в научный оборот музейного памятника до этого известного лишь по краткому описанию и черно-белой фотографии начала XX в. Помимо исторического и стилистического анализа, был проведен также технологический анализ ткани. Памятник из ГМИИ относится к группе расписных тканей (всего их около 30) второй половины XVIII – начала XIX династии (Новое царство, XIV–XIII вв. до н.э.) со сценами поклонения богине Хатхор. Эти ткани приносились в качестве вотивных даров в святилище Хатхор в Дейр эль-Бахри. Они могли висеть на стенах, покрывать ритуальные предметы, а также использоваться в религиозных процессиях. На ткани из ГМИИ богиня изображена в образе священной коровы. К ней обращены семь человек – трое мужчин и четыре женщины. Плохая сохранность надписей не позволяет точно определить, кем приходились эти персоны друг другу, но, вероятнее всего, они были членами одной семьи (родителями и их детьми). Технологический анализ показал, что ткани из Дейр эль-Бахри изготавливались как в ткацкой мастерской, так и в условиях домашнего хозяйства. Для богатых мастерских могли применять вертикальный ткацкий станок с двумя валами, а для домашнего производства – горизонтальный земляной ткацкий станок. Достаточно низкое качество нитей, а также ткачества (плохо регулировалось натяжение нитей основы и утка, неровный край правой боковой кромки, неравномерная плотность по полотну, ткацкие ошибки) позволяют предположить, что изготовление ткани, хранящейся в ГМИИ, не было работой профессионального ткача. Качественная роспись исполнялась, по всей видимости, централизованно в мастерской профессиональными художниками.

Ключевые словаДревний Египет, вотивная ткань, Дейр эль-Бахри, Хатхор, ГМИИ им. А.С. Пушкина, текстильные технологии
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00369-П «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено27.01.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов31228
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Данная статья завершает публикацию памятников из коллекции Роберта де Рустафьелля, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1913 г. в Лондоне на аукционе Сотби, Уилкинсона и Ходжа для Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ) были приобретены три памятника: додинастический глиняный саркофаг с мумией ГМИИ I, 1а 6122 [Анохина, Малых, Потрахов, Медникова, 2020; Анохина, Малых, Медникова, Орфинская, 2020], глиняный жертвенник эпохи Среднего царства ГМИИ I, 1а 6114 [Анохина, Малых, 2021] и расписная ткань эпохи Нового царства ГМИИ I, 1а 6113 (рис. 1).
2 В каталоге распродажи коллекции Р. де Рустафьелля 1913 г. сказано, что ткань, купленная Музеем, была найдена вместе с другими расписными тканями «в перемещенном верхнем слое на месте храма Хатхор в Фивах» – «in a mound of débris on the site of the Temple of Hathor at Thebes» [Rustaffjaell, 1913, p. 50–51]. Несомненно, имеется в виду святилище в Дейр эль-Бахри (Фивы, Западный берег Нила) эпохи XVIII династии. Там, на месте древнего храма Ментухотепа II (XI династия, XXI–XX вв. до н.э.) экспедиция под руководством Э. Навилля в сезоны 1905–1906 и 1906–1907 гг. обнаружила небольшие, как правило, прямоугольные, куски ткани с изображением поклонения богине Хатхор [Naville, 1913, p. 15; Pinch, 1993, p. 114].
3 В коллекции Р. де Рустафьелля находилось не менее семи расписных тканей из Дейр эль-Бахри [Rustaffjaell, 1913, p. 50–52]. Скорее всего, они были куплены у местных жителей или даже рабочих экспедиции Э. Навилля [Naville, 1913, p. 15; Pinch, 1993, p. 115]. Время покупки – лето 1905 г. [Rustafjaell, 1906, p. 242; 1915, p. 27]. Всего же расписных тканей из Дейр эль-Бахри со сценами поклонения Хатхор известно около 30. Помимо ГМИИ, они хранятся в Государственном Эрмитаже1, Египетском музее Каира, Британском музее2, Египетском музее Берлина, Королевском музее Онтарио3, Музее Метрополитен4, Музее изобразительных искусств Бостона, а также в частных коллекциях5 [Holder, 1993, p. 3–72; Pinch, 1993, p. 103–112; D’Auria, 1996]. Стилистически к тканям примыкают пять туник, также найденных в Дейр эль-Бахри и изображающих поклонение богине Хатхор (см. там же). 1. См.: [Матье, 1947, илл. 45]. Эта ткань попала в Государственный Эрмитаж задолго до официальных раскопок Э. Навилля.

2. >>>> ; >>>> ; >>>> (accessed: 14.11.2022).

3. >>>> ; >>>> ; >>>> ; >>>> ; >>>> ; >>>> (accessed: 14.11.2022).

4. >>>> ; >>>> ; >>>> (accessed: 14.11.2022).

5. >>>> (accessed: 14.11.2022).
4 Ткани с изображением Хатхор представляют собой отдельный тип вотивных приношений. В Древнем Египте вотивы посвящались богам как личные дары, чтобы умилостивить божество или получить от него какую-то помощь [Pinch, Waraksa, 2009]6. Ткани изготавливали в относительно небольшой временной промежуток: вторая половина XVIII – начало XIX династии (XIV–XIII вв. до н.э.). Как было отмечено, они происходят из святилища в Дейр эль-Бахри, построенного при царице Хатшепсут или Тутмосе III [Holder, 1993, p. 1–2; Pinch, 1993, p. 112–115; Dolińska, 2007]. Культу Хатхор в Дейр эль-Бахри отводилось особое место еще в эпоху Среднего царства, как показывают памятники храмового комплекса царя Ментухотепа II. Традиция почитания богини сохранилась там и в последующие эпохи. Хатхор – одна из самых любимых и важных богинь древних египтян. Она была связана с идеями рождения и посмертного возрождения, а также плодородия в целом; она считалась небесной богиней, покровительницей любви и красоты, музыки и танца, защитницей на том и этом свете; ее культ был тесно связан с царским [Vischak, 2001; Томашевич, 2006; 2010]. В эпоху Древнего царства знатные женщины чаще всего именуются ее жрицами [Томашевич, 2018]. В погребениях и на территориях храмов, святилищ находят многочисленные предметы, связанные с культом Хатхор: женские статуэтки, музыкальные инструменты и украшения с символикой богини, фигурки коровы – ее священного животного (см. ниже), изображения божеств ее «свиты»: Бэса и Таурет и т.д. [Pinch, 1993; Томашевич, Анохина, 2020; Анохина, Малых, Смоленкова, Томашевич, 2022]. 6. О практике обета (лат. ex voto – по обету) в Древнем Египте практически ничего не известно [Pinch, Waraksa, 2009, p. 2].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 441

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Малых С.Е., Медникова М.Б., Орфинская О.В. Глиняный гробик с мумией из ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт комплексного исследования. М.; СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2020.

2. Анохина Е.А., Малых С.Е., Потрахов Н.Н., Медникова М.Б. Комплексное междисциплинарное исследование глиняного гроба с мумией из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Краткие сообщения института археологии. 2020. Вып. 259. C. 411–424.

3. Анохина Е.А., Малых С.Е. «Дом души» из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. Вестник древней истории. 2021. Т. 81(4). С. 960–980.

4. Анохина Е.А., Малых С.Е., Смоленкова В.В., Томашевич О.В. Две глиняные женские статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Восток (Oriens). 2022. № 3. С. 245–263.

5. Матье М.Э. История искусства древнего Востока. Т. 1. Древний Египет. Вып. 3. Л.: Гос. Эрмитаж, 1947.

6. Орфинская О.В. Текстильные технологии Египта: формирование нити. Египет и сопредельные страны. 2020. Т. 2. С. 60–76.

7. Орфинская О.В. Текстильные технологии Египта: структура тканей. Египет и сопредельные страны. 2021. Т. 3. С. 37–65.

8. Орфинская О.В., Толмачева Е.Г. Предварительные результаты исследования текстильного материала из фиванской гробницы Чаи (ТТ 23): к вопросу о выработке методики изучения древнеегипетского археологического текстиля. Египет и сопредельные страны. 2016. Т. 4. С. 64–110.

9. Томашевич О.В. Радость по-древнеегипетски – бирюза. Петербургские египтологические чтения 2005. Доклады. Отв. ред. А.О. Большаков. 2006. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. С. 173–188.

10. Томашевич О.В. Ритуал zSS wAD в честь богини Хатхор в эпоху Древнего царства. Восток, Европа, Америка в древности. Ред. С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин. М.: Издательство Московского Университета, 2010. С. 86–94.

11. Томашевич О.В. О титулатуре супруги жреца Хафраанха, или жрицы Хатхор и Нейт в эпоху великих пирамид. Aegyptiaca Rossica. 2018. Вып. 6. С. 279–300.

12. Томашевич О.В., Анохина Е.А. Египетские редуцированные женские статуэтки в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина. Восток (Oriens). 2020. № 3. С. 193–210.

13. Backhouse J. ‘Scènes de Gynécées’. Figured Ostraca from New Kingdom Egypt: Iconography and Intent. Oxford: Archaeopress, 2020.

14. Barber E.J.W. Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with a Special Reference to the Aegean. Princeton: Princeton University Press, 1991.

15. D’Auria S. Three Painted Textiles in the Collection of the Boston Athenaeum. Studies in Honor of William Kelly Simpson. P. Der Manuelian (ed.). Boston: Museum of Fine Arts, 1996. Pp. 169–176.

16. Dolińska M. Temples at Deir el-Bahari in the New Kingdom. 6. Ägyptologische Tempeltagung, Funktion und Gebrauch altägyptischer Tempelräume. Leiden, 4. – 7. September 2002. B. Haring, A. Klug (Hrsg.). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Pp. 67–82.

17. Fischer H.G. Bat. Lexikon der Ägyptologie. Band I. W. Helck, E. Otto (Hrsg.). Wiesbaden: Otto Harrassowitz-Verlag, 1975. Sp. 630–632.

18. Gleba M., Griffiths D. Textile remains from a Middle Bronze Age burial in Sidon. Archaeology and history in the Lebanon. 2011. Vol. 34–35. Pp. 1–12.

19. Gleba M., Harris S. The first plant bast fibre technology: identifying splicing in archaeological textiles. Archaeological and anthropological sciences. 2019. Vol. 11(5). Pp. 2329–2346.

20. Granger-Taylor H. Evidence for linen yarn preparation in Ancient Egypt: the hanks and fibre strips and the balls of prepared rove from Lahun in the Petrie Museum of Egyptian Archaeology, University College London (UC 7421, 7509 and 7510). Lahun studies. S. Quirke (ed.). Reigate: Rubicon Press, 1998. Pp. 102–111.

21. Holder T.L. Eighteenth Dynasty Painted Votive Textiles from Deir el-Bahri, Egypt. Diss. Toronto: University of Toronto, 1993.

22. Kemp B., Vogelsang-Eastwood G. The Ancient Textile Industry at Amarna. London: Egypt Exploration Society, 2001.

23. Leveque M.A. Technical Analysis of Three Painted Textiles in the Collection of the Boston Athenaeum. Studies in Honor of William Kelly Simpson. Peter Der Manuelian (ed.). Boston: Museum of Fine Arts, 1996. Рр. 177–178.

24. Lucas A. Ancient Egyptian Materials and Industries. London: Edward Arnold, 1962.

25. Naville E. The Temple of Deir el Bahari. Pt. IV. London: Egypt Exploration Fund, 1901.

26. Naville E. The XIth Dynasty Temple at Deir ei-Bahari. Vol. I. London: Egypt Exploration Fund, 1907.

27. Naville E. The XIth Dynasty Temple at Deir el-Bahari. Vol. III. London: Egypt Exploration Fund, 1913.

28. Parlasca K. Mumienporträts und verwandte Denkmäler. Wiesbaden: Steiner, 1966.

29. Pinch G. Votive Offerings to Hathor. Oxford: Griffith Institute, 1993.

30. Pinch G., Waraksa E. Votive Practices. UCLA Encyclopedia of Egyptology, J. Dieleman, W. Wendrich (eds.). Los Angeles: University of California, 2009.

31. Pischikova E. ‘Cow Statues’ in Private Tombs of Dynasty 26. Servant of Mut: Studies in Honor of Richard A. Fazzini. S.H. D’Auria (ed.). Leiden: Brill, 2008. Pp. 190–197.

32. Pritchard F. Clothing culture: dress in Egypt in the first millennium AD. Clothing from Egypt in the collection of the Whitworth Art Gallery. Manchester: Whitworth Art Gallery, 2006.

33. Rast-Eicher D. Fibres. Microscopy of archaeological textiles and furs. Budapest: Archaeolingua Alapítvány, 2016.

34. Roth H.L. Ancient Egyptian and Greek looms. Halifax: Bankfield Museum, 1913.

35. Rustafjaell de R. The Earliest Known Paintings on Cloth. The Connoisseur. 1906. Vol. 14, No. 56. Pp. 239–242.

36. Rustafjaell R. de. Catalogue of the remaining part of the valuable collection of Egyptian antiquities formed by Robert de Rustafjaell, esq. Sotheby, Wilkinson & Hodge, 20–24 Jan. 1913. London: J. Davy and Sons, 1913.

37. Rustafjaell R. de. Photographs of an Egyptian Collection Illustrated in 37 Plates. New York: Egyptian Art Gallery, 1915.

38. Vischak D. Hathor. The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Vol. II. D.B. Redford (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2001. Pp. 82–85.

39. Wild J.P., Wild F. Qasr Ibrim: new perspectives on the changing textile cultures of Lower Nubia. Egypt in the first millennium AD. Perspectives from new fieldwork. E.R. O’Connell (ed.). Leuven, Paris, Walpole: Peeters, 2014. Pp. 71–80.

Рис. 1. Расписная ткань, ГМИИ I,1а 6113 (рис._1.JpG, 225 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Технологические особенности ткани ГМИИ I,1а 6113 (рис._2.tif, 8,508 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх