Соглашения Российской Федерации с отдельными зарубежными странами по разграничению и освоению сопредельных участков морских пространств, их значение для развития системы юнитизационного законодательства

 
Код статьиS231243500026194-1-1
DOI10.18254/S231243500026194-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры правового регулирования топливно-энергетического комплекса Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы36-42
Аннотация

В современный период формирования системы юнитизационного законодательства необходимо обобщение мирового опыта заключения и использования юнитизационных соглашений при освоении месторождений углеводородного сырья, участков морских пространств, их разграничения межу сопредельными и противолежащими государствами. В данной статье показаны особенности решения вопросов в определении взаимоотношений по сотрудничеству Российской Федерацией с отдельными государствами по разграничению и использованию сопредельных морских пространств в целях эффективного и рационального их использования, исключения отрицательного воздействия на окружающую среду. Отношения в данной сфере должны строиться на общих принцип международной юнитизации, что требует, обобщение мировой практики в этом направлении, создании на этой основе правовой основы юнитизационных соглашений как на международном, так и национальном уровне, способствующей гармонизировать интересы всех участников разработки, осваивать сторонами трансграничное месторождение наиболее эффективным и рациональным способом и уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду.

Ключевые словаэнергетическое право, юнитизационные соглашения, трансграничные месторождения, освоение сопредельных участков морских пространств
Получено12.03.2023
Дата публикации27.06.2023
Кол-во символов17106
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Российская Федерация уделяет значительное внимание регулированию отношений, связанных с реализацией прав на межгосударственные трансграничные месторождения, в части порядка освоения таких месторождений углеводородного сырья, определения их правового статуса. Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы разграничения с сопредельными государствами участков дна морских пространств, континентального шельфа Каспийского моря, Балтийского моря, Баренцева моря, Северного Ледовитого океана, определения условий по сотрудничеству в соответствующих зонах, порядка распределения доходов, управления этой деятельностью и т.д.
2 Для решения указанных вопросов Российской Федерацией заключены следующие Соглашения : с Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря 2002 года [1],с Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование 2003 года [2], с Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море 2003 года [3]; Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 года [4].
3 В 2001 году между Россией и Азербайджаном было подписано Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, в котором было предложено разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на секторы на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равно удаленности точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии. Стороны согласились, что за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов.
4 Во исполнение указанного Совместного заявления 23 сентября 2002 года между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой было подписано Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря, согласно которому указанные субъекты договорились осуществлять свои суверенные права в отношении разработки минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с пользованием недрами дна Каспийского моря, в пределах своих донных секторов до линии разграничения. Согласно статьи 1 Соглашения дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между Сторонами на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся на Каспии практики. В данном Соглашении сторонами были установлены географические координаты прохождения линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Соглашением определено, что стороны осуществляют свои суверенные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с недропользованием на дне, в пределах своих донных секторов/зон до линии разграничения, определенной в первой статье. В соответствии со статьей 2 Соглашения разработка минеральных ресурсов структур, пересекаемых линией разграничения, должна осуществляться на основе международной практики, применяемой при освоении трансграничных месторождений, уполномоченными организациями, назначенными правительствами сторон. Во исполнение Соглашения уполномоченной организацией от российской стороны Правительство РФ назначило ОАО «Нефтяная компания «Лукойл». Со стороны Азербайджана в качестве уполномоченной компании выступает Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР). Правительство РФ и Правительство Азербайджана должны обеспечивать своим уполномоченным организациям оформление права на разработку находящихся на указанных территориях минеральных ресурсов. При заключении данного Соглашения договорились о том, что в своей деятельности Россия и Азербайджан будут содействовать достижению общего согласия прикаспийских государств о разграничении дна Каспийского моря с учетом принципов настоящего Соглашения [5].

всего просмотров: 139

Оценка читателей: голосов 0

1. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря 23 сентября 2002 года http://base.garant.ru/1156242/

2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование [Ратифицировано Федеральным законом РФ от 5 апреля 2003 года N 40-ФЗ.]. - Собрание законодательства Российской Федерации 24.11.2003 . - N 47.

3. Российская Федерация. Законы. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море : Федеральный закон от 09.06.2003 N 70-ФЗ [принят Государственной Думой 21 мая 2003 г.: одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 г.]. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-09062003-n-70-fz-o

4. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года http://www.kremlin.ru/supplement/707

5. Распоряжение Правительства РФ о назначении ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» уполномоченной организацией от российской стороны для совместного освоения с казахстанской стороной нефтегазовых ресурсов месторождения «Хвалынское» № 1025-р от 25 июля 2002 года. - Собрание законодательства РФ от 05.08.2002. - № 31. Ст. 3148.

6. Распоряжение Правительства РФ о назначении ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» уполномоченной организацией для совместного освоения с казахстанской стороной углеводородных ресурсов структуры «Курмангазы» № 1026-р от 25 июля 2002 года. - Собрание законодательства РФ от 05.08.2002. - № 31. Ст. 3149.

7. Распоряжение Правительства РФ назначении ООО «PH-Казахстан» уполномоченной организацией для совместного освоения с казахстанской стороной углеводородных ресурсов структуры «Курмангазы» № 1094-р от 8 августа 2003 года. - Собрание законодательства РФ от 18.08.2003. - № 33.

8. Распоряжение Правительства РФ о назначении ООО «Центр Каспнефтегаз» уполномоченной организацией для совместного освоения с казахстанской стороной углеводородных ресурсов геологической структуры «Центральная» № 1694-р от 24 ноября 2003 года. - Собрание законодательства РФ от 1.12.2003. - № 48. Ст. 4688.

9. Вылегжанин, А. Н. Международное право и трансграничные природные ресурсы: современные механизмы совместного управления. / А. Н. Вылегжанин // Портал МГИМО, интервью с экспертами. - URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document185294.phtml

Система Orphus

Загрузка...
Вверх