Собрание бурятских благопожеланий в фонде С.П. Балдаева ЦВРК ИМБТ

 
Код статьиS086919080022532-2-1
DOI10.31857/S086919080022532-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Адрес: 670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Адрес: 670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы174-184
Аннотация

В статье рассматриваются бурятские благопожелания (юроолы) конца XIX – начала XX в., собранные во многих районах Бурятии известным бурятским ученым-фольклористом С.П. Балдаевым. Материалом для исследования служит дело № 475 собрания бурятских благопожеланий (юроолов), входящее в фонд С.П. Балдаева. Целью статьи является источниковедческий анализ собрания благопожеланий указанного фонда; на пути её решения были определены следующие задачи: выполнить технический набор текста с исправлением некоторых неточностей; сделать краткое описание структуры фонда; условно разделить по тематическому содержанию; выявить различие трактовки слов «үреэл» и «юрөөл». При написании работы были использованы методы источниковедческого и текстологического анализа, при помощи которых успешно определяется высокая степень фиксации материалов фольклористом с сохранением богатства и разнообразия бурятского языка. Кроме этого в статье нашли применение сравнительноисторический, типологический и описательный методы, позволяющие выяснить условия и причины возникновения благопожеланий. Результаты. В данном фонде наличествуют неопубликованные фольклорные записи исследователя конца XIX – начала XX в., имеющие большую ценность для различных областей науки. Новизна исследования состоит в том, что впервые подвергается изучению часть этого фонда, представляющая собой огромный кладезь устного народного творчества бурят, публикация которых ведет к реконструкции традиционного уклада, мировоззрения бурят, сохранению и передаче будущим потомкам. Анализ структуры и содержания фонда показал большую собирательскую работу, проведенную С.П. Балдаевым во многих районах Бурятии, Аги и Иркутской области – в основных местах сосредоточения бурят. При рассмотрении блока благопожеланий из фонда выявлено, что некоторые юроолы, записанные в разных районах, повторяются с незначительными отличиями. Это говорит о том, что культура благопожеланий была во многом общей для разных бурятских племен и некоторые юроолы были распространены достаточно широко.

 

Ключевые словафонд №36 С.П. Балдаева, фольклор, бурятские юроолы (үреэл, юрөөл).
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания: «Памятники письменности народов России и Внутренней Азии на восточных языках и архивные документы XVIII – нач. XXI вв. в контексте межцивилизационного взаимодействия, № 121031000302-9».
Получено22.02.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов26488
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Фонд № 36 С.П. Балдаева – известного бурятского фольклориста, этнографа является одним из крупных и богатых коллекций ЦВРК ИМБТ СО РАН1, состоящий из 1443 ед. хранения и охватывающий период с 1835 по 1978 гг. По тематическому содержанию собранные им материалы уникальны и разнообразны [Балдаев, 2020, с. 5]. Среди его работ особое место занимают ныне неопубликованные, кропотливо собранные им в разные годы благопожелания на бурятском языке. 1. Работа выполнена в рамках государственного задания: «Памятники письменности народов России и Внутренней Азии на восточных языках и архивные документы XVIII – нач. XXI вв. в контексте межцивилизационного взаимодействия, № 121031000302-9».
2 К ним относятся: «Записи образцов фольклора (песни, благопожелания, восхваления)» [ЦВРК, ф. 36, д. 102, оп. 1, тетр. 2]; «Фольклор кударинских бурят (песни, частушки, пословицы, юролы, детский фольклор), 1941–1955 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 126, оп. 1, 28 лл.]; «Юролы, 1912–1955 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 474, оп. 1, 58 лл.]; «Благопожелания (юроолы) бурят, 1934–1955 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 475, оп. 1, 58 лл.]; «Свадебные благопожелания, 1938–1945 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 476, оп. 1, 54 лл.]; «Благопожелания бурят, 1917–1955 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 478, оп. 1, 32 лл.]; «Хурим түрын юрөөл, һамгадай түрэхэдэ, төөлэй барихада хэлэхэ юрөөл, 1912–1970 гг.» [ЦВРК, ф. 36, д. 479, оп. 1, 30 лл.]; «Благопожелания олётов» [ЦВРК, ф. 36, д. 481, оп. 1, 2 лл.]. В этом же фонде № 36 хранится статья М.П. Хамаганова «Бурятские народные благопожелания (Традиционные дореволюционные юроолы)» [ЦВРК, ф. 36, д. 480, оп. 1, 27 лл.]. В связи с недостаточной изученностью данного фольклорного материала назрела необходимость введения в научный оборот.
3 К плеяде известных фольклористов – собирателей «старины» периода XIX–XX вв. наряду с С.П. Балдаевым (1889–1979) относились М.Н. Хангалов (1858–1918), Ц.Ж. Жамцарано (1880/81–1942), Г.Д. Санжеев (1902–1982), Т.А. Бертагаев (1905–1976), И.Н. Мадасон (1911–1984), М.П. Хомонов (1913–1995), М.П. Хамаганов (1914–1999), К.В. Багинов (?) и др.
4 Свои работы в области изучения бурятского фольклора посвятили A.M. Позднеев (1880), Ц.Б. Будаев (1959, 1962, 1980), Т.М. Болдонова (1962), Е.В. Баранникова (1963, 1975, 1978, 1979), М.И. Тулохонов (1968, 1973, 1995), А.И. Уланов (1968, 1974), С.С. Бардаханова (1974, 1982, 1992, 1999), Н.О. Шаракшинова (1959, 1968, 1971, 1973, 1975, 1980, 1981, 1987, 2000, 2012), Д.А. Бурчина (1990, 1993, 1995), Д.С. Дугаров (1980, 1991), Е.К. Шаракшинова (2000, 2001а, 2001б, 2002а, 2002б, 2007, 2011), В.Ш. Гунгаров (1993, 2001), С.Ш. Чагдуров (1980, 1984, 1993, 1995), Е.О. Хундаева (1999а, 1999б), Д.Д. Гомбоин (1990, 1993), Б.-Х.Б. Цыбикова (1993, 1996, 2000, 2016, 2017, 2020), С.Д. Гымпилова (2005, 2008) и др.
5 Именно бурятские благопожелания – «үреэлнүүд» как отдельный вид жанра был рассмотрен С.Д. Бабуевым в его кандидатской диссертации «Языковые особенности бурятских благопожеланий» (1994). Т.Ю. Бухаева в своей статье «Функции благопожеланий в бурятских народных сказках» (2014) на примере бурятских сказок приходит к выводу, что благопожелания служат для обогащения языка; для раскрытия идейного содержания произведения, личностных отношений героев; для эмоционального настроя героев в качестве напутствия и т. д.
6 Благопожелания (юрөөлы) – это своеобразные устнопоэтические произведения стихотворной формы, выражающие добрые пожелания человеку. Происхождение и формирование благопожеланий как жанра уходит в глубокую древность и связаны с ранними формами представлений о мире людей, верившими в силу магического воздействия слова. Посвящая кому-то юролы, наши далекие предки были убеждены, что добрые пожелания, выраженные определенными словами, имеющими магическое значение, обязательно сбудутся [Бардаханова, 1982, с. 148].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 262

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабуев С.Д. Буряад үреэлнүүдэй хэлэнэй онсо шэнжэнүүд. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2004.

2. Балдаев С.П. Творчество сказителя П.М. Тушемилова. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2020.

3. Большой академический монгольско-русский словарь. В 4-х томах. М.: Academia, 2002–2003.

4. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1982.

5. Ковалевский О.М. Монгольско-русско-французский словарь. Т. I–III. Казань: Казанский государственный университет, 1844–1849.

6. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Матвей Николаевич Хангалов. Улан-Удэ: Нова-Принт, 2021.

7. Шагдуров Л.Д., Черемисов К.М. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В 2-х т. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх