Исторические предпосылки и последствия строительства канала "Стамбул"

 
Код статьиS086919080021146-7-1
DOI10.31857/S086919080021146-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Адрес: Москва, Проспект Вернадского 76
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы136-147
Аннотация

Безопасность и стабильность Черноморского региона имеют важное значение для интересов России. Нынешний статус Черноморских проливов, который регулируется Конвенцией Монтрё 1936 г., обеспечивает эту безопасность, ограничивая проход и время пребывания военных судов нечерноморских государств. Тем самым, России удаётся отстаивать свои интересы в регионе, которые заключаются в недопущении усиления влияния нечерноморских стран и обеспечении беспрепятственного прохода своих кораблей и судов из Чёрного моря в международные воды. Дестабилизирующим фактором может стать стремление Турции усилить свой контроль над Проливами и строительство альтернативного канала «Стамбул», который будет находиться под юрисдикцией Турции, и на который не будет распространяться Конвенция Монтрё. Проект такого масштаба окажет влияние на существующую систему судоходства и будет находиться под пристальным вниманием глобальных и крупных региональных игроков.

 

Реализация проекта по строительству канала «Стамбул», в условиях глобальной нестабильности, может привести к нарушению баланса сил в Черноморском регионе, где хрупкое равновесие между интересами различных локальных и глобальных акторов держится на Конвенции Монтрё. В этой связи, в настоящей статье проведен исторический обзор того, как Россия отстаивала свои интересы в этом направлении, а также, как контроль над проходом из Черного моря в Средиземное  со стороны отдельных держав влиял на баланс сил в регионе. Помимо этого, для лучшего понимания военно-политических, экономических и экологических последствий строительства канала «Стамбул», в статье с помощью матрицы интересов России и Турции проводится анализ нынешней ситуации. 

 

В результате изучения исторических и современных процессов, происходящих в Черноморском регионе, а также учитывая значение этого региона для безопасности и экономического благополучия России, автор пришел к выводу о необходимости включения в российско-турецкую повестку вопроса будущего статуса канала «Стамбул».

     
Ключевые словаканал «Стамбул», российско-турецкие отношения, Черноморские проливы, Конвенция Монтрё.
Получено30.11.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов26286
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В российско-турецких отношениях исторически существовали несколько проблемных вопросов геополитического характера, среди которых важное место занимает проблема контроля над Черноморскими проливами. В настоящее время российско-турецкие отношения находятся на высоком уровне во многом благодаря схожим военно-политическим интересам в вопросах будущего устройства сирийского государства и личным доверительным отношениям между лидерами двух стран В.В. Путиным и Р.Т. Эрдоганом. Однако в условиях глобальной нестабильности существуют риски ухудшения этих отношений из-за противоречий в исторически сложных, для двусторонних отношений регионах, среди которых важное место занимает бассейн Черного моря. Примером, доказывающим существование таких рисков, является трансформация российско-турецких отношений из-за стремлений Турции установить региональное лидерство на Ближнем Востоке, в частности, резкое ухудшение двусторонних отношений после того, как в ноябре 2015 г. в небе над Сирией был сбит российский военный самолет Су-24.
3 Таким образом, Черноморский регион, исторически несущий в себе конфликтный потенциал для российско-турецких отношений, в результате реализации плана по строительству канала «Стамбул» параллельно Босфору и как следствие усилению регионального влияния Турции может стать новой ареной для столкновения интересов между Россией и Турцией. Целями данной статьи являются выявление потенциальных российско-турецких противоречий в Черноморском регионе в связи со строительством канала «Стамбул», а также поиск возможного консенсуса в данном вопросе. Для достижения этих целей в статье автором был применен исторический анализ для определения значения Босфора и Дарданелл для России и Турции и составлена матрица интересов, которая позволила определить, как строительство канала «Стамбул» и изменение статуса Проливов повлияет на российско-турецкие отношения, а также выработать механизмы сдерживания противоречий. Матрица интересов включила в себя военно-политические, торгово-экономические и экологические интересы России и Турции в зоне Черноморских проливов.
4 Современным проблемам и историческим аспектам российско-турецкого взаимодействия в Черноморском регионе уделяют внимание большое количество российских и зарубежных авторов [Борков, Лошкарев, 2009; Лунева, 2010; Hurewitz, 2011; Кудряшова, 2016]. Вместе с этим геополитический контекст строительства канала «Стамбул» остается не до конца раскрытым. Этот аспект в своих работах частично затрагивает А.В. Болдырев [Болдырев, 2017, 2020]. А. Созер и Е. Озсой [Sozer, Оzsoy, 2017] рассматривают этот вопрос через призму экологических, экономических и внутриполитических аспектов, а М. Чинар [Сınar, 2017] и А.Н. Тютюнчю [Tutuncu, 2017] оценили этот проект с точки зрения международного права. Автор, в свою очередь, рассматривает проект строительства канала «Стамбул» с точки зрения геополитических интересов и степени воздействия на современные российско-турецкие отношения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 220

Оценка читателей: голосов 0

1. Американский фрегат зашел в Чёрное море. Интерфакс. 22.03.2014.

2. Болдырев А.В. Проект Стамбульского канала: политика, экономика, экология (2011–2015). Эпоха правления в Турции Партии справедливости и развития: промежуточные итоги и прогнозы (2002–2015). Отв. ред. Н.Ю. Ульченко, И.И. Иванова. Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН; Издатель Воробьев А.В., 2017. C. 83–104.

3. Болдырев А.В. Перспективы российского участия в турецком проекте «Канал Стамбул». Институт Ближнего Востока. 20.03.2020.

4. Борков А.В., Лошкарев А.В. Советская дипломатия и обсуждение проблемы статуса Черноморских проливов на Лозаннской международной конференции 1922–1923 гг. Нижегородский государственный университет. Международные отношения. 2009. С. 242–247.

5. Заявление Постоянного совета Организации Договора о коллективной безопасности о военной активности на сопредельных к зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности территориях и ее влиянии на евразийскую безопасность. Министерство иностранных дел. 01.12.2021.

6. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова телеканалу RT, Москва. Министерство иностранных дел. 22.12.2021.

7. Киреев Н.Г. История Турции. XX век. М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007.

8. Кудряшова Ю.С. О режиме черноморских проливов в прошлом и настоящем. Говорят эксперты МГИМО. 09.09.2016

9. Лунева Ю.В. Босфор и Дарданеллы Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1907–1914). М.: Квадрига, 2010.

10. Нежинский Л.Н., Игнатьев А.В. Россия и Черноморские проливы (XVIII–ХХ столетия). М.: Международные отношения, 1999 .

11. Потёмкин В.П. История дипломатии. Том 1. С древнейших времён до нового времени. М.: Директ–Медиа, 2015 .

12. Потёмкин В.П. История дипломатии. Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919–1939 гг.) М.: Директ–Медиа, 2015.

13. Проект «Канал Стамбул» готов к запуску. Анталия Сегодня. 11.10.2013.

14. Что будет, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы. Рамблер. 29.05.2018

15. Эрдоган дал старт строительству канала «Стамбул» в обход Босфора. Газета.ру. 26.06.2021.

16. Юзефович Т.П. Договоры России с Востоком политические и торговые. Санкт–Петербург, 1869.

17. Якушев М.М. «Разгромленная Турция лежала у ног Российской монархии…». Кючук-Кайнарджийский договор 1774 года. Военно-исторический журнал. 2021. № 8. С. 42–49 .

18. Bakan Arslan Kanal İstanbul Projesi`nin Güzergahını Açıkladı. Ulaştırma ve Altyapı Bakanığı. 15.01.2018 .

19. Çınar M. Kanal Istanbul'un uluslararası hukuk bağlamında değerlendirilmesi. Uluslararası Afro-Avrasya Araştırmaları Dergisi. Sayı 3. 2017–1. Pp. 20–34 .

20. Çilgin proje kopya çIikti. OdaTV. 27.04.2011.

21. Erdoğan çılgın projesini açıkladı: İstanbul’a 2. Boğaz. En Son Haber. 27.04.2011

22. Hurewitz J.C. Russia and the Turkish Straits: A Revaluation of the Origins of the Problem. World Politics. July 1962, Volume 14, Issue 4. 18 July 2011. Pp. 605–632

23. İşte ‘çılgın proje’ Kanal İstanbul’un geçtiği 4 ilçe. Sabah. 16.01.2018

24. Kanal İstanbul 2018’in başında hazır. Milliyet. 11.10.2017

25. Kanal İstanbul'un güzergâhı belli oldu. Hürriyet. 09.01.2018.

26. Rogan E. The Fall of the Ottomans. The Great War in the Middle East. Basic Books, 2015. 

27. Sozer A., Özsoy E. Water Exchange through Canal İstanbul and Bosphorus Strait. Mediterranean Marine Science. February 2017. No. 18(1). Pp. 77–86.

28. Tütüncü A.N. Montrö Sözleşmesi ve Kanal İstanbul. Public and Private International Law Bulletin. 2017, Volume 37, Issue 1. Pp. 113–123.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх