Письмо мамлюкского султана о торговле с Йеменом

 
Код статьиS086919080020709-6-1
DOI10.31857/S086919080020709-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Департамента востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Аффилиация: Департамент востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы241-254
Аннотация

В 1421 г. к власти в Египте пришел султан аз-Захир Татар. Он оставался на троне всего около трех месяцев, но в этот короткий срок, несмотря на напряженную борьбу с оппозицией, успел предпринять шаги, направленные на восстановление и укрепление благоприятных условий для коммерческих контактов с Йеменом, который в то время играл важную роль в системе международной морской торговли.

В вводной части статьи отмечены основные вехи развития отношений между мамлюкскими правителями Египта и Расулидами Йемена при предшественниках аз-Захира Татара, а также даны краткие сведения о биографии и обстоятельствах прихода этого султана к власти. Основное внимание сосредоточено на тексте письма, составленного от имени аз-Захира Татара и адресованного йеменскому султану ан-Насиру Ахмаду. В заключительной части работы сделаны выводы о значении этого пока еще малоизученного памятника для анализа политического курса, намеченного аз-Захиром Татаром, и понимания того, как, в целом, формировалась торговая политика Султаната мамлюков в первой трети XV в. – до введения монополий на пряности и ряд других товаров при ал-Ашрафе Барсбае (1422–1438).

Текст послания аз-Захира Татара известен в трех редакциях, две из них до сих пор не опубликованы. Сборники, в которых содержится текст письма, были введены в научный оборот Р.Веселы и Ф.Боденом; одной из рукописей посвящена диссертация М.Деккихе, опубликовавшей несколько статей по переписке мамлюков с Тимуридами, Кара Коюнлу и Караманидами. 

Для подготовки статьи были использованы материалы энциклопедии ал-Калкашанди (1335–1418), историков мамлюкского периода ал-Макризи (1364–1442), Ибн Тагри Бирди (1411–1469), Ибн Фахда (1409–1480), а также исследования Э.Аштора, С.Лабиба, Р.Мортела, Д.Мелоя и других авторов, посвященные развитию экономики и торговли в Султанате мамлюков.

Ключевые словаСултанат мамлюков Бурджи, Египет, Йемен, международная торговля, дипломатическая переписка
Получено17.06.2022
Дата публикации06.09.2022
Кол-во символов35044
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 На протяжении многих столетий Йемен сохранял роль центра международной морской торговли и был одним из важнейших опорных пунктов египтян в их коммерческих контактах с Индией и Китаем. В Средние века порт Адена играл ключевую роль в системе морских перевозок в западной части Индийского океана [Margariti, 2007, p. 2]. Представители династии Расулидов, правившие в Йемене с 1229 г., поддерживали тесные культурные и политические связи с аййюбидскими, а затем и с мамлюкскими султанами Египта, под контролем которых с XIII в. находились торговые пути, проходившие по Красному морю [Босворт, 1971, c. 115–116; Conermann, 1998, S. 148–149]. Материалы энциклопедии ал-Калкашанди (13351418) и другие источники мамлюкского периода свидетельствуют о постоянной дипломатической переписке между Расулидами и султанами-Бахритами (1250–1382) [аl-Qalqashandī, 1913–1922, vol. 7, p. 337–370]. Посольства из Йемена регулярно прибывали в Каир.
2 В первой трети XV в. отношения между Султанатом мамлюков и государством Расулидов приобрели напряженный характер. Вступивший на йеменский престол в 1401 г. ан-Насир Ахмад (1401–1424) ограничил права иноземных торговцев, проживавших в его владениях. Египтяне, прибывавшие из Йемена, жаловались на притеснения со стороны расулидского правителя. По-видимому, эти жалобы были должным образом доведены до сведения мамлюкского султана ан-Насира Фараджа (1399–1405; 1405–1412) и его советников: на торговлю йеменских купцов в Египте также был наложен ряд ограничений [Labib, 1965, S. 89, 375].
3 При следующем мамлюкском правителе, ал-Му’аййаде Шайхе (1412–1421), официальные визиты представителей Расулидов в Египет были возобновлены. 8 марта 1416 г. в Каир прибыл посол из Йемена с богатыми дарами, среди которых были шелка, фарфор, ладан, сандал и даже цибетовые кошки, столь высоко ценимые за способность выделять драгоценный мускус. Подарки были приняты, а послу оказан должный прием. Через несколько месяцев йеменская делегация отправилась в обратный путь с ответными дарами [al-Maqrīzī, 1997, vol. 6, p. 405–406, 419, 435].
4 Однако этот помпезный обмен посольствами не остановил постепенно нараставшего между Мамлюками и Расулидами конфликта, следующей вехой которого стало решение шерифа Мекки ввести дополнительные сборы с торговцев в Джидде. Полученные средства, как было объявлено, предназначались мамлюкскому эмиру, возглавлявшему египетский караван паломников. Ан-Насир Ахмад направил султану ал-Му’аййаду Шайху официальный протест против введения новых поборов и стал снабжать йеменские корабли достаточным количеством питьевой воды с тем, чтобы они могли следовать в Египет, не заходя в порт Джидды. В ответ на это шериф Мекки организовал несколько рейдов в Красном море. Не только йеменские, но и индийские суда подверглись нападению, торговцы терпели убытки [Ibn Fahd, vol. 3, p. 578; Labib, 1965, S. 377]. Попытка урегулировать конфликт и создать благоприятные условия для торговли была сделана в период правления следующего мамлюкского султана – аз-Захира Татара.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 264

Оценка читателей: голосов 0

1. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М.: Наука, 1971.

2. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М.: Наука, 1966.

3. Фильштинский И.М. История арабской литературы: V – начало X века. М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

4. Фролов Д.В. Классический арабских стих. История и теория аруда. М.: Наука, 1991.

5. Alazzam I.M. The (Mukus) taxes in Egypt during the Mameluke Era (648 AH/1250 AD-923 AH/1517). Asian Social Science. Vol. 9 (9). 2013. Pp. 234–245.

6. al-Asyūṭī, Shams al-Dīn Muhammad b. Aḥmad al-Munhājī. Jawāhir al-ʿUqūd wa-Muʿin al-Quḑāt wa-l-Muwaqqiʿīn wa-l-Shuhūd [Gems of necklaces and assistant to judges, scribes and witnesses]. Mecca: al-Maktaba al-Makkīya, 2011. 2 vols.

7. Bauden F. Les relations diplomatiques entre les sultans mamlouks circassiens et les autres pouvoirs du Dār al-islām: l'apport du ms. ar. 4440 (BNF, Paris). Annales islamologiques/Ḥawlīyāt Islāmīyah, Vol. 41. 2007. Pp. 1–29.

8. [Choix de lettres pour servir de modèles aux amateurs qui cultivent le style épistolaire]. Bibliothèque nationale de France. MS Arabe 4440.

9. Conermann S. Muslimische Seefahrt auf dem Indischen Ozean vom 14. bis zum 16. Jahrhundert. Der Indische Ozean in historischer Perspektive. Hamburg: E. B.-Verlag, 1998. S. 143–180.

10. al-Damāmīnī, Badr al-Dīn Muḥammad b. Abī Bakr b. ʿUmar b. Abī Bakr al-Iskandarī. Shams al-Maghrib fī al-marqaṣ al-muṭrib [The setting sun [that illuminates] the delightful place of [qalam’s] danse]. Ms. 8643 Spr. 1223. Staatsbibliothek zu Berlin.

11. Dekkiche M. Correspondence Between Mamluks and Timurids in the Fifteenth Century: An Unpublished Corpus of Official Letters. Eurasian Studies. Vol. 11. 2013. Pp. 131–160.

12. Dīwān Qays b. al-Mulawwaḥ [Poems of Qays b. al-Mulawwah]. Ed. by Y. ░Abd al-Ghanī. Beirut: Dār al-Kutub al-░Ilmīyah, 1999.

13. Garcin J.-C. The regime of the Circassian Mamluks. History of Egypt. Vol. I. Islamic Egypt, 640–1517. Ed. by C.F. Petry. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Pp. 290–317.

14. Hirschler K. From archive to archival practices: rethinking the preservation of Mamluk administrative documents. The Journal of the American Oriental Society, Vol. 136 (1). 2016. Pp. 1–28.

15. Ibn Fahd ʿUmar ibn Muḥammad. Itḥāf al-wará bi-akhbār Umm al-Qurá [[A book that will] please people with messages about Umm al-Qura]. Mecca: Jāmiʿat Umm al-Qurá. Markaz al-Baḥth al-ʿIlmī wa-Iḥyāʾ al-Turāth al-Islāmī, 1983–1990. 5 vols.

16. Ibn Ḥijja, Taqī al-Dīn Abū Bakr ibn ʿAlī al-Ḥamawī. Khizānat al-Adab wa Ghāyat al-Arab [The treasure of Adab and tрe Limit of Desire]. Ed. by K. Diyāb. Beirut: Dār Ṣādir, 2005. 5 vols.

17. Ibn Ḥijja, Taqī al-Dīn Abū Bakr ibn ʿAlī al-Ḥamawī. Kitāb Qahwat al-Inshāʾ [The heady drink of chancery]. Ed. by R.Veselý. Beirut, Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2005. 572 p.

18. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Hawādith al-duhūr fī madā al-ayyām wa-l-shuhūr [Events of centuries for days and months]. Bairūt: ‘Ālam al-kutub, 1990.

19. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Al-Manhal al-ṣāfī wa-l-wustawfā baʿda-l-wāfī [The Pure Spring of the Fulfilment after the Completion]. Cairo: al-Hayʾah al-Miṣrīyah al-ʿĀmmah lil-Kitāb, 1984–2009. 13 vols.

20. Ibn Taghrī Bardī Jamāl al-Dīn. Al-Nujūm al-zāhira fī mulūk Miṣr wa-l-Qāhira [The Brilliant Stars, being the Chronicles of the Rulers of Egypt and Cairo]. Beirut: Dār al-Kutub al-░Ilmīyah, 1992. 16 vols.

21. Labib S.Y. Handelsgeschichte Ägyptens im Spätmittelalter (1171–1517). Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GMBH, 1965.

22. Little D.P. The use of documents for the study of Mamluk history. Mamlūk Studies Review. Vol. 1. 1997. Pp. 1–13.

23. al-Maqrīzī Taqī al-Dīn. Al-Sulūk li-ma‘rifa duwal al-mulūk [The Entrance to the Knowledge of the Dynasties of the Kings]. Beirut: Dār al-Kutub al-░Ilmīyah, 1997. 8 vols.

24. Margariti R.E. Aden and the Indian Ocean Trade: 150 Years in the Life of a Medieval Arabian Port. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2007.

25. Mortel R.T. Taxation in the Amirate of Mecca during the Medieval Period. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, Vol. 58 (1). 1995. Pp. 1–16.

26. Pedani M.P. The Mamluk Documents of the Venetian State Archives: Historical Survey. Quaderni Di Studi Arabi, Vol. 20/21. 2002. Pp. 133–146.

27. Petry C.F. A Geniza for Mamluk Studies? Charitable Trust (Waqf) Documents as a Source for Economic and Social History. Mamlūk Studies Review. Vol. 2. 1998. Pp. 51–60.

28. al-Qalqashandī Abū al-‘Abbās Aḥmad. Ṣubḥ al-a‘sha fī ṣinā‘at al-inshā [The Blind Man’s Illumination in the Art of Chancery Communication]. Cairo: Dār al-Kutub al-Miṣrīyah, al-Maṭba░ah al-Amīrīyah., 1913–1922. 14 vols.

29. al-Qūṣī ░A. Aḍwā▒ jadīda ░alá tijārat al-Kārim min wāqi░ wathā▒iq al-jinīza [New lights upon the Karim’s trade according to Geniza documents]. al-Majallah al-Ta▒rīkhīyah al-Miṣrīyah, Vol. 22. 1975. Pp. 17–40.

30. Radtke B. Die Literarisierung der Mamlukischen historiografie. Versuch einer selbstkritik. O ye Gentlemen, Arabic Studies on Science and Literary Culture. In Honour of Remke Kruk. Ed. by A. Vrolijk and J.P. Hogendijk. Boston; Leiden: Brill, 2007. S. 263–274.

31. Sievert H. Der Herrscherwechsel im Mamlukensultanat. Historische und historiographische Untersuchungen zu Abū Ḥāmid al-Qudsī und Ibn Taġrībīrdī, Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2003.

32. Veselý R. Eine neue Quelle zur Geschichte Ägyptens im 9./15. Jahrhunderts. XX. Deutscher Orientalistentag: Vorträge. Munich, 8–13 April 1991. Ed. by C. Wunsch. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1994. S. 136–143.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх