Наследники саудовского престола: эмир Фейсал и эмир Мухаммед

 
Код статьиS086919080020564-7-1
DOI10.31857/S086919080020564-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор; главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы156-167
Аннотация

В статье сопоставляется опыт деятельности двух наследников престола в Саудовской Аравии – эмира Фейсала, ставшего в 1964 г. королем, и эмира Мухаммеда, являющегося наследником престола. Оба наследника оказались на пути к высшей власти в период серьезного кризиса в королевстве, в начале 1960-х годов ставившего под сомнение сами перспективы его существования, а в 2010-е годы – ослабившего внутренний потенциал общества и государства. В обоих случаях их деятельность стала свидетельством решающей роли королевской семьи в политической жизни королевства.

Оба наследника оказались призваны к решению одной задачи: модернизации страны в условиях кризиса существующей социально-экономической и политической системы для осуществления перехода к стабильному состоянию. Рассмотрены основные параметры деятельности эмира Фейсала и эмира Мухаммеда, названы черты сходства в условиях их деятельности (социально-экономический кризис, сильная зависимость развития страны от углеводородного фактора), общие черты личности (высокий уровень подготовки, знаний и компетенции), опора на внутренние (отец и часть королевской семьи) и внешние силы (администрация США, крупные западные монополии). Указано сходство в их деятельности на пути к трону (жесткость и авторитаризм в принятии решений, поиски социальной опоры и ее укрепление, политика компромисса в отношении различных социальных сил в обществе, использование опыта предшественников). В то же время, при очевидной ставке обоих эмиров на принцип этатизма во внутренней политике, за полвека коренной модернизации изменилась природа власти в королевстве, и эмир Мухаммед уже не может использовать те методы абсолютистского правителя, которые были привычны для эмира Фейсала. Оба наследника сталкивались с конфликтами и противоречиями, соответствующими условиям их времени, и стремились их преодолеть.

Несмотря на существенные различия во внутренних и внешних условиях их деятельности в периоды середины XX в. и первые десятилетия XXI в., в их действиях в качестве наследника престола видны попытки использования западной модели современного индустриального общества в качестве цели развития, но при этом – стремление в большей или меньшей степени использовать также основы традиционного исламского аравийского общества, сохранить верность идеям арабского единства и утвердить Саудовскую Аравию в качестве регионального лидера на Ближнем Востоке. Вследствие этого, предпринятый наследниками рывок в общественном развитии и в том и в другом случае не стал революционным разрывом с предшествующим опытом, хотя и прервал линейную преемственность развития.

Ключевые словаСаудовская Аравия, эмир Фейсал, эмир Мухаммед, кризис, модернизация, преемственность, Традиция, современность
Получено18.08.2022
Дата публикации06.09.2022
Кол-во символов42235
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В развитии Саудовской Аравии за более чем столетнюю ее историю выделяются периоды особого напряжения общественного развития и обретения обществом нового качества, то, что можно назвать модернизацией системы. Высшей точкой такого периода в ХХ в. стало правление королей Фейсала и Фахда, когда королевство смогло начать и завершить догоняющую модернизацию по западной модели индустриального буржуазного общества. Этот скачок из средневековья в современность нередко называют «саудовским чудом», хотя сходное развитие пережили и другие нефтяные монархии Аравии – Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Оман, некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Иначе говоря, в основе «чуда» находились точный расчет, обладание необходимым потенциалом и продуманная политика власти, опиравшейся на помощь Запада.
2 В первые десятилетия XXI в., когда догоняющая модернизация завершилась, и нефтяные монархии развивались по сформировавшейся аравийской модели индустриального буржуазного общества, ход их развития был осложнен внутренними и внешними проблемами, побудившими вновь обратиться к вопросу о новой цели и новой модели развития. В ряде стран, включая Саудовскую Аравию, были приняты долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития “Vision-2030”. Перспективы реализации таких планов пока остаются неоднозначными из-за конфликтов в регионе Персидского залива и Ближнего Востока, пандемии коронавируса, а также возросшей неопределенности на мировом рынке углеводородов.
3 Названные обстоятельства побуждают к обращению к опыту предыдущих реформаторов, и может быть, прежде всего, к опыту короля Фейсала ибн Абдель Азиза (1906-1975). Просматривается немалое сходство в его продвижении к власти и подготовке реформ в качестве наследника престола с современной активной деятельностью нынешнего наследника престола эмира Мухаммеда ибн Салмана (р.1985), племянника великого короля.
4 Оба наследника совершили непростой путь к трону.
5 В пустыне мальчики взрослеют быстро, юноша Фейсал постигал Коран и нормы бедуинской жизни. Из аскетической и физически трудной обстановки средневековой Аравии эмир Фейсал в 14 лет был отправлен отцом в Лондон в качестве представителя правителя Неджда для дипломатических переговоров, оказавшись не только в обстановке всяческих удобств и комфорта, но и в пространстве иной цивилизации. Пусть реальные переговоры вел тридцатилетний Ахмед ибн Сунайян, подросток жадно поглощал новый опыт и новые знания. В августе 1926 г. Фейсал стал вице-королем Хиджаза, наиболее развитой части Аравии, где находись Мекка и Медина, а также важный центр торговли и финансов Джидда. В круг ведения Фейсала вошли административные, экономические, религиозные, социальные и международные проблемы. Не имея формального среднего и высшего образования, он восполнил его в своей практической деятельности, благодаря своим способностям и широкому кругу общения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев А.М. Король Фейсал: личность, эпоха, вера. М.: Восточная литература, 2010.

2. Кепель Ж. Выйти из хаоса. Кризисы на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. М.: РОССПЭН, 2021.

3. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: внутриполитические процессы «этапа реформ». М.: Институт Ближнего Востока, 2007.

4. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. М.: Наука, 1982.

5. Lacey R. Inside the Kingdom. Kings, Clerics, Modernists, Terrorists and the Struggle for Saudi Arabia. L., Arrow Books, 2010.

6. Prince Faisal speaks. Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Information [S.l.], 1963. Russian View. М.

7. Simpson W. The Prince. The Secret Story of the World’s Intriguing Royal Prince Bandar bin Sultan. N.Y.: Regan, 2006.

8. Vision-2030. Ministry of Information of Saudi Arabia [S.l., s.a.].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх