Единение «четырех совершенств» (сы цзюэ) в творчестве У Чанши (1844–1927)

 
Код статьиS086919080020440-1-1
DOI10.31857/S086919080020440-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Национальный исслдовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы184-197
Аннотация

Статья посвящена творчеству У Чанши (1844–1927), который сыграл ключевую роль в сохранении преемственности китайского изобразительного искусства на ответственном начальном этапе глобальной модернизации традиционной культуры Китая. Предметом изучения является эстетика единения «четырех совершенств» (сы цзюэ), под которыми подразумеваются поэзия, каллиграфия, живопись и печати. Синтез четырех искусств представляется уникальным достижением китайской культуры, оказавшим влияние на страны иероглифического ареала. Творчество У Чанши считается кульминацией воплощения принципа единения «четырех совершенств». Достижения мастера в каждом из искусств вначале рассматриваются по отдельности, после чего изучается их взаимодействие в формате одного произведения.

Каллиграфические и живописные произведения У Чанши сопровождают стихотворения чаще всего его собственного сочинения. Прежде чем творческий импульс У Чанши обретал визуальную реализация, он неизменно подвергался глубокой философско-поэтической рефлексии, предопределявшей содержание каллиграфических и живописных произведений. Благодаря этому смыслы визуальных форм выходили за рамки их жанровой принадлежности. У Чанши создавал разнообразные пространственные и силовые эффекты в малом формате печатей. Монументальный и героический стиль У Чанши в каллиграфии по своей энергетической мощи не имел себе равных и соответствовал запросам времени. У Чанши реформировал изобразительную традицию в направлении эпиграфической живописи, соединив элитарный интеллектуализм с народной непосредственностью восприятия цвета. У Чанши открыл в китайской изобразительной традиции новые эволюционные ресурсы, актуальные и в начале XXI в.

Работа написана на основании новейших публикаций китайских и западных искусствоведов. Исследование сочетает приемы традиционного китайского искусствознания с методами западного междисциплинарного анализа; сделан акцент на различии между модернизацией художественной традиции и ее вестернизацией.

Ключевые словасы цзюэ, чжуаньшу, синшу, лишу, куанцао, Ваньпай, Чжэпай, цзиньшихуапай
Получено31.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов30405
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Идея единения «четырех совершенств» (сы цзюэ 四絕), под которыми подразумевались поэзия, каллиграфия, живопись и резьба печатей1, возобладала в китайском искусстве в XIX в. Исторически ей предшествовала концепция единства «трех совершенств» (сань цзюэ 三絕), куда печати не входили. Данная концепция зародилась в среде культурной элиты Китая в VIII–X вв. и поддерживалась представителями направления «живописи интеллектуалов» вэньжэньхуа 文人畫2 в XI–XVII вв. Печати стали четвертым членом триады в преддверии модернизации китайского общества во второй половине XIX в. Эстетику объединения «четырех совершенств» первым воплотил Чжао Чжицянь 趙之谦 (1829–1884), а ее кульминацией считается творчество У Чанши 吳昌碩 (1844–1927). После него идею «четырех совершенств» претворяли Ци Байши 齊白石 (1864–1957) и Пань Тяньшоу 潘天壽 (1897–1971). Из современных мастеров наследие У Чанши развивает Хоу Цзюньшань 侯峻山 (р. 1958) и др. 1. 詩、書、畫、印四藝合一 [Тао Цзычжэн, Хун Лян, 1993, с. 10].

2. Направление вэньжэньхуа создали универсально одаренные интеллектуалы, занимавшие различные государственные должности, что делало их независимыми от художественного рынка, и позволяло творить исключительно из собственных побуждений.
2 У Чанши3 был центральной фигурой, вокруг которой формировались культурные процессы в сфере изобразительных искусств Китая рубежа XIX–XX вв. В наши дни наследие У Чанши активно изучается не только в Китае, но и на Западе, однако в отечественном искусствознании оно лишь упоминается в обзорных работах. Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы, анализируя эстетику «четырех совершенств», выявить те ресурсы обновления традиции, которые использовал У Чанши для сохранения преемственности развития изобразительного искусства в эпоху глобальной модернизации традиционной культуры Китая. 3. У Чанши 吳昌碩; имена: У Цзюньцин 吳俊卿, У Цанши 吳倉石, У Чаншо 吳昌碩; прозвания: Далун 大聾, Куте 苦鐵, Лаофоу 老缶, Похэ 破荷, Сянъацзе 鄉阿姐, Фоудаожэнь 缶道人, Фоулу 缶盧, Шицзуньчжэ 石尊者, Шиганьдан 石敢當, Шижэньцзы 石人子 и др.
3 Биография У Чанши досконально изучена в китайском искусствоведении, поэтому в рамках данной статьи мы на ней останавливаться не будем. Отметим только, что в 1865 г. он сдал экзамен на степень сюцай 秀才 и в 1899 г. месяц проработал в должности чжисянь 知綫 («уездный магистрат») в уезде Аньдун4, что позволило современникам считать его единственным представителем вэньжэньхуа среди мастеров Шанхайской школы живописи5. Биография У Чанши представляет новый тип карьеры художника-интеллектуала, воплощавшего эстетику вэньжэньхуа в условиях вестернизации художественного рынка6. 4. Аньдун – ныне уезд Ляньшуй в пров. Цзянсу.

5. Шанхайская школа живописи (Шанхай хуапай上海畫派) сформировалась в последней четверти XIX в.

6. В 1903 У Чанши составил первый список цен на свои произведения (жуньгэ 潤格), который затем периодически обновлял. Он был организатором, лидером и участником различных художественных объединений, которые устанавливали протоколы для транзакций между исполнителями и покупателями художественной продукции.
4 У Чанши не писал трактатов и публицистических текстов, однако сочинение стихов было его насущной ежедневной потребностью. Большинство каллиграфических и живописных произведений У Чанши сопровождают стихотворения его собственного сочинения. При жизни вышли два сборника его стихов под псевдонимом Фоулу. У Чанши мог делать значительные перерывы в занятиях живописью, но считал день потерянным без написания стиха [У Чан'е, 1997, с. 22]. Кульминация поэтического дара мастера пришлась на последнее десятилетие его жизни. Стихи У Чанши были рассчитаны на избранный круг эрудитов, способных постичь как глубину его мысли, так и насладиться игрой утонченных аллюзий с поэзией древних. Прежде чем творческий импульс У Чанши реализовывался в визуальных формах, он подвергался глубокому поэтико-философскому осмыслению, предопределявшему содержание каллиграфических и живописных произведений мастера. Благодаря этому смыслы визуальных форм далеко выходили за рамки их жанровой принадлежности. Друг У Чанши поэт и каллиграф Шэнь Цзэнчжи 沈曾植 (1850–1922) писал: «Вдохновение Фолу в каллиграфии и в живописи исходит из поэзии; простота и древность резной чжуани7 – из письмен на бронзе; неуловимое великолепие и сокровенная необъятность его композиций во всем и всегда – из поэзии»8. Стихи прописывались мастером без зачеркиваний, что позволяет предположить, что они сочинялись заранее, а не в процессе работы над свитками. 7. Термин «резная чжуань», чжуанькэ 篆刻 , означает печати.

8. 缶翁書畫奇氣發於詩,篆刻樸古自金文,其結構之華離杳渺抑未嘗無資於詩者也。 [Ху Синь, 2007, с. 2].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 320

Оценка читателей: голосов 0

1. Тао Цзычжэн 陶紫正, Хун Лян 洪亮. У Чанши (吴昌硕. У Чанши). Ханчжоу: Силинь иньшэ, 1993 (на китайском языке).

2. У Дунмай. 吴东迈. У Чанши тань и лу. (吴昌硕谈艺录. Записи бесед об искусстве У Чанши). Пекин: Жэньминь мэйшу чубаньшэ, 1993 (на китайском языке).

3. У Чан’е. 吴长邺. Во дэ цзуфу У Чанши (我的祖父吳昌碩. Мой дед У Чанши). Шанхай: Шанхай шудянь чубаньшэ, 1997 (на китайском языке).

4. У Чао. 吴超. У Чанши инь цунь цзинцуй (吴昌硕印存精粹. Суть искусства печатей Учанши). Шанхай: Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2017 (на китайском языке).

5. Ху Синь 卢炘. У Чанши, Ци Байши, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу сы да цзя цзопинь цзи (吴昌硕齐白石黄宾虹潘天寿四大家作品集. Собрание произведений четырех великих мастеров: У Чанши, Ци Байши, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу). Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2007. Т. 1. У Чанши (на китайском языке).

6. Чжу Жэньфу. 朱仁夫. Чжунго гудай шуфа ши (中国古代书法史. История китайской каллиграфии). Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 1992 (на китайском языке).

7. Шэнь Иньмо. 沈尹默. Лунь шу цун гао (论书丛稿. Сборник статей о каллиграфии). Гонконг: Саньлянь шудянь Сянган фэньдянь, 1981 (на китайском языке).

8. Chang J., Lawton T., Allee Stephen D. Brushing the Past: Later Chinese Calligraphy from the Gift of Robert Hatfield Ellsworth. Washington: Freer Gallery of Art, 2000.

9. Ledderose L. Calligraphy at the Close of the Chinese Empire. Art at the Close of China’s Empire. Ed. Ju-his-Chou. Phoenix: Phoebus Occasional Papers in Art History. Vol. 8. 1998. Pp. 189–207.

10. Shen, Kuiyi. Wu Changshi and The Shanghai Art World in The Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries. Dis. PhD. The Ohio State University 2000.

11. Sullivan M. Art and Artists of Twentieth-Century China. Berkeley: University of California Press, 1996.

12. Wen, C. Fong. Between Two Cultures: Late-Nineteenth- and Twentieth-Century Chinese Paintings from the Robert H. Ellsworth Collection in The Metropolitan Museum of Art. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх