Не только институты: что стоит за изменением траектории роста экономики Турции во втором десятилетии XXIв.

 
Код статьиS086919080020402-9-1
DOI10.31857/S086919080020402-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики и экономгеографии стран Азии и Африки ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва, Россия
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, РФ, 125009 Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы111-123
Аннотация

В статье анализируются факторы замедления экономического роста Турции с начала второго десятилетия ХХI в. И хотя зачастую к ним относят неблагоприятные тренды в развитии ин-ституциональной среды, не менее, а вероятно, и более существенным представляется сокращение объемов внешнего финансирования.  Снижение темпов роста оказалось синхронизировано с сокращением объемов дефицита по счету текущих операций платежного баланса. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к некоторому снижению нормы инвестиций и более заметному сокращению уровня частного потребления, что, в конечном итоге, и обусловило замедле-ние экономики.

Отмеченное замедление темпов роста в Турции можно рас-сматривать и как результат начавшегося погружения в «ловушку среднего уровня развития». Фактором, ранее обеспечивавшим рост, но оказавшимся исчерпанным к настоящему моменту, является не дешевая рабочая сила, как в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а доступное внешнее финансирование. Сокращение его объемов стало причиной сокращения частного потребления ниже уровня, ко-торый до последнего времени препятствовал скатыванию в «ловуш-ку». Что касается препятствий на пути использования внешних ис-точников   в прежних масштабах, то к ним следует отнести недове-рие инвесторов к прочности финансовой стабилизации в Турции в си-лу его необеспеченности необходимыми институтами, в частности, по контролю уровня бюджетного дефицита и предотвращению госу-дарственного вмешательства в действие рыночных механизмов, а также неосторожную, временами провокационную внешнюю поли-тику Р.Т.Эрдогана. Таким образом, в основе замедления турецкой экономики - дефицит внешних капитальных вливаний, но он, в свою очередь, обусловлен институциональными факторами, в том числе внешнеполитическим (речь более идет об отсутствии необходимых институтов). С одной стороны, последнее обстоятельство делает формально обратимым процесс погружения Турции «в ловушку». С другой, возникает вопрос о продуктивности возврата к прежней мо-дели роста. 

 
Ключевые словаТурция, факторы экономического роста, внешнее финансирование, дефицит по счету текущих операций платежного баланса, институциональная среда, «ловушка среднего уровня развития».
Получено29.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов31687
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 С 2002 г. в Турции правит Партия справедливости и развития (ПСР), главой которой является действующий президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган. В первый период правления ПСР основные экономические ассоциации были связаны с феноменом быстрого роста страны. Однако с начала второго десятилетия ХХI в. и до сегодняшнего дня преобладающим лейтмотивом в оценке экономического развития Турции стало замедление темпов роста (см. табл.1).
2 Таблица 1.
3 Основные показатели макроэкономического развития Турции в 2001‒2020гг.
2002 2004 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Темпы роста ВВП (в базовых ценах 1998 г.*) 6,1 9,5 6,9 0,7 -4,7 9,2 8,8 2,1 4,2 2,9 6,1 3,2 7,4 2,6 0,9 1,8
Дефицит бюджета /ВВП (%) 11,2 7,1 0,6 1,8 4,8 3,6 1,4 2,1 1,2 1,3 1,0 1,1 1,5 2,0 2,9 3,4
Профицит первичногобюджета** /ВВП (%) 4,3 6,1 5,4 3,5 0,1 0,7 1,9 1,4 2,0 1,6 1,3 0,8 0,3 0,0 -0,6 -0,8
Среднегодовой уровень потребитель ской инфляции ( %) 45,0 8,6 9,7 10,4 6,3 8,6 6,5 8,9 7,5 8,9 7,7 7,8 11,1 16,3 15,2 12,3
Дефицит по счету текущих операций (млрд долл.) 0,6 14,4 31,9 39,4 11,4 44,6 74,4 48,0 55,8 38,8 27,3 27,0 40,8 21,7 -6,7 36,7
*Для 2015 и 2016 гг. оценка произведена на базе 2009 г. **Соотношение доходов и расходов бюджета без учета выплат по обслуживанию государственного долга. Таким образом, профицит формирует реальный, то есть не связанный с новыми займами, источник обслуживания госдолга.
4 Составлено и рассчитано по: [İstatistikgostergeler 1923–2008, s. 599, 644, 646, 693, 753, EkonomikRapor 2005, s.79; EkonomikRapor 2006, s.78; EkonomikRapor 2009, s. 78, 135; EkonomikRapor 2010, s. 89, 144; EkonomikRapor 2012, s.131, 206; EkonomikRapor 2014,s. 109, 185; EkonomikRapor 2016, s. 34, 113, 199; EkonomikRapor 2018, s.131, 219; EkonomikGörünüm.Mart 2021 s.4. >>>> ].
5 Наиболее часто охлаждение турецкой экономики связывают с усилением авторитарных тенденций в политике Р. Эрдогана и утратой институциональной среды, благоприятствующей экономическому росту. Тогда как в качестве источника наблюдавшегося ранее в Турции роста рассматриваются появление и деятельность более качественных, современных институтов (результатов реформ), прежде всего в том понимании, которое сложилось сегодня на Западе. В этом смысле показательна работа Дарона Аджемоглу, написанная в соавторстве с Муратом Уджером «Подъемы и спады турецкого роста, 2002‒2015: политическая динамика, Европейский Союз и институциональный спад». Авторы выделяют довольно ограниченный период высоких темпов роста при ПСР с 2002 по 2007 г. Дальнейший полет был прерван глобальным кризисом 2008 г., приведшим к глубокому спаду в турецкой экономике в 2009 г. Основными факторами роста Турции после 2001 г. считаются инициированные МВФ структурные реформы, позволившие взять под контроль бюджетный процесс и снизить инфляцию, прекращение практики вмешательства турецкой армии в политический процесс, потепление отношений с ЕС и позитивный настрой к перспективам дальнейшей евроинтеграции на фоне продолжения политических и экономических реформ. Соглашаясь, что пятилетний срок наблюдений за развитием экономики, возможно, недостаточен и не стремясь убедить всех скептиков институционального подхода, авторы, тем не менее, утверждают, что если бы не обструкция институциональных реформ, экономический рост в Турции мог бы продолжаться без сползания в его низкокачественную фазу, как это случилось после 2007 г. [Acemoglu, Ucer, 2015].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 329

Оценка читателей: голосов 0

1. Баш Х. Модель национальной экономики. Новая экономическая система. Казань: ПИК Идел Пресс, 2011.

2. Ульченко Н.Ю. Формирование закономерностей экономического развития Турции: институциональные аспекты. М.:ИВ РАН, 2018

3. Acemoglu D., Ucer M. The Ups and Downs of Turkish Growth, 2002?2015. NBER Working Papers, 21608, National Bureau of Economic Research, Inc. 2015. https://economics.mit.edu/files/11509 (accessed: 11.02.2016).

4. Bankalar?m?z, 2009. Ankara: Turkiye Bankalar Birligi, 2010.

5. Banks in Turkey 2010. Ankara: The Banks Association of Turkey, 2011.

6. Banks in Turkey 2011. Ankara: The Banks Association of Turkey, 2012.

7. Cumhuriyet.Turkiye'ye 3 y?lda giren para 3 ayda buhar ol-du.https://www.cumhuriyet.com.tr/haber/turkiyeye-3-yilda-giren-para-3-ayda-buhar-oldu-1731154 (accessed: 05.04.2020).

8. Eichengreen B. Escaping the Middle Income Trap.Achieving Maxi-mum Long Run Growth. Kansas: Federal Reserve Bank of Kansas City, 2012. Pp.411?412. http://www.kansascityfed.org/publicat/sympos/2011/Eichengreen_final.pdf (accessed: 02.11.2016).

9. Eichengreen B., Park D., Shin K. Growth slowdowns redux: Avoiding the middle-income trap. VOX CEPR’s Policy Portal. January 2013. http://www.voxeu.org/article/growth-slowdowns-redux-avoiding-middle-income-trap (accessed: 02.11.2016).

10. Ekonomik Gorunum. Mart 2021. Ankara, T.C.Ticareat Bakanl?g?, 2021. https://ticaret.gov.tr/data/5e18288613b8761dccd 355ce/Ekonomik% 20Gorunum_Mart_2021.pdf(accessed: 03.03.2021).

11. Ekonomik Rapor 2005. Ankara: TOBB, 2006.

12. Ekonomik Rapor 2006. Ankara: TOBB, 2007.

13. Ekonomik Rapor 2009. Ankara: TOBB, 2010.

14. Ekonomik Rapor 2010. Ankara: TOBB, 2011.

15. Ekonomik Rapor 2012. Ankara: TOBB, 2013.

16. Ekonomik Rapor 2014. Ankara: TOBB,2015.

17. Ekonomik Rapor 2016. Ankara: TOBB, 2017.

18. Ekonomik Rapor 2017. Ankara: 2018.

19. Ekonomik Rapor 2018. Ankara: TOBB, 2019.

20. Istatistik gostergeler 1923?2008. Ankara: TUIK, 2009.

21. Istatistik Gostergeler 1923?2011. Ankara: TUIK, 2012.

22. Onis Z.Turkey under the challenge of state capitalism: the political economy of the late AKP era.Southeast European and Black Sea Studies. Apr., 2019. P.201–225.https://doi.org/10.1080/14683857.2019.1594856 (accessed: 16.05.2020).

23. Pierini M., Siccardi F. Why the EU and United States should Rethink their Turkey Policies in 2021.Carnegie Europe. January 21, 2021. https://carnegieeurope.eu/2021/01/21/why-eu-and-united-states-should-rethink-their-turkey-policies-in-2021-pub-83662 (accessed: 12.02.2021).

24. The Times: Turkiye'nin Lira'y? kurtarmak icin secenekleri azal?yor. https://www.bbc.com/turkce/haberler-dunya-53806530 (accessed: 17.08.2020).

25. Turkiye Istatistik Kurumu (TUIK). http://www.tuik.gov.tr (accessed: 02.12.2016).

26. Turkiye Istatistik Kurumu (TUIK). https://tuikweb.tuik.gov.tr/PreTablo.do?alt_id=1105 (ac-cessed: 15.06.2021).

27. World Bank Open Data, 2014.База данных Всемирного банка . http://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.PCAP.CD (accessed: 10.06.2015).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх