Трансформация гневного божества Шивы-Махакалы в бога счастья и удачи Дайкокутэн в японском буддизме

 
Код статьиS086919080020211-9-1
DOI10.31857/S086919080020211-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы135-147
Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей трансформации образа гневного божества Махакалы индуистского пантеона в бога счастья и удачи Дайкокутэн в японском буддизме. Отмечается, что если в индуизме и буддизме Ваджраяны Махакала – это гневное божество, исполняющее функции защитника Учения Дхармы, то в результате перенесения этого божества в японскую культурную среду эти функции были переосмыслены. Наиболее ранние примеры переосмысления функций Махакалы отмечаются уже в Китае, откуда они в дальнейшем проникли в Японию. В статье прослеживается: описание Махакалы в японской буддийской текстовой традиции; иконография; трансформация в народном фольклоре. Отмечается, что наиболее известным японским текстом, в котором описывается ритуал поклонения Махакале, является «Дайкокутэндзин-хо大黒天神法» («Закон Великого Темного Божества»). Делается вывод о том, что на формирование иконографии Махакалы в Японии повлиял сложный процесс синто-буддийского синкретизма, в котором соединились эзотерические доктрины школы Тэндай (кэнмицу), традиционная японская мифология синто, буддийская космология и связанные с ней элементы индуизма. Все эти тенденции хорошо прослеживаются также в японском фольклоре. Делается вывод о том, что на процесс трансформации гневного божества индуизма Махакалы в одного из японских богов счастья Дайкокутэн повлияло стремление избавить Махакалу от изначально присущих ему разрушительных смертоносных атрибутов, поскольку они не сочетались с исконной японской синтоистской традицией, относящейся к смерти и ее проявлениям как к нечистому. 

Ключевые словаМахакала, Дайкокутэн, Ваджраяна, Тэндай, кэнмицу
Получено18.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов39891
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одним из наиболее известных гневных божеств-защитников буддийского пантеона Ваджраяны является Махакала, который, как считается, в индуизме представлял одну из двух ипостасей бога Шивы - Бхайравы. Древние традиции почитания этого божества в Индии, Тибете и других странах Центральной Азии в свое время были достаточно подробно исследованы в трудах российских (А.В. Зорин, С.Р. Батомункуева), западных (Мэган Бриссон, Уильям Стеблайн, Пунам Рана, Сара Ричардсон, Мадлен Биардо и др.) и китайских ученых (Ван Яо, Чжу Юэ Мэй и др.)1 В данной статье рассматривается сравнительно мало изученный в российском востоковедении культ Махакалы в Японии и постепенная трансформация его в местное божество Дайкокутэн. Как отмечает С.Р. Батомункуева, этимология имени «Махакала» восходит к санскриту и состоит из двух слов: mahā и kāla. Если первое слово обычно принято переводить как «великий», то у второго – kāla – имеется два значения – «черный» и «время». По этой причине имя божества – Махакала – может иметь двойной перевод: «Великое Время» или «Великий Черный». [Батомункуева, 2020, 1114-1130] В индийских священных текстах Махакала, как правило, описывается как «Великий вне времени и смерти» в качестве одной из ипостасей Шивы, воплощающем в себе его разрушительную мощь. Говоря о самых ранних упоминаниях Махакалы в индийских источниках, исследователи, как правило, отмечают Веды (в которых он отождествляется с Рудрой) и «Бхагавадгиту». Там Махакала приравнивается к безжалостному Времени, уничтожающему вселенную и все сущее, не имеющее ни начала, ни конца. [Батомункуева, 2020, 1114-1130] В целом же, ассоциации Махакалы c мраком и смертью, характерные для индийских источников, позволили известному индологу Мадлен Биардо сделать вывод о не-арийском происхождении этого божества, которого индуизм был вынужден включить в свой пантеон наряду с Рудрой и Шивой. [Biardeau, 1989, p. 58] 1. Зорин А. В. Садхана Шри-Махакалы Нагарджуны в древнем списке из рукописной коллекции ИВР РАН // От Дуньхуана до Бурятии. По следам тибетских текстов. Российские тибетологи к 80-летию со дня рождения Регби Ешиевича Пубаева. Улан-Удэ: Изд. Бурятского научного центра СО РАН; 2009. С. 197–210; Батомункуева С.Р. К истории культа Махакалы в Тибете. Ориенталистика.; 2020, 3(4):1114-1130.  url: https://www.orientalistica.com/jour/article/view/231 (дата обращения 27.07.2021); Stablein W. G. The Mahakalatantra: A Theory of Ritual Blessings and Tantric Medicine. Columbia University. PhD. 1976. 314 p.; Poonam Rajya Laxmi Rana. The sacred Mahakala in the Hindu and Buddhist texts // Nepalese Culture. 2019. Vol. XIII. P. 77–94. Режим доступа: >>>> Richardson Sarah A. Reading the History of a Tibetan Mahakala Painting: The Nyingma Chod Mandala of Legs Ldan Nagpo Aghora in the Royal Ontario Museum. The Ohio State University. M. A. 2006; Biardeau M.  Hinduism. The anthropology of a civilization. Oxford: Oxford University Press, 1989; Wang Yao. A cult of Mahakala in Beijing. Tibetan Studies: Proceedings of the 6-th Seminar of the International Association of Tibetan Studies, Vol. 2, 1992, Pp. 957-964
2 Иянага Нобуми, один из выдающихся японских исследователей индийского и буддийского тантризма, указывает на конкретную связь между Шивой и Махакалой в текстах пуран. Так, в «Шива пурана» и «Курма-пуране» (с небольшими вариациями) рассказывается легенда о появлении лингама Шивы в Удджайини, столице царства Малава, который остался там в форме сияющего лингама и получил название «Махакала». [Iyanaga, 1994, p. 841] Известна также другая легенда, в которой Шива напрямую отождествляется с Махакалой, она приводится в «Хариванше-пуране». Согласно ей, Шива принял угрожающий облик Махакалы (или Бхайравы), чтобы убить царя демонов Андхаку, возжелавшего его супругу Парвати. При этом он также был облачен в слоновью кожу, содранную им с другого демона Гаджасуры (или Нила-асуры), который пытался убить Шиву в облике слона. Впоследствии Шива также изображался в виде Андхакасура-вадха («победитель Андхака-асуры»), с трезубцем, на которое нанизано человеческое тело, символизирующее побежденного Андхаку, и со слоновьей шкурой на плечах. Последний элемент, как будет показано в тексте, в дальнейшем стал одним из обязательных атрибутов иконографии Махакалы. [Faure B., 2015, р. 47] Следует отметить, что в буддийской литературе имя «Махакала» также встречается в «Тхерагатха» - сборнике стихов и религиозных гимнов, приписываемых просветленным монахам. Примечательно, что в данном случае оно принадлежит человеку, а не божеству и связано с архатом, который практиковал медитацию на кладбищах и в местах для кремации. И хотя в дальнейшем в китайских и японских источниках никак не связывали между собой архата Махакалу и бога Махакалу, все же, как полагает Иянага Нобуми, и тот, и другой имеет отношение ко злым демонам, питающимися трупами. [Iyanaga, 1994, p. 852]

Всего подписок: 0, всего просмотров: 441

Оценка читателей: голосов 0

1. Батомункуева С.Р. К истории культа Махакалы в Тибете. Ориенталистика. 2020. № 3(4). С. 1114–1130.

2. Зорин А. В. Символика культа Махакалы в «Гимне Шестирукому Защитнику». Вторые Торчиновские чтения: Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. С. 121–125.

3. Зорин А.В. Садхана Шри-Махакалы Нагарджуны в древнем списке из рукописной коллекции ИВР РАН. От Дуньхуана до Бурятии. По следам тибетских текстов. Российские тибетологи к 80-летию со дня рождения Регби Ешиевича Пубаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2009. С. 197–210.

4. Исикава Итиро (石川一郎). Дайкокутэн. Эдо бунгаку дзокусин дзитэн ( 江戸文學 俗信辞典). Токио: Токёдо сюппан, 1989. C. 212–213 (на японском языке).

5. Накорчевский А.А. Синто. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003.

6. Наганума К. (長沼賢海). Дайкокутэн-но кэйё оёби синко-но хэнсэн (大 黒天の形容及び信仰の變遷). Нихон сюкёси-но кэнкю 日本宗教史の研究. Токио: Кёикукэнкюкай, 1928(1). C. 623–653 (на японском языке).

7. Наганума К. (長沼賢海). Дайкокутэн-но кэйё оёби синко-но хэнсэн дзокухэн (大 黒天の形容及び信仰の變遷續編). Нихон сюкёси-но кэнкю (日本宗教史の研究). Токио: Кёикукэнкюкай, 1928(2). C. 654–756 (на японском языке).

8. Накагава Д. (中川善).Дайкокутэндзин ко (大黒天神考). Коясан: Синноин, 1964 (на японском языке).

9. Сёсондзудзо 諸尊圖像 («Изображения всех почитаемых») (на китайском языке) http://www.gmzm.org/?gujitushu/zhuzuntuxiangchao.html (дата обращения: 24.12.2021).

10. Чжу Юэ Мэй (朱 悦梅). 大黑天造像初探──兼论大理、西藏、敦煌等地大黑天造像之关系 («Предварительное исследование статуй Махакалы. Также о взаимосвязи между статуями Махакалы в Дали, Тибете, Дуньхуане и других местах»). «敦煌研究», 敦煌研究院资料中心. 2001. Vol. 4. С. 75–83 (на китайском языке).

11. Benoytosh Bhattacharyya. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta: Ghosh Printing House Private LTD, 1958.

12. Biardeau M. Hinduism. The Anthropology of a Ci¬vi¬lization. Oxford: Oxford University Press, 1989.

13. Bryson M. Mahākāla Worship in the Dali Kingdom (937–1253) – A Study of the Dahei tianshen daochang yi. Journal of the International Association of Buddhist Studies. 2012. Vol. 35. No. 1–2. Pp. 3–70.

14. Faure B. The Fluid Pantheon: Gods of Medieval Japan, Vol. 1, 2. University of Hawaii Press, 2015.

15. Iyanaga N. Daikokuten 大 黒 天 Mahâkâla, le Grand Noir, divinité passée du panthéon sivaite à Tésotérisme bouddhique et au panthéon populaire japonais. 法 寳 義 林 Hobogirin: Dictionnaire encyclopedique du bouddhisme d'apres les sources Chinoises et Japonaises. Septième volume: Daijo – Daishi. Paris-Kyoto, 1994. Pp. 839–921.

16. Ladrang Kalsang. The Guardian Deities of Tibet. Delhi: Winsome books India, 2007.

17. Nebesky-Wojkowitz, de, R. Oracles and Demons of Tibet: the Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi: Rashtra Rachna Printers, 1993.

18. Poonam Rajya Laxmi Rana. The Sacred Mahakala in the Hindu and Buddhist texts. Nepalese Culture. 2019. Vol. XIII. Pp. 77–94.

19. Richardson Sarah A. Reading the History of a Tibetan Mahakala Painting: The Nyingma Chod Mandala of Legs Ldan Nagpo Aghora in the Royal Ontario Museum. MA, the Ohio State University, 2006.

20. Stablein W.G. The Mahakalatantra: A Theory of Ritual Blessings and Tantric Medicine. PhD, Columbia University, 1976.

21. Wang Yao. A Cult of Mahakala in Beijing. Tibetan Studies: Proceedings of the 6-th Seminar of the International Association of Tibetan Studies. 1992. Vol. 2. Pp. 957–964.

22. Wong Kit Wah, Cheung Yeuk Hang. Mahakala Studies in China. China Tibetology. 2012. No. 2. Pp. 100–118.

Дайкокутэн из храма Кандзэондзи в Дадзайфу. Источник: www.franchise-ken.co.jp (d029ee0e5ee704549a2d105b60e98237.jpg, 190 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх