Президентская кампания 2021 в Иране: победа консерваторов на фоне системного кризиса

 
Код статьиS086919080020207-4-1
DOI10.31857/S086919080020207-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы89-100
Аннотация

В июне 2021 г. в Иране состоялись тринадцатые президентские выборы. Ожидаемую победу на них одержал представитель консервативного политического блока – Ибрагим Раиси, уже баллотировавшийся в 2017 г., однако уступивший тогда Хасану Роухани в условиях широкой общественной поддержки последнего. Избрание И. Раиси актуализировало дискуссию о легитимности власти в Исламской Республике и прозрачности выборных процедур. В соответствии с решением Наблюдательного Совета пятеро из семи кандидатов, допущенных до выборов, принадлежали к консервативному политическому блоку. Назначение на пост главы исполнительной власти И. Раиси, при этом, может рассматриваться как стратегическое в контексте вопроса о преемнике Верховного Лидера. В перспективе занять высший пост в стране может именно И. Раиси так как вполне вероятно повторение сценария 1989 г., когда рахбаром был назначен Али Хаменеи, к тому моменту уже имевший опыт президентства. 

Победа И. Раиси вновь утвердила консервативный дискурс в качестве ведущего как во внутриполитической жизни страны, так и во внешней политике. В свою очередь актуальная повестка иранского консерватизма – консолидация разобщенных умеренного, традиционного и радикального блоков, а также выработка единого прагматичного политического курса. 

Важнейшей задачей, стоящей перед новой администрацией И. Раиси, является разрешение хотя бы части из множества, накопившихся проблем, среди которых экономический кризис, последствия пандемии, усугубляющаяся экологическая обстановка, перебои в электроснабжении, общественная разобщенность рост протестной активности и нерешённость кризиса вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.

Ключевые словаИран, политическая система, внутренняя политика, консерватизм, политическая идентичность, политическая модернизация, системный кризис.
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на про-ведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического раз-вития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено16.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов28123
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Победу на президентских выборах, состоявшихся в Иране в июне 2021 г., одержал представитель консервативного политического блока – сейед Ибрагим Раиси, имя которого неоднократно фигурировало в списке основных претендентов на пост Верховного Лидера ИРИ после А. Хаменеи. Показатель участия иранцев (Раиси получил 61,95% голосов, при явке избирателей 48,8%) в выборах, будучи обусловлен предопределенностью их исхода и пандемией, стал самым низким в истории страны. Что в очередной раз, после выборов 2009 г., актуализировало дискуссию о прозрачности существующих выборных процедур и легитимности руководства Исламской Республики [Toossi, 2021; Iranians vote in presidential election, 2021; Dabashi, 2021]. На внутристрановом уровне эта дискуссия является индикатором общественного раскола и нарастания внутриэлитных противоречий.
2 Предопределенность исхода выборов, 13,4% «белых» (нулевых) бюллетеней (2-е место по числу «голосов»), и особенности президентской кампании 2021 г. могут свидетельствовать об углублении общественно-политических проблем, ослаблении «народной» составляющей легитимности исламского режима. Но в условиях нарастания кризисных тенденций в политической, экономической и социальной сферах в последние годы приоритеты руководства Исламской Республики изменились. Вместо либерализации политической системы на повестку дня был возвращен вопрос о поддержании ее резистентности внешним и внутренним вызовам и обеспечении безопасности руководства. С этой точки зрения, победа на выборах заранее подготовленного системного кандидата была предпочтительнее и позволила сосредоточить основные рычаги управления в руках представителей консервативного идейно-политического течения, тем самым обеспечив системе консервативный вектор развития.
3 Тема выборов в ИРИ рассматривалась российскими, иранскими и западными учеными и экспертами как сама по себе [Манучихри, 2007; Дунаева, 2017(2); Филин, Кокликов, 2017; Dabashi, 2021; Nada, Dickson, 2021; Toossi, 2021], так и в ее тесной взаимосвязи с вопросами трансформации политической системы [Дунаева, 2016; Mohseni, 2016; Мамедова, 2018], идентичности [Дунаева, 2017(1)], политической и экономической модернизации [Мамедова, 2008], общих и частных проблем развития Ирана [Саджапур, 2009; Сажин, 2009; Сажин, Бондарь, 2014; Персидский бастион, 2019]. В данной статье президентские выборы 2021 г. рассматриваются в свете системного кризиса в ИРИ и феномена усиления консервативного лагеря.
4

ВЫБОРЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

5 Одной из важных особенностей иранской политической системы является «двойная» легитимность политической власти. Основными источниками легитимности в стране являются божественная воля, позволившая осуществиться исламской Революции, и воля иранского народа, вверившего в 1979 г. управление страной новому исламскому руководству. Но с годами дистанция между стареющими элитами и народом увеличилась, снизилась эффективность традиционных методов управления, начали проявляться признаки кризиса политической системы.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 527

Оценка читателей: голосов 0

1. Вартанян А.М. Стратегия развития Ирана до 2025 года: промежуточные итоги. Middle East Institute (IIMES), 6.09.2010 http://www.iimes.ru/?p=11270 (accessed: 18.09.2021).

2. Дунаева Е.В. Политическая система Исламской Республики Иран: вызовы либеральной модернизации. Восток (Oriens). 2016. № 1. С. 111–120.

3. Дунаева Е.В. Иран: изменения баланса политических сил после выборов Х. Роухани. Актуальные проблемы Ближнего и Среднего Востока. 2017. C. 17–30.

4. Дунаева Е.В. Иран: исламская политическая идентичность и вызовы современности. Религия и общество на Востоке. 2017. № 1. С. 51–68.

5. Мамедова Н.М. Иранская модель модернизации. Мировое национальное хозяйство. 2008. https://mirec.mgimo.ru/2008/2008-01/iranskaya-model-modernizacii (accessed: 18.09.2021).

6. Мамедова Н.М. Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 3. С. 152–165.

7. Манучихри А. Политическая система Ирана. СПБ.: Петербургское Востоковедение, 2007.

8. Персидский бастион. Под ред. Лямина Ю.Ю., Пухова Р.Н. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2019.

9. Поляков О. Альянс ученых и «ястребов» Ахмадинежада: кто есть кто в новом правительстве Ирана. EA-Daily, 3.09.2021 https://eadaily.com/ru/ampnews/2021/09/03/alyans-uchenyh-i-yastrebov-ahmadinezhada-kto-est-kto-v-novom-pravitelstve-irana (accessed: 29.09.2021).

10. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. Ислам. Религия, общество, государство. 1984. С. 204–212.

11. Саджапур К. Читая Хаменеи: взгляды на мир самого влиятельного деятеля Ирана. М.: Изд. Эхо Бук, 2009.

12. Сажин В.И. Иран: апрель-2009. Middle East Institute (IIMES), 26.05.2009. http://www.iimes.ru/?p=8700 (accessed: 29.09.2021).

13. Сажин В.И., Бондарь Ю.М. Военная мощь Исламской Республики Иран. М.: Издательство Московского университета, 2014.

14. Сурков Н.Ю. Харизматическое лидерство в условиях Ближнего Востока и Северной Африки в XXI веке: региональная специфика и перспективы эволюции феномена. Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13. № 2. С. 123–140.

15. Филин Н.А., Кокликов В.О. Президентская избирательная кампания в Иране 2017 г.: решение элит или выбор народа? Азия и Африка сегодня. 2017. № 10. С. 56–62.

16. Year National Vision. Iran data Portal. https://irandataportal.syr.edu/20-year-national-vision (accessed: 29.09.2021).

17. Āiin-e name-ye ājuri-i kanun-e āntekhābāt-e riāsat-e jamhuri-ye eslāmi-ye iran, 2001 [Executive regulations of the law on the presence of representatives of presidential candidates in polling stations, 2001 (in Persian)]. https://rc.majlis.ir/fa/law/show/121340 (accessed: 08.07.2021).

18. Biānāt dar jalase-ye tabiin-e siāsatha-ye ektesād-e mokāvemati. Khamenei.IR, 20.12.1392 [Statements at the meeting explaining the policies of the «resistance» economy (in Persian)]. Khamenei.IR, 11.03.2014 https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=25795 (accessed: 20.10.2021).

19. Cheshm-e āzād-e Jamhuri-ye Eslami-ye Irān dar āfag 1404 hejri-ye shamsi, 1382. [The perspective of the Islamic Republic of Iran on the horizon of 2025 AH (in Persian)]. Majles, 4.11.2003 https://rc.majlis.ir/fa/law/show/132295 (accessed: 29.09.2021).

20. Dabashi H. What does ‘voting’ mean in Iran? Al-jazeera, 17.05.2021. https://www.aljazeera.com/opinions/2021/5/17/what-does-voting-mean-in (accessed: 05.07.2021).

21. Galizadeh Hāshemi dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt: zānui-ye doulat bar kardan mardom ast / rahkarhāi barāi sāmāndhi-ye burs daram. Mehr,15.03.1400. [Galizadeh Hashemi in the first election debate: The government's knees are on the people / I have strategies for organizing the stock market, 2021 (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021 https://www.mehrnews.com/ news/5228108/زانوی-دولت-بر-گردن-مردم-است-راهکارهایی-برای-ساماندهی-بورس-دارم (accessed: 10.07.2021).

22. Gozārash-e tahavvoliat-e bash-e vage’i-ye ektesād-e Iran – Sāl, 1399. [Report on the developments in the real sector of the Iranian economy – 2020 – 2021 year (in Persian)]. Central Bank of the IRI, June 2021 [https://cbi.ir/simplelist/2055.aspx] (accessed: 20.10.2021).

23. Hemmati dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt: Rouhani negāh-e ektesādi nadāsht / āglāb-e va’dehāii-ye nāmzadeha a’mli nist. Mehr,15.03.1400. [Hemmati in the first election debate: Rouhani did not have an economic outlook / Most of the candidates' promises are not practical (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021 https://www.mehrnews.com/news/5228111/روحانی-نگاه-اقتصادی-نداشت-اغلب-وعده-های-نامزدها-عملی-نیست (accessed: 05.07.2021).

24. Iranians vote in presidential election marred by disqualification row. BBC news, 18.06.2021.https://www.bbc.com/news/world-middle-east-57510763 (accessed: 05.07.2021).

25. Jalili dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt: Āktdār in nist ke harfhāyi tond zade shod / khod ra moa’ttal chand keshvar nakonim. Mehr,15.03.1400 [Jalili in the election debate: The authority is not to make a fuss / not to procrastinate in a few countries (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021 https://www.mehrnews.com/news/5228107/اقتدار-این-نیست-که-حرف-های-تند-زده-شود-خود-را-معطل-چند-کشور-نکنیم (accessed: 11.07.2021).

26. Kānun-e nozzārat-e shoura-ye negahbān bar āntekhābāt-e riāsat-e jamhuri-ye eslāmi-ye iran, 10.04.1360 [Guardian Council Supervision of Presidential Elections Law, 01.07.1981 (in Persian)]. https://rc.majlis.ir/fa/law/show/90192] (accessed: 08.07.2021).

27. Kānun-e āntekhābāt-e riāsat-e jamhuri-ye eslāmi-ye iran, 1985 [Presidential Election Law of the Islamic Republic of Iran (in Persian)] Majles, 1985 https://rc.majlis.ir/fa/law/show/91088 (accessed: 07.07.2021).

28. Kānun-e āntekhābāt-e riāsat-e jamhuri-ye eslāmi-ye iran, mosavvab 5.04.1364 bā eslāhāt-e ba’di, 2020 [Election Law about the Presidency of the Islamic Republic of Iran, approved on 26.06.1985, with subsequent amendments (in Persian)]. https://www.irinn.ir/files/fa/news/ 1399/12/20/364126_324.pdf (accessed: 07.07.2021).

29. Law for the amendment of the presidential election law, 2013 https://irandataportal.syr.edu/law-for-the-amendment-of-the-presidential-election-law. Iran data portal, 19.06.2013 (accessed: 07.07.2021).

30. Mohseni P. Factionalism, Privatization, and the Political economy of regime transformation. Power and Change in Iran Politics of Contention and Conciliation. Ed. Brumberg D., Farhi F. 2016. Pp. 37 – 69.

31. Nada G., Dickson J. Dull presidential Debates: 2021. United States Institute of Peace, 09.06.2021 https://iranprimer.usip.org/ blog/2021/jun/09/dull-presidential-debates-2021 (accessed: 29.09.2021).

32. Outcomes FATF Plenary, 19-21 February 2020. FATF, 21.02.2020. https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/outcomes-fatf-plenary-february-2020.html (accessed: 06.07.2021).

33. Raisi dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt:barhi haste nashodand ānkedar āhant mikonand? Tāknun az yek nafar shekayat nakardam. Mehr,15.03.1400. [Raisi in the first election debate: Some people are not tired, they insult so much? / I have not complained about one person so far, 2021 (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021 [https://www.mehrnews.com/news/5228113/برخی-خسته-نشدند-آنقدر-اهانت-می-کنند-تاکنون-از-یک-نفر-شکایت-نکردم] (accessed: 05.07.2021).

34. Rezāii dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt: āgā-yi Hemmati va barhi-ye ā’zāi-ye doulat-e Rouhani ra mamnu’ alharej hoham kard.Mehr,15.03.1400 [Rezaei in the election debate: I will ban Mr. Hemmati and some members of Rouhani's government from leaving (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021. https://www.mehrnews.com/news/5228112/آقای-همتی-و-برخی-اعضای-دولت-روحانی-را-ممنوع-الخروج-خواهم-کرد (accessed: 09.07.2021).

35. Shekāyat-e bish az 500 hezar nafar az mardom az Hassan Rouhani be kamisiun-e āsl-e navad. Fars news, 8.06.1400. [More than 500,000 people have complained to the Article 90 Commission about Hassan Rouhani (in Persian)]. Fars news, 30.08.2021. https://www.farsnews.ir/amp/14000608000430 (accessed: 19.09.2021).

36. Toossi S. Iran and Raisi Have a Legitimacy Crisis. Foreign policy, 23.06.2021. https://foreignpolicy.com/2021/06/23/iran-and-ebrahim-raisi-have-a-legitimacy-crisis/ (accessed: 05.07.2021).

37. Zakkani dar avvalin-e monāzere-ye entehābāt: Doulat-e Rouhāni bā jib-e mardom-e edār-e shode ast /āmadeim hag-e mardom ra begirim. Mehr,15.03.1400 [Zakani in the election debate: The Rouhani government is run by the people / We have come to take the rights of the people (in Persian)]. Mehr, 5.06.2021 https://www.mehrnews.com/news/5228129/دولت-روحانی-با-جیب-مردم-اداره-شده-است-آمده-ایم-حق-مردم-را-بگیریم (accessed: 07.07.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх